Цель урока:
- Сформировать у учащихся образ женской и мужской красоты.
- Вызвать интерес к изучению традиционной обереговой одежде Древней Руси.
- Воспитывать уважение к своеобразиям национальной культуры.
- Обучить изображению мужчины и женщины в традиционной одежде Древней Руси.
Оборудование
Для учителя репродукции:
- Иван Билибин – иллюстрации к сказкам “Сказка о царе Салтане”, “Поди туда – не знаю куда”, “Перышко Финиста Ясно-Сокола”;
- Н.К Рерих – эскизы к балету “Весна священная”;
- Борис Ольшанский “ Встреча”;
- В.Н. Васнецов – “Три царевны подземного царства”, эскизы костюмов к опере
- “Снегурочка”, “Три богатыря”, “Царевна-несмеяна”, “Царевна лягушка” Народный костюм: мужская рубаха, женская рубаха, понева, очелье (береста), бусы, пояса, лапти.
Для учащихся: листы бумаги, карандаши, кисти, гуашь, емкость для воды.
Ход урока
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
- Практическая работа.
- Подведение итогов, домашнее задание.
У каждого народа складывается свой образ красоты человека. Он отражается в традиционной одежде, в мужском и женском праздничном костюме. Рассмотрим красоту образа человека Древней Руси.
Давным-давно ушел из повседневного обихода традиционный костюм. Уже к началу 19 века его полностью вытеснила из города европейская мода, завезенная в Россию Петром 1. И только крестьяне продолжали носить привычную для себя одежду и доставали в праздники старинные наряды из бабушкиных сундуков. А жизнь русского традиционного костюма нашла свое продолжение в книжках -сказках Ивана Билибина, в картинах Виктора Васнецова, Бориса Ольшанского, Рериха. Художники тщательно воссоздали подробности славянской одежды – яркое узорочье мужских рубах и украшенные вышивкой наряды девушек – щеголих. Как ни странно, но мужской костюм не очень изменился с древних времен. Та же подпоясанная рубаха, штаны, лапти, на голове очелье, шапка.
Как известно, рубаха в старой русской деревне была основной частью костюма, а для молодежи подчас единственной. Для будничной одежды шили не вышитые рубахи, зато уж как украшали праздничную! Особенно девушки старались, ведь показаться в праздничный день на людях в не вышитой рубахе считалось позором. Удивительно ли, что с рубахой народ связывал немало разных поверий. Считалось, например, что продавать ее никак нельзя – потеряешь счастье. А свадебная рубаха к тому же, верили, обладает целебной силой.
Глубокий смысл имели и сами украсы. В давние времена еще был жив обряд “чтение узоров”. В одно из сел собирались, из ближних и дальних хуторов, девушки в лучших, сделанных своими руками нарядах. Одна на другую надевали четыре – пять рубах с затейливыми узорами, что шли от подола до груди. Затем – сарафан, поверх него три – четыре нарядных передника. Пришедшие на праздник парни выбирали себе в провожатые старую женщину и с ней подходили к разряженным девушкам. Женщина показывала их передники и подолы рубах, поясняя при этом значение узоров. Парни же по вышивкам судили о трудолюбии и способностях девушек. В старинной песне поется, как работала одна из таких рукодельниц:
Во первый раз вышивала
Красное солнце с моревами.
Со теплыми облаками;
Во второй раз вышивала
Светел месяц со лучами,
Со частыми со звездами...
В четвертый раз вышивала
Сине море со звездами.
Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке – белый и красный. Красный цвет в народном костюме был одновременно символом земного плодородия и самого солнца, а белый– цвет чистоты, радости и Божественной силы.
Старинные вышивки имеют глубокий символический смысл. В них зашифрованы древние славянские мифы – о происхождении мира, самого человека, тайны рождения и смерти и т.д.
Вот некоторые символы:
Символ | Значение | Символ | Значение | |
Росток |
|
Солнце | ||
Мир, Белый Свет |
"Замкнутый огонь" | |||
Земля | Земля, раскрытая Весной | |||
Поле вспаханное | Поле засеянное | |||
Берегиня | Древо Жизни | |||
Вода | Вода |
Ключ к познанию языка вышивки постараемся найти в старинных сказках Вот хотя бы в этой, где речь идет о солнце: “ Большая светлица, горит жар-птица, всяк ее знает, и обожает”. Ведь это разгадка уже знакомого нам изображения на подоле рубахи: светлица – образ мира, жар- птица – ясное солнышко! А птички поменьше (их называют павами) – будто лучики вокруг солнца.
Бусы, браслеты, кольца, серьги – дополнения к нарядному женскому костюму Повязка, венец или очелье – головные уборы девушек – оставляли открытыми сверху волосы и косу, которая была девичьей гордостью и украшением.
Посмотрим внимательно на детали одежды Русичей, изображенные великими русскими художниками (Б.Ольшанский, В.Васнецов, И.Балибин, К.Н. Рерих).
Закрыли глазки и представили красоту образа человека. Кто представил, берем простые карандаши и начинам рисовать.
Практическая часть.
А теперь переходим к следующему этапу. Сегодня мы с вами создадим народный праздничный костюм.
Поэтапность выполнения работы:
- вспоминаем основные пропорции фигуры человека;
- компонуем изображение на листе;
- дополняем верхнюю одежду характерными элементами и деталями;
- прорабатываем изображение цветом.
Практическая часть – дифференцируемое задание:
1-я группа – сильный уровень.
Задание: изобразить праздничный народный костюм, постараться более детально прорисовать детали костюма.
2-я группа – средний уровень.
Задание: нарисовать эскиз праздничного народного костюма.
3-я группа – слабый уровень.
Задание: отобразить элемент костюм.
Выставка работ учащихся.
На подиуме и на доске размещаем детские работы. Законченные лучшие работы отбираются на школьную выставку “Мир глазами детей” и “Царство художника”.
Домашнее задание. Кто не успел дорисовать, закончить работу дома. Ребята, постарайтесь побольше узнать о духовной стороне искусства своих предков. Расспросите бабушек, дедушек, родителей о русских народных праздниках, как они проводились. Какие обычаи, традиции и обряды были и есть в вашей семье.
Сегодня мы с вами узнали частичку нашей истории, приоткрыли тайну узоров старинных вышивок, познакомились с праздничной одеждой, которую носили наши прапрабабушки и прапрадедушки. И мы с вами сделали вывод, что наши предки умели создавать и носить Красоту, как отражение своей духовной силы и окружающего мира.
Урок окончен. Всем большое спасибо.