Тип урока: урок-конкурс.
Форма учебной деятельности: групповая (учащиеся заранее разделены на три команды).
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания о мифах народа Саха;
- углубить знания и представления учащихся о мифах народа Саха, используя устное народное творчество и живопись;
- познакомить с художественными трактовками персонажей якутской мифологии;
- воспитывать уважение к традициям якутского народа;
- развитие умений сопоставлять, анализировать, делать выводы;
- совершенствование коммуникативных умений, умения работать в группе.
Оборудование:
- презентация Power Point по содержанию урока;
- тексты с отрывками из олонхо;
- картины якутского художника Т.А.Степанова по сюжетам якутских мифов;
- жетоны для подведения итогов.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слайд 1. Приложение 1.
Ребята, недавно мы изучали мифы наших предков.
- Объясните, пожалуйста, как вы понимаете слово “миф”? (один из видов устного народного творчества; они похожи на сказки; объясняют происхождение явлений природы).
(После этого появляется слайд 2, в котором дается определение мифа).
Слайд 2. Приложение 1.
(Миф-предание, ранний вид устного народного творчества народа, возникшее в глубокой древности. В мифах ярко отражается стремление людей уяснить себе смысл и причины наблюдаемых явлений, исходя из убеждения в существование божественных, сверхъестественных сил. Они похожи на сказки, близки к легенде, но в отличие от сказки в мифе всегда объясняется то, о чем рассказывается.)
- С какой верой связаны мифы древних якутов? (Вера в Айыы, иччи, абаасы)
- Что это за вера? (языческая вера)
- Какие мифы и о чём мы с вами прочитали? (Мифы об Айыы, иччи, абаасы)
- Назовите обитателей Верхнего мира. (Боги айыы)
- Назовите обитателей Среднего мира. (Люди, духи иччи)
- Назовите обитателей Нижнего мира. (Чудовища абаасы)
(На экране появляется слайд 3 - картина Т.Степанова.)
Слайд 3. Приложение 1.
- Давайте рассмотрим картину якутского художника Т. Степанова. Что художник изобразил на этой картине? (Здесь изображены три мира: Верхний, Средний, Нижний)
- Как вы правильно подметили, художник здесь изобразил три мира якутской мифологии и назвал картину «Миры олонхо с мировым деревом» (появляется надпись). Три мира объединяет мировое дерево Аал Луук Мас. Древо Жизни держит Вселенную из трех миров (Верхнего, Среднего и Нижнего).
(Дети устно описывают картину: на Средний мир приходятся основные ветви Древа жизни. Древо Жизни - жилище хозяйки земли Аан Алахчын Хотун. Богатырь Среднего мира, перед тем, как идти на решающее сражение, приходит к Древу Жизни и просит у Аан Алахчин Хотун благословения. Она подносит к богатырю чороон, полный молока. Ветви Древа жизни доходят до Верхнего мира, где живут светлые боги Айыы. На троне сидит главный бог – Юрюнг Аар Тойон. Корни Древа жизни находятся в нижнем мире, где живут абаасы).
- Сегодня мы попробуем обобщить то, что мы узнали о мифах народа Саха. А урок у нас будет проходить в форме конкурса.
2. Повторение пройденного материала.
Тур I. Разминка.
Скажите, о ком идет речь?
- Бог - создатель вселенной и человека, глава небес и остальных богов, живет на самом верхнем небе (Юрюнг Аар Тойон).
- Бог - покровитель конного, рогатого скота, живущий на юго-восточном небе и дарующий людям конный скот (Куруэ Дьэсэгэй Тойон).
- Бог - покровитель птиц, считается отцом орла и жестоко карает человека (Хомпоруун Хотой Айыы).
- Боги рока и судьбы, предугадывающие и предопределяющие судьбу человека (Дъыл5а Хаан Тойон, Танха Хаан Тойон).
- Богини, принимающие участие в жизни человека. Они живут на нижнем восточном небе и спускаются оттуда, окруженные ореолом света, в виде богато одетых пожилых женщин (Айыысыт и Иэйиэхсит).
- Боги брани, предугадывая приближение брани, они вселяют в сражающихся раздор, разжигают страсти (Илбис Кыыhа, Оhол уола).
- Самый великий из иччи, возводимый до степени божества и почитаемый больше богов, дух - хозяин огня, которого представляют в виде старика (Хатан Тэмиэрийэ).
- Дух - хозяин леса, которого представляли в образе могучего великана, щедро делящегося с охотниками своим лесным богатством (Баай Байанай).
