Цели: закреплять умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Материал: географическая карта России, иллюстрации с изображением четырех времен года, набор карточек от нуля до десяти, индивидуальные задания на карточках, геометрические фигуры.
Ход занятия
Занятие проводится в виде соревнования двух команд.
Команды создаются следующим образом: картинки с изображением четырех времен года разрезаются на четыре части, перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Каждый ребенок берет по одной, рассматривает ее и ищет свои "половинки". Когда все картинки собраны, воспитатель просит всех детей, у которых на картинках изображено время года, идущее после осени, встать слева от него; у кого время года, после которого начинается осень встать справа; у кого время года, наступающее после зимы,- слева; после лета - справа.
Каждая команда придумывает себе название. За правильно выполненное задания команда получает балл (цветок).
Воспитатель. И команды готовы отправиться в путешествие. Поезд уже ждет.
(Роль поезда выполняют стульчики, поставленные друг за другом.) Нам надо оживить наш поезд. Что паровоз умеет делать? (пыхтеть, везти вагоны, тормозить, набирать скорость и т.д.) А еще? (свистеть, мигать огнями и т.д.)
Первая остановка.
На столе у каждой команды 5 прямоугольников: синего, красного, желтого, зеленого, белого цвета. Командам предлагается составить флаг России.
Вторая остановка.
Первая команда вспоминает и называет сказки, в названии которых есть число семь, а вторая команда называет сказки, в названии которых есть число три.
Третья остановка.
Блицтурнир. Командам по очереди задаются вопросы достаточно в быстром темпе (за правильный ответ бал):
- сколько хвостов у четырех котов?
- сколько ног у воробья?
- сколько ушей у пяти журавлей?
- сколько лап у двух ежат?
- чего на поле больше ромашек или цветов?
- кого в лесу больше медведей или зверей?
- снесла уточка яйцо. Кто из него вылупится: курочка или петушок?
- что в суп кладут, а не едят?
Четвертая остановка.
На столе у каждой команды лежит лист с нарисованными стайками рыб.
Задание: стайки разноцветных рыбок живут в коралловых пещерах. На каждой пещерке есть цифра, показывающая, сколько рыбок может в ней поместиться, укажи стрелочкой каждой стайке рыбок пещеру, в которой она может спрятаться в случае опасности.
Пятая остановка.
Эстафета. Каждая команда по деталям собирает пирамидку.
Шестая остановка.
Эстафета. Каждая команда собирает в свою корзину только геометрические фигуры.
Седьмая остановка.
Один ребенок от команды прыгает по разложенным хаотично на полу цифрам в порядке увеличения от одного до десяти.
Восьмая остановка.
Один ребенок от команды прыгает по разложенным хаотично на полу цифрам в порядке уменьшения от десяти до одного.
Девятая остановка.
Логические задачи для каждой команды по очереди:
На уроки каждый школьник
В сумке носит треугольник
Ты не школьник, но скажи: в треугольнике вершин сколько?
Можешь сосчитать?
- У него вершинок: (три)
Есть еще, дружок, квадрат -
Треугольнику он брат
А теперь сказать изволь, что сторон в квадрате: (четыре)
Три банана обезьяна
Привязала на лиану.
Один может отвязать - и бананов станет: (два)
Получил слон ананас:
Я не съем его сейчас!
Если съем его - смотри - ананасов будет: (ноль)
Жил да был морской конек,
Был он очень одинок,
Как - то на морской опушке
Встретил он себе подружку
И теперь в его квартире стало жить коньков: (два)
В теплом море стайки рыбок
Так прекрасны и пугливы
Только что их было пять
Спряталась одна опять
И сейчас в морской траве рыб осталось только: (четыре)
Десятая остановка.
Для этого задания потребуются лист ватмана и фломастеры.
Каждой команде предлагается нарисовать человека (одной - мальчика, другой - девочку). Рисовать должны одновременно все. Выигрывает та команда, которая сделает быстрее и лучше.
Подведение итогов.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Наше путешествие закончилось и мы посмотрим букеты, которые вы собрали. Считаются подснежники у одной команды и колокольчики - у другой. Их количество сравнивается. Все дети получают по небольшому призу. Занятие можно завершить чаепитием.