Цели: содействовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на весенние проявления природы, ассоциации с собственным опытом восприятия их. Развивать связную диалогическую и монологическую речь учащихся, обогащённую эмоционально окрашенной лексикой. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование к уроку: репродукция картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода», стихи И.Бунина «Бушует полая вода», грамзапись звука журчания ручейка, музыка Сергея Васильевича Рахманинова пьеса «Весенний поток »; у детей тетради для творческих работ.
Ход урока
1. Организационный момент
Звучит грамзапись звука журчащего ручейка.
- Что вы услышали?
2. Подготовка к восприятию произведения
- Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живёт ожиданием тепла, солнца.
Это время называется «весна». Да, весна несёт всем радость жизни, радость творчества. Это чувство охватывает всех людей. Поэты пишут стихи, композиторы – музыку, художники – картины.
Учитель читает стихи И. Бунина «Бушует полая вода».
- Вы увидели весну?
- Почувствовали, как поэт передал своё радостное настроение?
Весна приходит со своей палитрой красок.
- Какие же цвета на ней?
-Давайте посмотрим, как рассказал о весне художник Исаак Ильич Левитан.
3.Рассматривание картины
Рисунок 1
Педагог открывает репродукцию картины, и даёт возможность рассмотреть её детям.
- Посмотрите внимательно на картину.
- Где раньше видели эту картину?
- Какие чувства она у вас вызывает?
- Представьте себе, что вы оказались на берегу этой речки. Что вы чувствуете, слышите?
4. Анализ содержания картины
- Как называется картина? Почему?
- Какие краски подобрал художник для этой картины?
- Какие цвета преобладают?
- Что самое яркое в картине?
- Почему главные цвета голубой и жёлтый?
- Как вы думаете, что привлекло внимание живописца в этом уголке природы?
- Что же интересного увидел Исаак Ильич Левитан?
- А вы такое видели?
- Откуда же взялось так много воды?
- Как называется это явление? Почему?
Подошла, невзначай подступила
Полых вод неоглядная сила, -
Набежала из талых снегов
С обогретых весною бугров.
А.Коринфский
Полая вода – значит большая вода, когда реки вскрываются, освобождаются ото льда и выходят из своих берегов.
- А почему вода кажется голубого цвета?
- Какое небо? С чем можно сравнить плывущие по небу облака?
- Что ещё вы видите в воде?
- Какие деревья оказались в воде?
- А какие отражаются берёзы и осины?
- Почему деревья кажутся такими вытянутыми и изогнутыми?
- Какой же день стоял, в то время как художник писал картину? Как вы это определили?
- Что ещё изобразил художник в этом уголке природы?
- Как вы думаете, зачем автор картины включает в свой пейзаж домики вдали и на первом плане картины лодку?
- Что он этим хотел сказать?
- Какие чувства у вас вызывает эта картина?
5. Составление плана сочинения
- О чём будем писать в основной части сочинения?
- Что напишем в заключительной части сочинения?
Примерный план
- Начало половодья.
- Апрельский солнечный денёк.
- Деревья встречают весну.
6. Лексико-орфографическая подготовка
- Запомните, художник картину пишет, а не рисует.
- Как можно сказать по-другому: изобразил,… показал, создал, воспроизвёл.
- Какие слова и выражения можно использовать для описания прихода весны?
Плывут лёгкие облака, высокое синее небо.
- Какие слова и выражения можно использовать при описании деревьев?
Деревья, кажется, что деревья растут сразу и вверх, и вниз. Это зеркальное отражение в воде придаёт пейзажу загадочность.
- Что можно сказать о воде?
Широко, привольно, бескрайне разлилась вода, кажется, что она сливается с голубым небом. Она повсюду прозрачная, голубая, как и сам воздух.
- Запомните, как пишутся слова: пейзаж, растаявший, гармония, насыщенные, половодье.
Послушайте музыкальное произведение Сергея Васильевича Рахманинова пьеса «Весенний поток».
- Закройте глаза и представьте себе голубое небо, бескрайние просторы воды. Почувствуйте лёгкий весенний ветерок, тёплые лучи солнышка.
Физкультминутка
- Попробуйте передать эту музыку в движении.
7. Написание и проверка сочинения
8. Итог урока
- Чему учились на уроке?
- Что понравилось?
9. Рефлексия
- С каким настроением заканчивается для вас урок? Приклейте значок на доске.
Варианты значков:
- Солнышко - на душе светло, радостно;
- Тучка – на душе пасмурно и грустно.