- Дух - хозяйка земли, которую представляли в образе женщины, живущей в дереве (Аан Алахчын Хотун).
- Дух - хозяин воды, которого представляли в виде старого почитаемого старика. Он также щедро делятся с людьми рыбой (Куэх Боллох Тойон).
- Глава и повелитель всех подземных абаасы, который создал все вредное человеку (Арсан Дуолай).
- Жена абаасы Арсан Дуолая (Ала Буурай).
- Давайте узнаем, как герои якутских мифов описаны в изобразительном искусстве и в устном народном творчестве.
3. Объяснение нового материала.
II тур. Изобразительное искусство.
- Посмотрим, какими изобразил героев якутской мифологии якутский художник Тимофей Андреевич Степанов.
(Появляется слайд 4 – картина Т. Степанова.)
Слайд 4. Приложение 1.
- Как, по вашему мнению, называется эта картина? (Верхний мир.) (Появляется название картины.)
- Что на ней изображено? (В центре картины на троне восседает главное божество Верхнего мира Юрюнг Айыы тойон. Он вместе с другими богами решает судьбы людей).
(Появляется слайд 5).
Слайд 5. Приложение 1.
- Каких еще богов Айыы вы знаете? (Куруэ Дьэhэгэй Тойон - покровитель конного и рогатого скота, Хомпоруун Хотой Айыы – покровитель птиц, Дьыл5а Хаан и Танха Хаан - боги рока и судьбы, Айыысыт и Иэйэхсит – богини – покровители людей, Илбис Кыыha и Оhол уола – боги войны и раздора.) (На слайде появляются имена богов.)
- Какие цвета использовал художник, создавая атмосферу Верхнего мира? (светлые краски, желтый, золотой, белый цвета)
- Что символизируют эти цвета? (цвет солнца, добра и жизни)
(Появляется слайд 6 –картина Т.Степанова.)
Слайд 6. Приложение 1.
- А как художник назвал эту картину? (Средний мир). (Появляется название картины «Серединный мир».)
- Что мы видим на этой картине? (Здесь показан праздник ысыах, который люди празднуют летом).
- А какими красками художник передал атмосферу праздника? (Зеленый, желтый, красный, голубой).
- А кто живет в среднем мире вместе с людьми? (Духи иччи)
- Кого из них вы знаете? (Ааан Алахчын Хотун - хозяйка земли, Хатан Тэмиэрийэ – хозяин огня, Баай Байанай –хозяин леса. Куэх Боллох Тойон – хозяин воды.) (На слайде появляются имена духов иччи).
(Появляется слайд 7 – фрагмент картины «Миры олонхо с мировым деревом».)
Слайд 7. Приложение 1.
- А что мы видим на этом фрагменте? (Нижний мир).
- Какие цвета использует художник для его изображения? (Темные краски, черный, красный, коричневый цвета).
- А кто живет в нижнем мире? (Чудовища абаасы.)
- Кого из них вы знаете? (Арсан Дуолай – главный аббасы, Ала Буурай – его жена) (на слайде появляются имена абаасы).
А теперь задание: рассмотрите фрагмент картины, назовите имя бога (айыы), духа (иччи) или абаасы. Расскажите, что Вы о нем или о ней знаете.
1. (Появляется слайд 8, дети называют имя мифического персонажа, рассказывают о нем, появляется надпись).
Слайд 8. Приложение 1.
Юрюнг Аар Тойон – создатель Вселенной и человека, Глава небес и остальных богов.
2. (Появляется слайд 9, дети называют имя мифического персонажа, рассказывают о нем, появляется надпись).
Слайд 9. Приложение 1.
Дьыл5а Хаан, Танха Хаан – боги рока и судьбы, предугадывающие и предопределяющие судьбу человека.
3. (Появляется слайд 10, дети называют имя мифического персонажа, рассказывают о нем, появляется надпись).
Слайд 10. Приложение 1.
Илбис Кыыha и Оhол уола – боги брани, войны и раздора.
4. (Появляется слайд 11, дети называют имя мифического персонажа, рассказывают о нем, появляется надпись).
Слайд 11. Приложение 1.
Аан Алахчын Хотун - дух, хозяйка земли.
5. (Появляется слайд 12, дети называют имя мифического персонажа, рассказывают о нем, появляется надпись).
Слайд 12. Приложение 1.
Хатан Тэмиэрийэ – самый великий из иччи, дух – хозяин огня, которого представляют в виде старика.
6. (Появляется слайд 13, дети называют имя мифического персонажа, рассказывают о нем, появляется надпись).
