Три мира якутской мифологии

Разделы: Музыка


Тип урока: урок-конкурс.

Форма учебной деятельности: групповая (учащиеся заранее разделены на три команды).

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания о мифах народа Саха;
  • углубить знания и представления учащихся о мифах народа Саха, используя устное народное творчество и живопись;
  • познакомить с художественными трактовками персонажей якутской мифологии;
  • воспитывать уважение к традициям якутского народа;
  • развитие умений сопоставлять, анализировать, делать выводы;
  • совершенствование коммуникативных умений, умения работать в группе.

Оборудование:

  • презентация Power Point по содержанию урока;
  • тексты с отрывками из олонхо;
  • картины якутского художника Т.А.Степанова по сюжетам якутских мифов;
  • жетоны для подведения итогов.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слайд 1. Приложение 1.

Ребята, недавно мы изучали мифы наших предков.

- Объясните, пожалуйста, как вы понимаете слово “миф”? (один из видов устного народного творчества; они похожи на сказки; объясняют происхождение явлений природы).

(После этого появляется слайд 2, в котором дается определение мифа).

Слайд 2. Приложение 1.

(Миф-предание, ранний вид устного народного творчества народа, возникшее в глубокой древности. В мифах ярко отражается стремление людей уяснить себе смысл и причины наблюдаемых явлений, исходя из убеждения в существование божественных, сверхъестественных сил. Они похожи на сказки, близки к легенде, но в отличие от сказки в мифе всегда объясняется то, о чем рассказывается.)

- С какой верой связаны мифы древних якутов? (Вера в Айыы, иччи, абаасы)

- Что это за вера? (языческая вера)

- Какие мифы и о чём мы с вами прочитали? (Мифы об Айыы, иччи, абаасы)

- Назовите обитателей Верхнего мира. (Боги айыы)

- Назовите обитателей Среднего мира. (Люди, духи иччи)

- Назовите обитателей Нижнего мира. (Чудовища абаасы)

(На экране появляется слайд 3 - картина Т.Степанова.)

Слайд 3. Приложение 1.

- Давайте рассмотрим картину якутского художника Т. Степанова. Что художник изобразил на этой картине? (Здесь изображены три мира: Верхний, Средний, Нижний)

- Как вы правильно подметили, художник здесь изобразил три мира якутской мифологии и назвал картину «Миры олонхо с мировым деревом» (появляется надпись). Три мира объединяет мировое дерево Аал Луук Мас. Древо Жизни держит Вселенную из трех миров (Верхнего, Среднего и Нижнего).

(Дети устно описывают картину: на Средний мир приходятся основные ветви Древа жизни. Древо Жизни - жилище хозяйки земли Аан Алахчын Хотун. Богатырь Среднего мира, перед тем, как идти на решающее сражение, приходит к Древу Жизни и просит у Аан Алахчин Хотун благословения. Она подносит к богатырю чороон, полный молока. Ветви Древа жизни доходят до Верхнего мира, где живут светлые боги Айыы. На троне сидит главный бог – Юрюнг Аар Тойон. Корни Древа жизни находятся в нижнем мире, где живут абаасы).

- Сегодня мы попробуем обобщить то, что мы узнали о мифах народа Саха. А урок у нас будет проходить в форме конкурса.

2. Повторение пройденного материала.

Тур I. Разминка.

Скажите, о ком идет речь?

  • Бог - создатель вселенной и человека, глава небес и остальных богов, живет на самом верхнем небе (Юрюнг Аар Тойон).
  • Бог - покровитель конного, рогатого скота, живущий на юго-восточном небе и дарующий людям конный скот (Куруэ Дьэсэгэй Тойон).
  • Бог - покровитель птиц, считается отцом орла и жестоко карает человека (Хомпоруун Хотой Айыы).
  • Боги рока и судьбы, предугадывающие и предопределяющие судьбу человека (Дъыл5а Хаан Тойон, Танха Хаан Тойон).
  • Богини, принимающие участие в жизни человека. Они живут на нижнем восточном небе и спускаются оттуда, окруженные ореолом света, в виде богато одетых пожилых женщин (Айыысыт и Иэйиэхсит).
  • Боги брани, предугадывая приближение брани, они вселяют в сражающихся раздор, разжигают страсти (Илбис Кыыhа, Оhол уола).
  • Самый великий из иччи, возводимый до степени божества и почитаемый больше богов, дух - хозяин огня, которого представляют в виде старика (Хатан Тэмиэрийэ).
  • Дух - хозяин леса, которого представляли в образе могучего великана, щедро делящегося с охотниками своим лесным богатством (Баай Байанай).
  • Дух - хозяйка земли, которую представляли в образе женщины, живущей в дереве (Аан Алахчын Хотун).
  • Дух - хозяин воды, которого представляли в виде старого почитаемого старика. Он также щедро делятся с людьми рыбой (Куэх Боллох Тойон).
  • Глава и повелитель всех подземных абаасы, который создал все вредное человеку (Арсан Дуолай).
  • Жена абаасы Арсан Дуолая (Ала Буурай).

