Внеклассное мероприятие для учащихся 7 «А» и их родителей «Книга – лучший друг на все времена»
На мероприятие приглашены учащиеся 7 «А» класса и их родители, учителя, исполнительница бардовской песни Л.Птицына
Цели:
- укрепление связей семьи и школы через совместную деятельность учеников, их родителей, педагогов;
- способствование возрождению семейного чтения через диалог родителей и учащихся о «вечных» книгах;
- способствование развитию нравственных качеств учащихся через осознанное, продуманное, эмоциональное прочтение эпизодов из художественных произведений.
Подготовительная работа:
- оформление приглашений на собрание для родителей;
- подготовка литературного материала;
- создание презентаций «Вот мы какие», «Родословная Л.Толстого»;
- оформление книжной выставки;
- приготовление памятных подарков;
- распечатка текста песни «Алые паруса»
Ход собрания
Первая часть собрания проходит в кабинете информатики.
- Приветствие всех собравшихся классным руководителем.
- Приглашение к просмотру презентации о жизни класса «Вот мы какие».
- Здравствуйте, уважаемые родители, гости, дорогие ребята! Я рада встрече со всеми, кто любит читать книги и кто не читает совсем, у кого в домашней библиотеке более пятисот книг и у кого на полке пылится с десяток, кто читает ежедневно и кто берёт книгу в руки только в поезде, чтобы быстрей пролетело время. Тем не менее, всех нас объединяет одно: мы все – читатели, в большей или меньшей мере.
- Известный писатель Ю. Бондарев заметил: «В юности узнать о жизни из книг можно гораздо больше, чем из самой жизни. Это чуткая пора, когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответа на извечные гамлетовские вопросы, - так где же, как не в литературе, искать в эту пору молодому человеку ответа, как жить ему в обществе, как обрести счастье, как научиться любить».
- Подходит к концу год, объявленный Президентом Годом Семьи. И сегодня нашу встречу мы посвящаем и семье, и книге. Ребята, ведь ваши родители, когда были школьниками, читали и изучали в школе такие же произведения, какие изучаете и вы. Стихотворения и поэмы, рассказы и повести, романы и эпопеи, комедии и трагедии остаются востребованными, потому что они о человеке, со всеми его лучшими проявлениями и слабостями, о человеческих взаимоотношениях, о добре и зле, о верности и предательстве, о честности и лицемерии. Обо всём, что входит в понятие «жизнь». Я разделяю мнение, что «Литература – это средство от равнодушия». М. Горький назвал литературу «учебником жизни». А Дидро сказал: «Когда человек перестаёт читать, он перестаёт мыслить».
- Итак, в этот прекрасный декабрьский день, накануне Нового года, мы начинаем нашу встречу на тему «Книга – лучший друг на все времена».
- Ребята, родители, гости, сейчас я перечислю несколько названий произведений. Вы должны сказать, почему я их объединила. Итак, слушаем внимательно: «Севастопольские рассказы», «Хаджи Мурат», «После бала», «Воскресение», «Анна Каренина», «Война и мир», «Кавказский пленник». Совершенно верно, я объединила эти произведения, потому что их автором является великий писатель, гуманист Л. Н. Толстой. В этом году исполнилось 180 лет со дня его рождения. Во многих произведениях Толстого звучит «мысль семейная». Например, когда читаешь роман-эпопею «Война и мир» предстают семьи Ростовых, Болконских, Безуховых. ( звучит отрывок из романа о семье Ростовых). А ещё мне очень по душе его слова: «Мне смешно вспоминать, как я думывал и как вы, кажется, думаете, что можно себе устроить счастливый и честный мирок, в котором спокойно, без ошибок, без раскаяния, без путаницы жить себе потихоньку и делать не торопясь, аккуратно всё только хорошее. Смешно!... Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».
- Фамилия Толстых интересна своей богатой родословной. Я предлагаю вашему вниманию презентацию о родословной Л. Н. Толстого.
- Переходим в кабинет №34.
- Комментированное чтение отрывка из главы «Маман». Обращается внимание на очень нежное, трепетное отношение рассказчика к своей матери.
- Для любого человека, большого или маленького, молодого или пожилого, мать – самый родной человек на свете. Всё лучшее в каждом из нас исходит от матери, давшей нам самое бесценное – жизнь. Материнская забота, тепло, ласка, неустанный труд, терпение, беспокойство окружают нас с первого дня жизни…
Максим Горький одну из своих «Сказок об Италии» посвятил матери, которая пришла к Тамерлану. «Пятьдесят лет ходил он по земле, железная стопа давила города и государства…Красные реки крови текли от его путей во все стороны, он строил высокие башни из костей побеждённых народов; он разрушал жизнь…»И вот к этому кровавому владыке явилась мать, «босая, в лоскутках выцветших на солнце одежд». Четыре года шла она из далёкой страны через моря, реки и горы, через леса. Пришла, чтобы вызволить из неволи своего десятилетнего сына:
- «Слушай! – сказала она Тамерлану. – Что бы ты ни сделал, ты – только человек, а я – мать! Ты служишь смерти, я – жизни. Ты виноват передо мной, и вот я пришла требовать, чтобы ты искупил свою вину… Отдай мне моего ребёнка, потому что я – мать и люблю его!»