Слайд 13. Приложение 1.
Баай Байанай – дух-хозяин леса, который щедро делится с охотниками с своим лесным богатством.
7. (Появляется слайд 14, дети называют имя мифических персонажей, рассказывают о них, появляется надпись).
Слайд 14. Приложение 1.
Арсан Дуолай - глава и повелитель всех подземных абаасы. Ала Буурай – его жена.
- Ребята, вам понравились картины?
(Появляется слайд 15 - фотография Т.Степанова.)
Слайд 15. Приложение 1.
Их автор Тимофей Степанов родился в 1943 году в селе Кюндяя Сунтарского улуса. Рано остался без родителей, вырос в детском доме. В 1968 году он закончил Якутское художественное училище. В 1977 году закончил Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Первый в республике художник-реставратор. Цикл работ, посвященный теме якутского эпоса, древним шаманам, мифам и легендам народа саха, имел большой успех. В течение двадцати лет он создал 30 крупномасштабных композиций серии «Якутский героический эпос – Олонхо». Художники и искусствоведы часто сравнивали его с олонхосутом в живописи, сумевшим средствами изобразительного искусства выразить всю глубину содержания древних преданий и верований народа Саха.
III тур. Литература
Сейчас мы прочитаем отрывки из олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», воссозданного на основе народных сказаний Платоном Алексеевичем Ойунским, в переводе на русский язык Владимира Державина. Ваша задача - написать на месте пропущенных строк имена героев якутской мифологии.
(Командам даются листочки с заданиями – отрывки из олонхо «Нюргун Боотур Стремительный».
На экране появляется слайд 16 – «Герои якутской мифологии» с их изображениями. После того как учащиеся закончат работу в группах, проводится проверка – нажимаем на знак гиперссылки, появляется текст – дается ответ, появляюется имя мифического персонажа).
Слайд 16. Приложение 1.
Гиперссылка 1 к слайду 16 – папка «Литература».
- Задолго до той поры
Как родился …, (Арсан Дуолай)
Злодействами возмутивший миры,
Что отроду был в преисподней своей
В облезлую доху облачен,
Великан с клыками, как остроги…
Гиперссылка 2 к слайду 16 – папка «Литература».
- Задолго еще до того,
Как отродий своих народила ему
Старуха …, (Ала Буурай)
С деревянною колодкою на ногах
Появившаяся на свет.
Гиперссылка 3 к слайду 16 – папка «Литература».
- Прославлен был старец Аан Уххан,
Нареченный …, (Хатан Тэмиэрийэ)
Улуу Тойона старший сын.
Лиственницей питается он,
Смолистой кедровой.
Синее пламя - дыханье его,
Светло-сивый конь у него под седлом.
С виду он похож на стрелу
С вилообразным концом
Ввысь клубится
Седая его борода,
Весь искрится он и блестит…
Гиперссылка 4 к слайду 16 – папка «Литература».
- А чтобы в бескрайних степях,
А чтобы в дремучих лесах
Разводил, умножал без числа
Разных четвероногих зверей –
Голосистых,
Клыкастых,
Рогатых,
Пушных,
В среднем мире был поселен
Безбедно щедрый всегда,
Благословляемый родом людским,
Прославляемый … (Баай Байанай)
Гиперссылка 5 к слайду 16 – папка «Литература».
- Вот идет она к нам
Сама – наяву
Наша матушка … ! - (Иэйиэхсит)
Яркой улыбкой лучась,
Нарядясь в дорогие одежды свои,
Идет она в гости к нам! -
Чтобы крепкими дети росли,
Чтоб они здоровьем цвели,
Чтобы выросли богатыри,
Надо, чтоб полон был дом
Изобилием и добром,
Желтым благом и молоком.
Гиперссылка 6 к слайду 16 – папка «Литература».
- Рядом с матерью Иэйиэхсит,
В средоточии медном,
В истоке щедрот,
Чэчирами желтыми окружив,
Водворили жить и владеть
Светлую … (Айыысыт)
Дабы размножала она
Беспредельно бездонную для людей
Неисчерпаемую благодать,
Тучное богатство земли.
Гиперссылка 7 к слайду 16 – папка «Литература».
- Прямодушная, чей кроток нрав,
Чья мысль, как мир широка.
Появившаяся на свет
С накинутой легко
На дебелые плечи дохой
Из отборных рысьих мехов,
В высокой шапке из трех соболей,
Украшенной пером,
Назначенная оживить
Нагую земную ширь
Травной зеленью,
Пышной листвой,
Прославленная хотун
… (Аан Алахчын)
Гиперссылка 8 к слайду 16 – папка «Литература».