- Давайте узнаем, как герои якутских мифов описаны в изобразительном искусстве и в устном народном творчестве.

3. Объяснение нового материала.

II тур. Изобразительное искусство.

- Посмотрим, какими изобразил героев якутской мифологии якутский художник Тимофей Андреевич Степанов.

(Появляется слайд 4 – картина Т. Степанова.)

Слайд 4. Приложение 1.

- Как, по вашему мнению, называется эта картина? (Верхний мир.) (Появляется название картины.)

- Что на ней изображено? (В центре картины на троне восседает главное божество Верхнего мира Юрюнг Айыы тойон. Он вместе с другими богами решает судьбы людей).

(Появляется слайд 5).

Слайд 5. Приложение 1.

- Каких еще богов Айыы вы знаете? (Куруэ Дьэhэгэй Тойон - покровитель конного и рогатого скота, Хомпоруун Хотой Айыы – покровитель птиц, Дьыл5а Хаан и Танха Хаан - боги рока и судьбы, Айыысыт и Иэйэхсит – богини – покровители людей, Илбис Кыыha и Оhол уола – боги войны и раздора.) (На слайде появляются имена богов.)

- Какие цвета использовал художник, создавая атмосферу Верхнего мира? (светлые краски, желтый, золотой, белый цвета)

- Что символизируют эти цвета? (цвет солнца, добра и жизни)

(Появляется слайд 6 –картина Т.Степанова.)

Слайд 6. Приложение 1.

- А как художник назвал эту картину? (Средний мир). (Появляется название картины «Серединный мир».)

- Что мы видим на этой картине? (Здесь показан праздник ысыах, который люди празднуют летом).

- А какими красками художник передал атмосферу праздника? (Зеленый, желтый, красный, голубой).

- А кто живет в среднем мире вместе с людьми? (Духи иччи)

- Кого из них вы знаете? (Ааан Алахчын Хотун - хозяйка земли, Хатан Тэмиэрийэ – хозяин огня, Баай Байанай –хозяин леса. Куэх Боллох Тойон – хозяин воды.) (На слайде появляются имена духов иччи).

(Появляется слайд 7 – фрагмент картины «Миры олонхо с мировым деревом».)

Слайд 7. Приложение 1.

- А что мы видим на этом фрагменте? (Нижний мир).

- Какие цвета использует художник для его изображения? (Темные краски, черный, красный, коричневый цвета).

- А кто живет в нижнем мире? (Чудовища абаасы.)

- Кого из них вы знаете? (Арсан Дуолай – главный аббасы, Ала Буурай – его жена) (на слайде появляются имена абаасы).

А теперь задание: рассмотрите фрагмент картины, назовите имя бога (айыы), духа (иччи) или абаасы. Расскажите, что Вы о нем или о ней знаете.

1. (Появляется слайд 8, дети называют имя мифического персонажа, рассказывают о нем, появляется надпись).

Слайд 8. Приложение 1.

Юрюнг Аар Тойон – создатель Вселенной и человека, Глава небес и остальных богов.

2. (Появляется слайд 9, дети называют имя мифического персонажа, рассказывают о нем, появляется надпись).

Слайд 9. Приложение 1.

Дьыл5а Хаан, Танха Хаан – боги рока и судьбы, предугадывающие и предопределяющие судьбу человека.

3. (Появляется слайд 10, дети называют имя мифического персонажа, рассказывают о нем, появляется надпись).

Слайд 10. Приложение 1.

Илбис Кыыha и Оhол уола – боги брани, войны и раздора.

4. (Появляется слайд 11, дети называют имя мифического персонажа, рассказывают о нем, появляется надпись).

Слайд 11. Приложение 1.

Аан Алахчын Хотун - дух, хозяйка земли.

5. (Появляется слайд 12, дети называют имя мифического персонажа, рассказывают о нем, появляется надпись).

Слайд 12. Приложение 1.

Хатан Тэмиэрийэ – самый великий из иччи, дух – хозяин огня, которого представляют в виде старика.

6. (Появляется слайд 13, дети называют имя мифического персонажа, рассказывают о нем, появляется надпись).

Слайд 13. Приложение 1.

Баай Байанай – дух-хозяин леса, который щедро делится с охотниками с своим лесным богатством.

