Цель урока: сформировать общее представление об особенностях Восточной зоны.
Задачи:
- Обучающие: Дать оценку ЭГП Восточного макрорегиона, используя карты атласа. Провести сравнение Западной и Восточной зоны России.
- Развивающие: Развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, способности к анализу; умение находить информацию в картах географического атласа.
- Воспитывающие: воспитывать активную гражданскую позицию, гордость за свою « малую» родину, которая находится в Восточном макрорегионе.
Оборудование:
- Политико-административная и физическая карта России.
- Раздаточный материал.
- Презентации учащихся.
- Ватман А3, маркеры.
- Экран, проектор, компьютер.
План урока.
- Организационный момент.
- Работа в группах.
- Слово учителю.
- Выступления учащихся с опережающими дом. заданиями (презентации).
Работа «Экспертов», «Статистов», « Критиков». - Подведение итогов. Слово « Статистам» и «Журналистам»
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся.В кабинете расставлены столы для удобной работы в группах. Учащиеся рассаживаются по следующим группам:
- Западная Сибирь.
- Восточная Сибирь.
- Дальний Восток.
Отдельно (вдоль стены кабинета) установлены столы с табличками для микрогрупп:
- «Эксперты» (оценивают ответы учащихся);
- «Статисты» (фиксируют каждый правильный ответ учащихся, т. е. суммируют все правильные ответы каждого участника урока);
- «Информаторы» (дополняют информацией каждое выступление);
- «Критики» (задают вопросы выступающим);
- «Журналисты» (готовят статью, репортаж по уроку).
II. Работа в группах.
Каждая группа получает задания.
- Используя карты атласа найти как можно больше информации по своему району, используя план:
- ЭГП.
- Природные условия (рельеф, климат, характер земной коры, воды).
- Природные ресурсы (минеральные, водные, агроклиматические, лесные, рыбные, земельные).
- Население (численность, плотность, уровень урбанизации, миграции, города).
- Хозяйство (спезиализация, размещение отраслей).
- Полученную информацию систематизировать и выложить на лист ватмана А3, для удобства дальнейшей защиты.
- Используя текс учебника найти и выписать ту информацию о регионе, которой нет в картах атласа.
Микрогруппы:
- «эксперты», «статисты», «информаторы» читают тексты учебника, находят интересные факты;
- «критики» составляют вопросы по тексту и картам атласа,
- «журналисты» начинают писать статью в лицейскую газету по происходящим событиям.
Время на работу 15 минут.
III. Слово учителю. Выступления учащихся с опережающими дом. заданиями (презентации).
Учитель: Восточная экономическая зона состоит из трех крупных экономических районов. Назовем их и укажем на карте.
Площадь ВМ- 13 млн. кв. км.
Численность населения- 30 млн человек.
Северные территории концентрируют 80% запасов энергоресурсов, 80% спелой древесины, 75 % водных и 80 % гидроресурсов, крупные запасы химического сырья.
Как вы думаете, какова самая существенная особенность географического положения Азиатской России?
Наша задача: внимательно слушать презентации и защиты проектов , определить различия между этими 3 экономическими районами, фиксируя в таблице характеристику каждого.
|
Западная Сибирь |
Восточная Сибирь |
Дальний Восток |
ЭГП |
|
|
|
ПУ |
|
|
|
ПР |
|
|
|
Отрасли |
|
|
|
Проблемы |
|
|
|
Перспективы |
|
|
|
Слово группе №1 Западная Сибирь.
И выступление участника урока с дом. работой по данной теме (презентация электронная).
Спасибо!
Слово «Экспертам», «Информаторам», «Критикам».
В чем преимущество ЭГП Западной Сибири от ЭГП других районов Восточной зоны?
Слово группе №2 Восточная Сибирь.
И выступление участника урока с дом .работой по данной теме (презентация электронная).
Спасибо!
Слово « Экспертам», « Информаторам», «Критикам».
Вопрос: Какой подход может быть применен при освоении богатых ресурсов Восточной Сибири?
Какие народы живут в Восточной Сибири?
Слово группе №3 Дальний Восток.
И выступление участника урока с дом. работой по данной теме.
Спасибо!
Слово «Экспертам», «Информаторам»,«Критикам».
Вопрос: Как влияют природные условия на хозяйственную деятельность, жизнь и здоровье населения этого района?
Какие отрасли хозяйства могут развиваться благодаря природным ресурсам?
- Всем спасибо!
IV. Подведение итогов.
1. Покажите экономические районы на политико-административной карте и назовите субъекты РФ, которые входят в состав района.
2. Сравните Западную и Восточную зоны России.
Выводы:
- Регион занимает огромную территорию, удален от Центральных районов России.
- Восточному региону необходимо развивать внешние экономические связи со странами Восточной и Центральной Азии.
- Слабо развита транспортная сеть, поэтому необходимо строить новые дороги, особенно на севере региона, развивать речной и воздушный виды транспорта.
- ПУ неблагоприятны (затрудняют освоение территории).
- ПР богатейшие, но их освоение обходится дороже, чем в европейской части страны.
- Хозяйство региона базируется на местных ресурсах, но необходимо развивать и наукоемкие отрасли.
- Слабо развита инфраструктура , тяжелые условия жизни- причины слабой заселенности территории и недостатка трудовых ресурсов.
Слово «Статистам», «Экспертам» озвучить оценки за работу на уроке.
Заключение репортаж « Журналистов»
V. Домашнее задание п. 46, 47,48.
Cпасибо за урок!