- На широком нижнем кругу
Восьмислойных, огненно-белых небес,
На вершине трехъярусных
Светлых небес,
На престоле, что вырублен целиком
Из молочно-белой скалы,
Нежным зноем дыша,
В сединах белых, как молоко,
В высокой шапке из трех соболей,
Украшенной алмазным пером,
Говорят – восседает он,
Говорят, управляет он
… (Юрюнг Аар тойон)
Гиперссылка 9 к слайду 16 – папка «Литература».
- Стабунились
Белые облака,
Взгромоздились
Черные облака,
Сбились в огромную тучу одну,
Заслонили блестящий небесный свод,
Затмили солнце дня…
Словно дух раздора
… , (Илбис Кыыhа)
Неистово крича, визжа,
Словно ворон брани
… , (Оhол Уола)
Свирепо вопя, кружа.
IV тур. Народное творчество. Обрядовая поэзия.
- Как относились наши предки к божествам айыы, духам иччи? (Они их уважали, почитали, просили помощи, пели алгыс).
- А что такое алгыс? (Люди дарили подарки богам и иччи.)
- Древние люди относились с преклонением к верхним божествам и духам иччи, старались заслужить их благосклонность и не гневить их. Поэтому в их честь совершали различные обряды с жертвоприношением и молением. Алгыс – песнь-благославленье тому или иному божеству Айыы или духу Иччи, молящее у него покровительства называется обрядовой поэзией.
(Появляется слайд 17 – фрагмент картины «Серединный мир», в котором дается определение алгыс).
Слайд 17. Приложение 1.
Сейчас, ваша задача, угадать – кому из обитателей трех миров обращается с песней алгыс Петя.
(Ученик исполняет обрядовые песни алгыс, посвященные богам айыы – файл мультимедиа на слайде 17 –папка «Алгыс». Учащиеся отгадывают, на слайде появляются имена).
V тур. Этика.
Как мы уже говорили, издревле наш народ преклонялся и почитал всех божеств Айыы и духов Иччи. А сейчас вам такое задание – по представлениям наших предков, мы живем в среднем мире вместе с духами иччи. Вам надо составить свод правил, которые надо соблюдать, чтобы почитать духов.
(Появляется слайд 18 – фрагменты картин с изображениями духов иччи.)
Слайд 18. Приложение 1.
I команда – Аан Алахчын хотун.
II команда – Баай Байанай.
III команда – Хатан Тэмиэрийэ.
(Учащиеся работают в группах, затем защищают свои работы. Затем идет сопоставление соблюдения обычаев и обрядов).
Гиперссылка к слайду 18 –Правило 1.
Аан Алахчын Хотун
Человек – дитя природы.
- Люби и береги природу.
- Не ломай деревья, растения.
- Не загрязняй природу.
- Не убивай священных зверей, птиц, насекомых.
- Почитай священные места в лесу.
- Не разоряй птичьи гнезда.
Весной совершают обряд поклонения духу Земли, обвешивают саламой деревья.
Гиперссылка к слайду 18 –Правило 2.
Баай Байанай
- Перед охотой исполняется алгыс Байанаю: через дух огня просят об удачной охоте.
- На охоту иди с чистыми помыслами.
- В лесу не шуми, громко не говори.
- Убивай зверя столько, сколько нужно для себя.
- Делись со своей добычей с ближними.
- Не ешь уши и сердце любой добычи.
- Не убивай священных птиц.
- Не разоряй птичьи гнезда.
- Умей правильно распоряжаться добычей и уловом.
- Не загрязняй лес и водоемы.
- Не разрешай играть детям орудием охоты.
Гиперссылка к слайду 18 – Правило 3.
Хатан Тэмиэрийэ
- Уважай и береги огонь в очаге.
- Не ругай, не оскорбляй огонь.
- Постоянно «корми» огонь.
- Не разрешай детям играть с огнем.
- Не бросай мусор в огонь.
- Не подмешивай дрова острым железным предметом.
- Хотя прошло много столетий мы до сих пор придерживаемся и стараемся сохранить обычаи и обряды наших предков. Сегодня мы вывели основные правила, которые необходимо соблюдать, чтобы сохранить традиции своего народа Саха.
4. Закрепление. Подведение итогов.
Итак, сегодня мы говорили о героях якутских мифов. Но на этом наше знакомство с ними не заканчивается, потому что они стали героями литературных и музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства, с которыми мы познакомимся в старших классах.