Урок географии по теме "Восточный макрорегион"

Разделы: География


Цель урока: сформировать общее представление об особенностях Восточной зоны.

Задачи:

  • Обучающие: Дать оценку ЭГП Восточного макрорегиона, используя карты атласа. Провести сравнение Западной и Восточной зоны России.
  • Развивающие: Развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, способности к анализу; умение находить информацию в картах географического атласа.
  • Воспитывающие: воспитывать активную гражданскую позицию, гордость за свою « малую» родину, которая находится в Восточном макрорегионе.

Оборудование:

  • Политико-административная и физическая карта России.
  • Раздаточный материал.
  • Презентации учащихся.
  • Ватман А3, маркеры.
  • Экран, проектор, компьютер.

План урока.

  • Организационный момент.
  • Работа в группах.
  •  Слово учителю.
  • Выступления учащихся с опережающими дом. заданиями (презентации).
    Работа «Экспертов», «Статистов», « Критиков».
  • Подведение итогов. Слово « Статистам» и «Журналистам»
  • Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся.В кабинете расставлены столы для удобной работы в группах. Учащиеся рассаживаются по следующим группам:

  1. Западная Сибирь.
  2. Восточная Сибирь.
  3. Дальний Восток.

Отдельно (вдоль стены кабинета) установлены столы с табличками для микрогрупп:

  • «Эксперты» (оценивают ответы учащихся);
  • «Статисты» (фиксируют каждый правильный ответ учащихся, т. е. суммируют все правильные ответы каждого участника урока);
  • «Информаторы» (дополняют информацией каждое выступление);
  • «Критики» (задают вопросы выступающим);
  • «Журналисты» (готовят статью, репортаж по уроку).

II. Работа в группах.

Каждая группа получает задания.

  1. Используя карты атласа найти как можно больше информации по своему району, используя план:
    • ЭГП.
    • Природные условия (рельеф, климат, характер земной коры, воды).
    • Природные ресурсы (минеральные, водные, агроклиматические, лесные, рыбные, земельные).
    • Население (численность, плотность, уровень урбанизации, миграции, города).
    • Хозяйство (спезиализация, размещение отраслей).
  2. Полученную информацию систематизировать и выложить на лист ватмана А3, для удобства дальнейшей защиты.
  3. Используя текс учебника найти и выписать ту информацию о регионе, которой нет в картах атласа.

Микрогруппы:

  • «эксперты», «статисты», «информаторы» читают тексты учебника, находят интересные факты;
  • «критики» составляют вопросы по тексту и картам атласа,
  • «журналисты» начинают писать статью в лицейскую газету по происходящим событиям.

Время на работу 15 минут.

III. Слово учителю. Выступления учащихся с опережающими дом. заданиями (презентации).

Учитель: Восточная экономическая зона состоит из трех крупных экономических районов. Назовем их и укажем на карте.

Площадь ВМ- 13 млн. кв. км.

Численность населения- 30 млн человек.

Северные территории концентрируют 80% запасов энергоресурсов, 80% спелой древесины, 75 % водных и 80 % гидроресурсов, крупные запасы химического сырья.

Как вы думаете, какова самая существенная особенность географического положения Азиатской России?

Наша задача: внимательно слушать презентации и защиты проектов , определить различия между этими 3 экономическими районами, фиксируя в таблице характеристику каждого.

 

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Дальний Восток

ЭГП

 

 

 

ПУ

 

 

 

ПР

 

 

 

Отрасли
Специализации

 

 

 

Проблемы

 

 

 

Перспективы

 

 

 

Слово группе №1 Западная Сибирь.

И выступление участника урока с дом. работой по данной теме (презентация электронная).

Спасибо!

Слово «Экспертам», «Информаторам», «Критикам».

В чем преимущество ЭГП Западной Сибири от ЭГП других районов Восточной зоны?

Слово группе №2 Восточная Сибирь.

И выступление участника урока с дом .работой по данной теме (презентация электронная).

Спасибо!

Слово « Экспертам», « Информаторам», «Критикам».

Вопрос: Какой подход может быть применен при освоении богатых ресурсов Восточной Сибири?

Какие народы живут в Восточной Сибири?

Слово группе №3 Дальний Восток.

И выступление участника урока с дом. работой по данной теме.

Спасибо!

Слово «Экспертам», «Информаторам»,«Критикам».

Вопрос: Как влияют природные условия на хозяйственную деятельность, жизнь и здоровье населения этого района?

Какие отрасли хозяйства могут развиваться благодаря природным ресурсам?

- Всем спасибо!

IV. Подведение итогов.

1. Покажите экономические районы на политико-административной карте и назовите субъекты РФ, которые входят в состав района.

2. Сравните Западную и Восточную зоны России.

Выводы:

  1. Регион занимает огромную территорию, удален от Центральных районов России.
  2. Восточному региону необходимо развивать внешние экономические связи со странами Восточной и Центральной Азии.
  3. Слабо развита транспортная сеть, поэтому необходимо строить новые дороги, особенно на севере региона, развивать речной и воздушный виды транспорта.
  4. ПУ неблагоприятны (затрудняют освоение территории).
  5. ПР богатейшие, но их освоение обходится дороже, чем в европейской части страны.
  6. Хозяйство региона базируется на местных ресурсах, но необходимо развивать и наукоемкие отрасли.
  7. Слабо развита инфраструктура , тяжелые условия жизни- причины слабой заселенности территории и недостатка трудовых ресурсов.

Слово «Статистам», «Экспертам» озвучить оценки за работу на уроке.

Заключение репортаж « Журналистов»

V. Домашнее задание п. 46, 47,48.

Cпасибо за урок!