Добрый день дорогие ребята и уважаемые гости.
Сегодня мы с вами проводим интегрированный урок по русскому языку и физике и поговорим о трудностях русского ударения, теплопроводности и тепловых явлениях.
Теплопроводность и тепло
Знакомо каждому оно
Тепло души и слов тепло
Ведь тоже каждому дано
Давайте попробуем вдуматься в эти слова, которые являются темой нашего урока. Как эти понятия интегрируются в нашей современной жизни. А каковы наши цели?
- «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». А. П. Чехов
- Познакомить учащихся с интеграцией - объединением частей в целое.
- Отразить процесс сближения и связи наук.
- Повышение мотивации к учению.
Звучит музыка.
А кто знает фрагмент какого произведения мы прослушали и кто его автор. Мы прослушали замечательный отрывок Всем известного Композитора Георгия Свиридова из музыкальной иллюстрации к повести Пушкина Метель. А метель это тепловое явление.
Метель. Казалось бы должно быть ощущение холода, а что на душе сейчас у нас с вами? Поднимите … снежинку. Красный – агрессия, зеленый – позитив, серая – равнодушие. (Хорошо, что у нас мало равнодушных.)
Посмотрим, как возможно изменится цвет Вашей снежинки к концу урока.
Возьмем карточку №1 перед вами глаголы русское ударение нефиксированное и подвижное.
Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончание например:
Отнять – Отнял – отнялА – Отняли.
Далее правильно читаем по цепочке
- понять – пОнял – понялА – пОняли
- начать – нАчал – началА – нАчали
- создать – сОздал – создалА – сОздали
- принять – прИнял – принялА – прИняли
- отдать – Отдал – отдалА - Отдали
- класть – клал – клАла – клАли
А теперь закрепим это на тепловых явлениях.
Возьмите карточку №2
У Вас 2 вопроса.
В первом расставьте глаголы в соответствии с передачей энергии.
Поставьте глагол в правильной форме и укажите процесс.
Работу мы выполняем пока звучит музыка.
Проверяем, если ответ произнесен не правильно прошу вас поднять руку и исправить.
- 1 вариант:
1. отдалА, принялА
2. нАчали, газообразное - 2 вариант:
1. Отдал, прИнял
2. началА, твердое - 3 вариант:
1. прИняли, Отдали
2. нАчал, газообразное
А какие тепловые явления мы можем наблюдать зимой? На этот вопрос нам поможет ответить отрывок из фильма Снегурочка созданного по произведению Островского, музыка Римского-Корсакова.
Ответ: горение, испарение, конденсация, таяние льда теплопроводность. А где теплопроводность? Ответ: Берендеи едят из деревянной посуды.
Да когда-то ели из деревянной посуды и пред вами изделия русских мастеров.
А мы с вами поговорим о кухне 21 века. Какой она должна быть. Внимание на слайд и в Ваши карточки. Перед Вами кухонные слова.
Ударение выделено произнесите их правильно. Продолжаем работать по цепочке.
Кухонные слова
откУпорить |
щавЕль |
овсЯная каша |
закУпорить |
свЁкла |
языкОвая колбаса |
пЕрчить |
кАмбалА |
ломОть хлеба |
Он сОлит |
кЕтА |
хлЕбец, хлЕбцы |
кладовАя |
твОрОг |
слИвовое варение |
кулинАрия |
бекОн |
грУшевое варенье |
пиццЕрИя |
тОрты |
крыжОвенное варенье |
гастронОмия |
|
|
Спасибо Молодцы.
Мы хорошо поработали, а теперь проводим динамическую зарядку.
Спасибо сели достали карточку №3. В ней вы видите текст с использованием кухонных слов и физических явлений, но без ударения. Вам необходимо прочитать, делая правильное ударение в словах. Возьмите карандаш поставьте правильно ударение над кухонными словами.
Читаем текст.
В человеческом организме роль горючего, содержащего энергию, играет пища.
Кухня 21 века… Какой она должна быть? Сегодня все чаще говорим о молекулярной кухне. Внимание всех слоев общества привлекает органическая еда. В Америке этому вопросу уже сейчас уделяется большое внимание. Пример тому – жена президента Барака Обамы Мишель Обама. Она выращивает щавель, свеклу и другие овощи на огороде перед Белым домом. Хотя первой в этой работе была все-таки Хиллари Клинтон, которая делала это на крыше дома.
Чтобы сохранить урожай, у них имеется семейная кладовая.
В Америке уже более 10 лет как открыт знаменитый французский институт питания в Нью-Йорке, который закончил Олан Онг – любимый повар семьи Обама. Он прослушал лекции известнейших поваров французов, как закупорить правильно продукты, сколько перчить. Он солит очень немного и знает, как правильно откупорить вина, при какой температуре хранится камбала, кета, творог, бекон, языковая колбаса, торты. Какой энергетической ценностью обладают продукты. Большое внимание уделяется хлебу. Ломоть хлеба всегда должен быть упругим, а сливовое, грушевое и крыжовенное варенье всегда намазывается на хлебец, не содержащий лишней влаги. Эти хлебцы должны быть приготовлены из овсяной муки.
Собираясь на завтрак, Мишель Обама всегда учитывает энергетическую ценность каждого продукта.
А теперь решаем задачу.
Задача. Рассчитайте, какое количество энергии получит каждый из Вас, съев 200 грамм торта и выпив 250 грамм кофе (без сахара и молока) со 100 граммами сливового варенья.
Удельная теплота сгорания пищевых продуктов.
Продукт |
q*103, Дж/кг |
q*103, Ккал/кг |
Торт бисквитный |
15930 |
3860 |
Варенье сливовое |
12113 |
2940 |
Кофе без молока и сахара |
0 |
0 |
Итог урока: Мы выучили новый блок слов необходимых для нашей сегодняшней жизни. И повторили тепловые явления.
Поднимите снежинки, которые соответствуют вашему настроению.
«Ситуация успеха всегда привязана ко времени и местности, а технология успеха нацелена на будущее». М.А. Асирян
Так вот сегодня мы поработали над ситуацией, но будете вырабатывать технологию Вашего дальнейшего успешного освоения культуры речи и физических законов.
А теперь Ваше задание: Придумайте и запишите 2 задачи по тепловым явлениям и приведите их решение.
В своих работах Вы должны вспомнить материалы сегодняшнего урока, использовать глаголы и кухонные слова, с которыми мы сегодня познакомились. Оформите свои работы в виде слайда. Если у вас нет компьютера, то как и всегда выполняете их на листах А4.
Не забудьте над изученными словами правильно поставить ударение.