Урок русского языка и развития речи в 4-м классе. Сочинение по картине И.И. Левитана "Весна. Большая вода"

Разделы: Начальная школа


Цели: содействовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на весенние проявления природы, ассоциации с собственным опытом восприятия их. Развивать связную диалогическую и монологическую речь учащихся, обогащённую эмоционально окрашенной лексикой. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование к уроку: репродукция картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода», стихи И.Бунина «Бушует полая вода», грамзапись звука журчания ручейка, музыка Сергея Васильевича Рахманинова пьеса «Весенний поток »; у детей тетради для творческих работ.

Ход урока

1. Организационный момент

Звучит грамзапись звука журчащего ручейка.

- Что вы услышали?

2. Подготовка к восприятию произведения

- Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живёт ожиданием тепла, солнца.

Это время называется «весна». Да, весна несёт всем радость жизни, радость творчества. Это чувство охватывает всех людей. Поэты пишут стихи, композиторы – музыку, художники – картины.

Учитель читает стихи И. Бунина «Бушует полая вода».

- Вы увидели весну?

- Почувствовали, как поэт передал своё радостное настроение?

Весна приходит со своей палитрой красок.

- Какие же цвета на ней?

-Давайте посмотрим, как рассказал о весне художник Исаак Ильич Левитан.

3.Рассматривание картины

Рисунок 1

Педагог открывает репродукцию картины, и даёт возможность рассмотреть её детям.

- Посмотрите внимательно на картину.

- Где раньше видели эту картину?

- Какие чувства она у вас вызывает?

- Представьте себе, что вы оказались на берегу этой речки. Что вы чувствуете, слышите?

4. Анализ содержания картины

- Как называется картина? Почему?

- Какие краски подобрал художник для этой картины?

- Какие цвета преобладают?

- Что самое яркое в картине?

- Почему главные цвета голубой и жёлтый?

- Как вы думаете, что привлекло внимание живописца в этом уголке природы?

- Что же интересного увидел Исаак Ильич Левитан?

- А вы такое видели?

- Откуда же взялось так много воды?

- Как называется это явление? Почему?

Подошла, невзначай подступила
Полых вод неоглядная сила, -
Набежала из талых снегов
С обогретых весною бугров.
А.Коринфский

Полая вода – значит большая вода, когда реки вскрываются, освобождаются ото льда и выходят из своих берегов.

- А почему вода кажется голубого цвета?

- Какое небо? С чем можно сравнить плывущие по небу облака?

- Что ещё вы видите в воде?

- Какие деревья оказались в воде?

- А какие отражаются берёзы и осины?

- Почему деревья кажутся такими вытянутыми и изогнутыми?

- Какой же день стоял, в то время как художник писал картину? Как вы это определили?

- Что ещё изобразил художник в этом уголке природы?

- Как вы думаете, зачем автор картины включает в свой пейзаж домики вдали и на первом плане картины лодку?

- Что он этим хотел сказать?

- Какие чувства у вас вызывает эта картина?

5. Составление плана сочинения

- О чём будем писать в основной части сочинения?

- Что напишем в заключительной части сочинения?

Примерный план

  1. Начало половодья.
  2. Апрельский солнечный денёк.
  3. Деревья встречают весну.

6. Лексико-орфографическая подготовка

- Запомните, художник картину пишет, а не рисует.

- Как можно сказать по-другому: изобразил,…  показал, создал, воспроизвёл.

- Какие слова и выражения можно использовать для описания прихода весны?

Плывут лёгкие облака, высокое синее небо.

- Какие слова и выражения можно использовать при описании деревьев?

Деревья, кажется, что деревья растут сразу и вверх, и вниз. Это зеркальное отражение в воде придаёт пейзажу загадочность.

- Что можно сказать о воде?

Широко, привольно, бескрайне разлилась вода, кажется, что она сливается с голубым небом. Она повсюду прозрачная, голубая, как и сам воздух.

- Запомните, как пишутся слова: пейзаж, растаявший, гармония, насыщенные, половодье.

Послушайте музыкальное произведение Сергея Васильевича Рахманинова пьеса «Весенний поток».

- Закройте глаза и представьте себе голубое небо, бескрайние просторы воды. Почувствуйте лёгкий весенний ветерок, тёплые лучи солнышка.

Физкультминутка

- Попробуйте передать эту музыку в движении.

7. Написание и проверка сочинения

8. Итог урока

- Чему учились на уроке?

- Что понравилось?

9. Рефлексия

- С каким настроением заканчивается для вас урок? Приклейте значок на доске.

Варианты значков:

  • Солнышко - на душе светло, радостно;
  • Тучка – на душе пасмурно и грустно.