Цель урока: Способствовать развитию правосознания через формирование способности оценивать свои действия и действия других людей с точки зрения закона
Задачи:
- Сформировать представление об ответственности за правонарушения и преступления;
- Познакомить учащихся со структурой УК, основными принципами работы с текстом закона;
- способствовать формированию правовой культуры учащихся через решение практических задач и приобретение навыков работы с Уголовным кодексом РФ;
- Развивать способность адаптировать теоретические знания к реальным жизненным ситуациям, продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать материал;
- Способствовать развитию самостоятельности мышления и речевых навыков учащихся через применение коллективного способа обучения и организации самостоятельной поисковой работы.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: лабораторно-практическое занятие.
Для организации познавательной деятельности учащихся на данном уроке наиболее эффективной является технология группового обучения с элементами уровневой дифференциации.
В классе работают шесть групп постоянного состава сформированных на основе учета уровня способностей учащихся. Каждая группа получает одно из заданий, которое адаптировано к определенному уровню знаний и умений учащихся.
Средства обучения:
- Уголовный кодекс РФ М,2008г.
- Схемы “Система права РФ”,
“Классификация правонарушений”. - План работы с ситуацией (на доске).
- Карточки с текстами заданий.
- Проверочные тесты.
Ход урока
Этап актуализации
Два ученика вызываются к доске для заполнения схем. (Приложение 1.)
В это время учитель проводит фронтальный опрос по вопросам:
- Дать определения понятий право, закон, правоотношения.
- Назовите субъекты правоотношений.
- При каком условии физические лица могут стать активными участниками правоотношений?
- Что такое дееспособность, с какого возраста наступает?
- Чем преступления отличаются от проступка?
Отвечающие получают оценки.
Далее учитель акцентирует внимание ребят на том, что сегодня на уроке предстоит решить одну из важнейших задач: научиться применять правовые знания в оценке и решении конкретных жизненных ситуаций, оценить с точки зрения закона действия людей и определить вид ответственности за противоправные действия.
Учитель предлагает к рассмотрению конкретную ситуацию.
Ситуация 8.
Пожилой мужчина шел по дороге. За ним следовал гражданин Сидоров. У мужчины, шедшего впереди, выпал кошелек с деньгами и документами. Гражданин Сидоров, не задумываясь, подобрал кошелек и положил к себе в карман, ничего не сказав обладателю.
Вопрос:
Ребята, как вы думаете, можно ли считать поступок гражданина Сидорова преступлением? Должен ли он нести ответственность?
А как это определить? Правильно, надо обратиться к закону, к Уголовному кодексу. Откройте ст.158 УК РФ (примечание).
Используя статью закона и схему на доске, предложите вопросы для решения ситуации.
Учащиеся предлагают вопросы, которые учитель записывает на доске.
В результате сотворчества учителя и учеников разрабатывается план дальнейшей самостоятельной работы.
План.
- Какую статью Уголовного кодекса можно применить
- Вид преступления
- Категория преступления
- Смягчающие и отягчающие обстоятельства
- Наказания
Этап самостоятельной работы над решением проблемных ситуаций.
Происходит в форме групповой работы. (Приложение 2.)
Каждая группа получает набор дидактических материалов: текст правовой задачи, Уголовный кодекс (можно распечатать извлечения из него). У каждой группы своя задача, но если класс слабый, то можно предложить к рассмотрению одну задачу во всех группах.
В группе ребята делят работу: каждый ученик ищет ответ на один из пунктов плана и вписывает его на листок под отдельной цифрой. Затем происходит мини– обсуждение в группе с целью устранения недочетов и ошибок.
Группы работают самостоятельно в течение 5–7 минут.
Этап представления ответов и совместного обсуждения ситуаций.
- Один участник из группы зачитывает ситуацию и поводит ее разбор по предложенному плану.
- Члены группы имеют право дополнить основной ответ или дать разъяснение по ходу.
- В случае затруднения в решение проблемы включаются другие группы, в ходе устного обсуждения группы приходят к правильному ответу.
- Учитель подводит итог обсуждения каждой ситуации, отмечает недостатки и корректирует ответы в случае затруднения класса.
Этап подведения итогов работы в группах.
Каждая группа имеет комплекс карточек с оценками. Учитель представляет поочередно слово каждой группе либо объявляет, предлагает поставить карточку с оценкой за работу, затем оценивается так же работа остальных групп. Учитель высказывает свое мнение и после краткого комментария объявляет окончательную оценку каждой группе.
Этап закрепления и проверки усвоенных знаний и умений. (Приложение 3.)
Ребята в течение 7–10 минут выполняют проверочную работу (тесты). Тесты составлены автором.