Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи
Задачи:
- обобщить и систематизировать теоретические знания о причастии;
- закрепить навыки и умения в правописании причастий;
- закрепление умения находить причастия в тексте;
- определять его грамматические признаки;
- находить и правильно писать орфограммы в причастии.
Тип урока: закрепление знаний по теме
Форма урока: работа в группах
Оборудование: проектор, компьютер, презентация (Презентация)
Ход урока
1. Организационный момент: приветствие, мотивация учащихся.
2. Актуализация знаний (слайд 1 - 4)
Взаимопроверка осуществляется в каждой группе (слайд 5).
3. Целеполагание
(исходя из полученных результатов учащиеся сами ставят цели урока по отработанной схеме "знать - уметь".
4. Работа в группах
- каждая группа освещает теоретические вопросы по выданным карточкам;
- предлагает для закрепления практические задания по своим вопросам.
1 группа
Теоретические вопросы | Практическое задание | Текст к заданию |
Причастие. Значение причастий. Действительные и страдательные причастия. Морфологические признаки причастий. Синтаксическая роль причастий |
А) Какое слово обозначает признак
предмета по действию: современные, безоблачном,
сплошное, состоящий. Б) Укажите причастие: звёздном, пролитого, тёмные, газовый. В) Укажите страдательное причастие: состоящий, мерцающий, раскалённый, самосветящийся. Г) В предложениях 4-6 найдите действительное причастие настоящего времени в форме мн. ч., Т. п. Д) В предложении 1,2 найдите причастие прошедшего времени в форме ед.ч., Р.п. Е) Найдите в тексте формы одного причастия. Ж) Найдите в 4-6 предложениях возвратное действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени, З) Найдите предложение, соответствующее схеме: [ ___ - === , | | ] И) Найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения. |
1. В тёмные ночи на ясном, безоблачном,
звёздном небе вы можете заметить широкую
слабосветящуюся полосу, которая как бы
опоясывает весь небосвод. 2. Эта полоса несколько напоминает след от пролитого молока, и потому ещё в древности её называли Млечным Путём. 3. При наблюдении в современные телескопы Млечный Путь распадается на великое множество слабосветящихся звёздочек, которые для невооружённого глаза сливаются в сплошное сияние. 4. На небе звёзды выглядят маленькими мерцающими огоньками. 5. В действительности каждая звезда - это огромный самосветящийся раскалённый газовый шар, состоящий из водорода и гелия. 6. На всём небе невооружённый глаз в тёмную ночь видит не более шести тысяч звёзд. |
2 группа
Теоретические вопросы | Практическое задание | Текст к заданию |
Образование действительных причастий
настоящего времени. Образование действительных причастий прошедшего времени. Образование страдательных причастий настоящего времени. Образование страдательных причастий прошедшего времени. |
От глаголов образовать действительные
причастия настоящего времени. От глаголов образовать страдательные причастия настоящего времени. |
Знать, верить, любить, увлекаться,
сеять, скакать, дышать, таять, строиться, брезжить
. Изучать, уважать, видеть, слышать, ободрять, вносить. |
3 группа
Теоретические вопросы | Практическое задание | Текст к заданию |
Что такое склонение? Как у причастий определить падеж? Как проверить окончание причастий? |
Причастия, заключённые в скобки, ставить в нужном роде, числе, падеже, выделить окончания причастий. | (Плескавшийся) море, (образующийся) глыба, в (застывший) воздухе, в (проснувшийся) лесу, к (пестреющий) цветам, (отцветшие) одуванчиков, над (бушующий) морем, (приютившийся) селение, над (зеленеющий) полянкой, у (вырубленные) рощи, (взъерошенные) воробьями, (поднимающиеся) облаком. |
4 группа
Теоретические вопросы | Практическое задание | Текст к заданию |
Не с причастиями. Одна и две Н в причастиях. Гласные перед одной и двумя Н. Е, Ё после шипящих в суффиксах. Не с причастиями. Одна и две Н в причастиях. |
Раскрыть скобки, вставить пропущенные орфограммы. | (Не)освещ..(н,нн)ая солнцем роса; (не)застёгнутый крючок; (не)сведё(н,нн)ые счёты; окута(н,нн)ые марлей люстры; пута(н,нн)ый ответ; завал..(н,нн)ый снегом сад; жаре(н,нн)ая в сметане рыба; усе..(н,нн)а пароходиками; обещ..(н,нн)ый отдых; сожж..нное письмо; застрел..(н,нн)ая птица; воплощ..нный замысел; освещ..(н,нн)ый зал; запрещ..(н,нн)ый приём. |
После каждого задания проводится рефлексия.
Комплексный анализ текса (слайд 6).
- каждая группа самостоятельно изучает текст, а затем выступает по плану (на доске):
А) причастие;
Б) грамматическое значение;
В) морфологические признаки
Г) синтаксическая роль в предложении.
7. Итог урока.