Правописание непроизносимых согласных

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

  • Развитие умения находить слова с непроизносимой согласной, сравнивать в них произношение и написание.
  • Совершенствовать умение проверять слова с непроизносимой согласной.

Ход урока

I. Организационный момент. Тема и цели урока.

На доске написаны столбиком слова:

праз?ник
со?нце
радос?ный

У. Прочитайте слова. Определите вид пропущенной орфограммы и назовите тему урока.

Какую цель мы поставим перед собой?

Д. В словах пропущена орфограмма непроизносимая согласная. Тема урока “Непроизносимая согласная”. Мы будем учиться писать слова с непроизносимой согласной.

У. Молодцы, ребята! Тема нашего урока “Непроизносимые согласные”. И на уроке мы будем продолжать учиться находить слова с данной орфограммой и учиться их проверять.

II. Минутка чистописания.

У. Прочитайте эти слова и определите, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания. Она находится в суффиксе имени существительного и обозначает в нем безударный гласный звук. Какая эта буква? В каком слове она находится?

Д. Сегодня мы будем писать букву и. Она находится в суффиксе существительного праздник.

У. Определите порядок следования букв в данном ряду:

Иа Ия Иб Ию …

Д. В данном ряду заглавная буква и пишется со строчными буквами, идущими с начала и с конца алфавита .

У. Напишите цепочку букв в установленной последовательности до конца строки.

III. Работа по теме урока.

1. Повторение.

У. Назовите непроизносимые согласные.

Д. К непроизносимым согласным относятся в,д,л,т.

У. Перечислите опасные стечения согласных, в которых встречаются непроизносимые согласные.

Д. Это стечения -стн-, -здн-, -рдц-, -лнц-, -вств-, -стл-.

У. Как проверяется эта орфограмма?

Д. Чтобы проверить слова с непроизносимой согласной, нужно подобрать проверочное слово, в котором этот звук произносится.

У. Вставьте пропущенную букву. Ответ обоснуйте.

Д. В слове праздник вставим букву д. Проверочное слово празден.

В слове солнце вставим непроизносимую согласную л. Проверочное слово солнышко.

В слове радостный вставим непроизносимую согласную т. Проверочное слово радость.

2. Выборочный диктант.

1. Наш караван ехал по прелестной долине. (П.)
2. Малиновка свистнула и вспорхнула выше. (Л.Т.)
3. Минут пять длилось тягостное молчание. (Ов.)
4. Ум и честность – лучшие качества человека. (Ч.)
5.Радостно, молодо было и на небе, и на земле, и в сердце человека. (Л.Т.)
6. Здравствуй, Родина!

IV. Физкультминутка.

У. Я называю слова. Если я назову слово, в котором есть непроизносимая согласная, вы делаете наклон вперед. Если в слове нет непроизносимой согласной, вы подпрыгиваете на месте.

Победа, тополь, страна, устный, постный, земля, свекла, тростник, луг, известность, местность, властно, лесник, завистливый, счастливый, грустит, гигант, солнце.

V. Работа по теме урока (продолжение).

1. К словам левого столбика подберите близкие по смыслу слова (синонимы) из правого столбика. Запишите парами, вставляя пропущенную букву. В скобках запишите проверочное слово.

унылый
огромный
печальный
всадник
знаменитый
гневный
ярос?ный
наез?ник
гиган?ский
горес?ный
грус?ный
 извес?ный

2. Работа с учебником.

Разгадывание кроссворда (упр.№300)

Словарная работа.

У. Используя алфавит, расшифруйте словарное слово

25 – 21 – 3 – 19 – 20 – 3 – 19

Д. Слово чувство.

У. Найдите это слово в орфографическом словаре. Какую орфограмму нужно запомнить?

Д. Мы запомним непроизносимую согласную в.

У. Запишите слово в тетрадь. Подберите и запишите однокоренное слово. Подчеркните орфограмму. Подберите синонимы (слова близкие по значению).

Д. Однокоренное слово: чувствовать. Синонимы: переживание, эмоция.

VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание. Упр. № 298.

Литература

  1. Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2-й класс.» – Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, М., 2001. – 224 с.
  2. Дмитриева О. Д., Фефилова Е.П. «Русский язык. 3 класс: Поурочные разработки к учебникам Рамзанвой Т.Г. и Поляковой А.В.». – М.: ВАКО, 2005. – 416 с.
  3. Клитин В.В. «Сборник диктантов по орфографии: Пособие для преподавателей». Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР. М., 1960. – 292 с.
  4. Ярославцева С.В. «Работа над словарными словами в начальной школе: Методическое пособие».– М.: Айрис-пресс, 2004. – 112 с.