Открытый урок по теме "Обобщение знаний о причастии"

Разделы: Русский язык


Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи

Задачи:

  • обобщить и систематизировать теоретические знания о причастии;
  • закрепить навыки и умения в правописании причастий;
  • закрепление умения находить причастия в тексте;
  • определять его грамматические признаки;
  • находить и правильно писать орфограммы в причастии.

Тип урока: закрепление знаний по теме

Форма урока: работа в группах

Оборудование: проектор, компьютер, презентация (Презентация)

Ход урока

1. Организационный момент: приветствие, мотивация учащихся.

2. Актуализация знаний (слайд 1 - 4)

Взаимопроверка осуществляется в каждой группе (слайд 5).

3. Целеполагание

(исходя из полученных результатов учащиеся сами ставят цели урока по отработанной схеме "знать - уметь".

4. Работа в группах

- каждая группа освещает теоретические вопросы по выданным карточкам;

- предлагает для закрепления практические задания по своим вопросам.

1 группа

Теоретические вопросы Практическое задание Текст к заданию
Причастие. Значение причастий.

Действительные и страдательные причастия.

Морфологические признаки причастий.

Синтаксическая роль причастий

А) Какое слово обозначает признак предмета по действию: современные, безоблачном, сплошное, состоящий.

Б) Укажите причастие: звёздном, пролитого, тёмные, газовый.

В) Укажите страдательное причастие: состоящий, мерцающий, раскалённый, самосветящийся.

Г) В предложениях 4-6 найдите действительное причастие настоящего времени в форме мн. ч., Т. п.

Д) В предложении 1,2 найдите причастие прошедшего времени в форме ед.ч., Р.п.

Е) Найдите в тексте формы одного причастия.

Ж) Найдите в 4-6 предложениях возвратное действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени,

З) Найдите предложение, соответствующее схеме:

[ ___ - === , | | ]

И) Найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения.

1. В тёмные ночи на ясном, безоблачном, звёздном небе вы можете заметить широкую слабосветящуюся полосу, которая как бы опоясывает весь небосвод.

2. Эта полоса несколько напоминает след от пролитого молока, и потому ещё в древности её называли Млечным Путём.

3. При наблюдении в современные телескопы Млечный Путь распадается на великое множество слабосветящихся звёздочек, которые для невооружённого глаза сливаются в сплошное сияние.

4. На небе звёзды выглядят маленькими мерцающими огоньками.

5. В действительности каждая звезда - это огромный самосветящийся раскалённый газовый шар, состоящий из водорода и гелия.

6. На всём небе невооружённый глаз в тёмную ночь видит не более шести тысяч звёзд.

2 группа

Теоретические вопросы Практическое задание Текст к заданию
Образование действительных причастий настоящего времени.

Образование действительных причастий прошедшего времени.

Образование страдательных причастий настоящего времени.

Образование страдательных причастий прошедшего времени.

От глаголов образовать действительные причастия настоящего времени.

От глаголов образовать страдательные причастия настоящего времени.

Знать, верить, любить, увлекаться, сеять, скакать, дышать, таять, строиться, брезжить .

Изучать, уважать, видеть, слышать, ободрять, вносить.

3 группа

Теоретические вопросы Практическое задание Текст к заданию
Что такое склонение?

Как у причастий определить падеж?

Как проверить окончание причастий?

Причастия, заключённые в скобки, ставить в нужном роде, числе, падеже, выделить окончания причастий. (Плескавшийся) море, (образующийся) глыба, в (застывший) воздухе, в (проснувшийся) лесу, к (пестреющий) цветам, (отцветшие) одуванчиков, над (бушующий) морем, (приютившийся) селение, над (зеленеющий) полянкой, у (вырубленные) рощи, (взъерошенные) воробьями, (поднимающиеся) облаком.

4 группа

Теоретические вопросы Практическое задание Текст к заданию
Не с причастиями.

Одна и две Н в причастиях.

Гласные перед одной и двумя Н.

Е, Ё после шипящих в суффиксах.

Не с причастиями.

Одна и две Н в причастиях.

Раскрыть скобки, вставить пропущенные орфограммы. (Не)освещ..(н,нн)ая солнцем роса; (не)застёгнутый крючок; (не)сведё(н,нн)ые счёты; окута(н,нн)ые марлей люстры; пута(н,нн)ый ответ; завал..(н,нн)ый снегом сад; жаре(н,нн)ая в сметане рыба; усе..(н,нн)а пароходиками; обещ..(н,нн)ый отдых; сожж..нное письмо; застрел..(н,нн)ая птица; воплощ..нный замысел; освещ..(н,нн)ый зал; запрещ..(н,нн)ый приём.

После каждого задания проводится рефлексия.

Комплексный анализ текса (слайд 6).

- каждая группа самостоятельно изучает текст, а затем выступает по плану (на доске):

А) причастие;

Б) грамматическое значение;

В) морфологические признаки

Г) синтаксическая роль в предложении.

7. Итог урока.

Презентация