Сильнее кровавого владыки оказалась мать, чья «любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир!»
Как гимн, звучат слова писателя: «Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока матери, - вот что насыщает нас любовью к жизни!...Вся гордость мира от матерей!...Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщин нет любви, без Матери – нет ни поэта, ни героя!...Прославим женщину-мать, неиссякаемый источник всё побеждающей жизни!»
- Каким показали образ матери поэты и писатели? Я предлагаю вашему вниманию эпизоды из разных произведений, в которых встречается образ матери.
- Стихотворение С. Есенина «Письмо матери» прочитает мама Данилы Валентина Анатольевна Попова.
- Вспомните, какой трогательный образ матери создал Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба». «Ночь перед выездом старого Тараса с сыновьями в Запорожскую Сечь. Все спят. Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих… Она …вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться!» (Комментарий.)
- У К. Паустовского есть замечательная повесть «Телеграмма». Настя живёт в Ленинграде, её работа заключается в организации выставок художников. По роду своей деятельности она проявляет постоянную заботу о чужих для неё людях. А мать забыла. Не приезжает Настя уже несколько лет в Заборье. Посылает, правда, денежные переводы. А старенькая Катерина Петровна, мать Насти, живёт ожиданием своей дочери и…смерти. Не успела Настя увидеть мать живой, всё дела, дела. «В Заборье Настя приехала на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холм на кладбище – земля на нём смёрзлась комками – и холодную, тёмную комнату Катерины Петровны, из которой, казалось, жизнь ушла давным-давно. В этой комнате Настя проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжёлый рассвет. Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы её никто не увидел и ни о чём не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести». (Комментарий.)
- В повести А. Лиханова «Невинные тайны» рассказывается о жизни мальчика из очень обеспеченной семьи. У него было всё. В 80-ые годы, годы повального дефицита, мальчик был обеспечен всем, но не особо был благодарен за это родителям. К маме так, вообще, обращался: «Ма». Так пренебрежительно, порой сквозь зубы. А потом на берегу Чёрного моря, в лагере, куда родители по великому блату достали путёвку, среди детей, у которых не было родителей по разным причинам, наблюдая за ними, оценивая их слова и поступки, он начинает понимать, как несправедлив был к самым дорогим людям, к отцу и к матери. Пока он отдыхал на берегу моря, дома случилась беда. Мать разоблачили в каких-то торговых махинациях. Будет суд. И вот он в пустой квартире. Нет никого. А значит, и не будет бесконечной материнской заботы и нежности очень долго. Обвиняет себя герой рассказа в том, что никогда не ценил материнской любви, а только ждал всё новых и новых шмоток, принимал как должное и ни разу не проявил по отношению к ней ответного сыновнего внимания. Невозможно читать без слёз монолог героя о запоздалом прозрении.
- А сейчас я предлагаю проверить, как вы хорошо знаете художественные произведения. Итак, викторина для детей, родителей, гостей.
- Назовите одного из героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
- Кто написал повесть «А зори здесь тихие» ?
- Назовите соперника Евгения Онегина.
- Как звали главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» ?
- Почему пьеса А. П. Чехова называется «Вишнёвый сад»?
- Кот больше назовёт произведений А. С. Пушкина.
- Как звали кузнеца в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством»?
- Где родился С. А. Есенин?
(Подводятся итоги.)
- Слово предоставляется родителям. Валентина Анатольевна Попова и Марина Владимировна Исупова исполнят свои любимые стихотворения С. Есенина и Э. Асадова.
- Уважаемые родители, снова обращаюсь к вам. Поделитесь, пожалуйста, своими воспоминаниями о книгах из вашего детства, их ведь с полным правом можно назвать «вечными» книгами. Родители рассказывают о своих любимых книгах.
- Я тоже хочу несколько слов сказать о своей любимой книге. Посмотрите, пожалуйста, вот на эту иллюстрацию. Красиво, правда. Алые паруса. Долго не мог выбрать Грей подходящую расцветку для парусов своего корабля. Он так хотел быть «дьявольским моряком», отважным, бесстрашным. Променял спокойную, обеспеченную, сытую жизнь на риск, лишения, трудности, чтобы осуществить свою мечту. И за это судьба ему преподнесла подарок – Ассоль. По-другому быть не могло. Она заслужила любви Грея, ведь она так ждала паруса алого цвета. И чудо свершилось. Чудо произойдёт, но не само по себе, необходимо верить в него и обязательно делать всё возможное для его приближения. Прав Грей: «…делать так называемые чудеса своими руками».
- К разговору присоединяется Л. Птицына. Она тоже рассказывает о своей любимой книге и предлагает спеть всем вместе песню «Алые паруса».
- Затем звучат песни в исполнении Л. Птицыной.
- Далее семиклассники предлагают родителям и гостям посмотреть небольшой концерт.
- Торжественная часть. Оглашение мероприятий, в которых класс принял участие, а также фамилии самых активных и творческих учащихся 7 «А» класса.
- На память о встрече каждый семиклассник получает фотоальбом с фотографией класса от 1 сентября 2008 года.