7. (Появляется слайд 14, дети называют имя мифических персонажей, рассказывают о них, появляется надпись).

Слайд 14. Приложение 1.

Арсан Дуолай - глава и повелитель всех подземных абаасы. Ала Буурай – его жена.

- Ребята, вам понравились картины?

(Появляется слайд 15 - фотография Т.Степанова.)

Слайд 15. Приложение 1.

Их автор Тимофей Степанов родился в 1943 году в селе Кюндяя Сунтарского улуса. Рано остался без родителей, вырос в детском доме. В 1968 году он закончил Якутское художественное училище. В 1977 году закончил Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Первый в республике художник-реставратор. Цикл работ, посвященный теме якутского эпоса, древним шаманам, мифам и легендам народа саха, имел большой успех. В течение двадцати лет он создал 30 крупномасштабных композиций серии «Якутский героический эпос – Олонхо». Художники и искусствоведы часто сравнивали его с олонхосутом в живописи, сумевшим средствами изобразительного искусства выразить всю глубину содержания древних преданий и верований народа Саха.

III тур. Литература

Сейчас мы прочитаем отрывки из олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», воссозданного на основе народных сказаний Платоном Алексеевичем Ойунским, в переводе на русский язык Владимира Державина. Ваша задача - написать на месте пропущенных строк имена героев якутской мифологии.

(Командам даются листочки с заданиями – отрывки из олонхо «Нюргун Боотур Стремительный».

На экране появляется слайд 16 – «Герои якутской мифологии» с их изображениями. После того как учащиеся закончат работу в группах, проводится проверка – нажимаем на знак гиперссылки, появляется текст – дается ответ, появляюется имя мифического персонажа).

Слайд 16. Приложение 1.

Гиперссылка 1 к слайду 16 – папка «Литература».

  1. Задолго до той поры
    Как родился …, (Арсан Дуолай)
    Злодействами возмутивший миры,
    Что отроду был в преисподней своей
    В облезлую доху облачен,
    Великан с клыками, как остроги…

Гиперссылка 2 к слайду 16 – папка «Литература».

  1. Задолго еще до того,
    Как отродий своих народила ему
    Старуха …, (Ала Буурай)
    С деревянною колодкою на ногах
    Появившаяся на свет.

Гиперссылка 3 к слайду 16 – папка «Литература».

  1. Прославлен был старец Аан Уххан,
    Нареченный …, (Хатан Тэмиэрийэ)
    Улуу Тойона старший сын.
    Лиственницей питается он,
    Смолистой кедровой.
    Синее пламя - дыханье его,
    Светло-сивый конь у него под седлом.
    С виду он похож на стрелу
    С вилообразным концом
    Ввысь клубится
    Седая его борода,
    Весь искрится он и блестит…

Гиперссылка 4 к слайду 16 – папка «Литература».

  1. А чтобы в бескрайних степях,
    А чтобы в дремучих лесах
    Разводил, умножал без числа
    Разных четвероногих зверей –
    Голосистых,
    Клыкастых,
    Рогатых,
    Пушных,
    В среднем мире был поселен
    Безбедно щедрый всегда,
    Благословляемый родом людским,
    Прославляемый … (Баай Байанай)

Гиперссылка 5 к слайду 16 – папка «Литература».

  1. Вот идет она к нам
    Сама – наяву
    Наша матушка … ! - (Иэйиэхсит)
    Яркой улыбкой лучась,
    Нарядясь в дорогие одежды свои,
    Идет она в гости к нам! -
    Чтобы крепкими дети росли,
    Чтоб они здоровьем цвели,
    Чтобы выросли богатыри,
    Надо, чтоб полон был дом
    Изобилием и добром,
    Желтым благом и молоком.

Гиперссылка 6 к слайду 16 – папка «Литература».

  1. Рядом с матерью Иэйиэхсит,
    В средоточии медном,
    В истоке щедрот,
    Чэчирами желтыми окружив,
    Водворили жить и владеть
    Светлую … (Айыысыт)
    Дабы размножала она
    Беспредельно бездонную для людей
    Неисчерпаемую благодать,
    Тучное богатство земли.

Гиперссылка 7 к слайду 16 – папка «Литература».

  1. Прямодушная, чей кроток нрав,
    Чья мысль, как мир широка.
    Появившаяся на свет
    С накинутой легко
    На дебелые плечи дохой
    Из отборных рысьих мехов,
    В высокой шапке из трех соболей,
    Украшенной пером,
    Назначенная оживить
    Нагую земную ширь
    Травной зеленью,
    Пышной листвой,
    Прославленная хотун
    … (Аан Алахчын)

Гиперссылка 8 к слайду 16 – папка «Литература».

  1. На широком нижнем кругу
    Восьмислойных, огненно-белых небес,
    На вершине трехъярусных
    Светлых небес,
    На престоле, что вырублен целиком
    Из молочно-белой скалы,
    Нежным зноем дыша,
    В сединах белых, как молоко,
    В высокой шапке из трех соболей,
    Украшенной алмазным пером,
    Говорят – восседает он,
    Говорят, управляет он
    … (Юрюнг Аар тойон)

Гиперссылка 9 к слайду 16 – папка «Литература».

  1. Стабунились
    Белые облака,
    Взгромоздились
    Черные облака,
    Сбились в огромную тучу одну,
    Заслонили блестящий небесный свод,
    Затмили солнце дня…
    Словно дух раздора
    … , (Илбис Кыыhа)
    Неистово крича, визжа,
    Словно ворон брани
    … , (Оhол Уола)
    Свирепо вопя, кружа.

IV тур. Народное творчество. Обрядовая поэзия.

- Как относились наши предки к божествам айыы, духам иччи? (Они их уважали, почитали, просили помощи, пели алгыс).

- А что такое алгыс? (Люди дарили подарки богам и иччи.)

- Древние люди относились с преклонением к верхним божествам и духам иччи, старались заслужить их благосклонность и не гневить их. Поэтому в их честь совершали различные обряды с жертвоприношением и молением. Алгыс – песнь-благославленье тому или иному божеству Айыы или духу Иччи, молящее у него покровительства называется обрядовой поэзией.

(Появляется слайд 17 – фрагмент картины «Серединный мир», в котором дается определение алгыс).

Слайд 17. Приложение 1.

Сейчас, ваша задача, угадать – кому из обитателей трех миров обращается с песней алгыс Петя.

(Ученик исполняет обрядовые песни алгыс, посвященные богам айыы – файл мультимедиа на слайде 17 –папка «Алгыс». Учащиеся отгадывают, на слайде появляются имена).

V тур. Этика.

Как мы уже говорили, издревле наш народ преклонялся и почитал всех божеств Айыы и духов Иччи. А сейчас вам такое задание – по представлениям наших предков, мы живем в среднем мире вместе с духами иччи. Вам надо составить свод правил, которые надо соблюдать, чтобы почитать духов.

(Появляется слайд 18 – фрагменты картин с изображениями духов иччи.)

Слайд 18. Приложение 1.

I команда – Аан Алахчын хотун.

II команда – Баай Байанай.

III команда – Хатан Тэмиэрийэ.

(Учащиеся работают в группах, затем защищают свои работы. Затем идет сопоставление соблюдения обычаев и обрядов).

Гиперссылка к слайду 18 –Правило 1.

Аан Алахчын Хотун
Человек – дитя природы.

  1. Люби и береги природу.
  2. Не ломай деревья, растения.
  3. Не загрязняй природу.
  4. Не убивай священных зверей, птиц, насекомых.
  5. Почитай священные места в лесу.
  6. Не разоряй птичьи гнезда.

Весной совершают обряд поклонения духу Земли, обвешивают саламой деревья.

Гиперссылка к слайду 18 –Правило 2.

Баай Байанай

  1. Перед охотой исполняется алгыс Байанаю: через дух огня просят об удачной охоте.
  2. На охоту иди с чистыми помыслами.
  3. В лесу не шуми, громко не говори.
  4. Убивай зверя столько, сколько нужно для себя.
  5. Делись со своей добычей с ближними.
  6. Не ешь уши и сердце любой добычи.
  7. Не убивай священных птиц.
  8. Не разоряй птичьи гнезда.
  9. Умей правильно распоряжаться добычей и уловом.
  10. Не загрязняй лес и водоемы.
  11. Не разрешай играть детям орудием охоты.

Гиперссылка к слайду 18 – Правило 3.

Хатан Тэмиэрийэ

  1. Уважай и береги огонь в очаге.
  2. Не ругай, не оскорбляй огонь.
  3. Постоянно «корми» огонь.
  4. Не разрешай детям играть с огнем.
  5. Не бросай мусор в огонь.
  6. Не подмешивай дрова острым железным предметом.

- Хотя прошло много столетий мы до сих пор придерживаемся и стараемся сохранить обычаи и обряды наших предков. Сегодня мы вывели основные правила, которые необходимо соблюдать, чтобы сохранить традиции своего народа Саха.

4. Закрепление. Подведение итогов.

Итак, сегодня мы говорили о героях якутских мифов. Но на этом наше знакомство с ними не заканчивается, потому что они стали героями литературных и музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства, с которыми мы познакомимся в старших классах.