Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определённых целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учёбе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.
Французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».
Цели: пробуждение у учащихся интереса к изучению математики, расширение их кругозора, повышение интеллекта.
Задачи:
- Показать ученикам, что математика – чудесная, не сухая наука и занимаются ею замечательные люди.
- Активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в работе.
- Помочь осознать силу и практическую значимость математики.
Оборудование: плакаты с высказываниями:
- «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели». А. Маркушевич
- «Ум без догадки гроша не стоит».
- «Была бы охота – заладится всякая работа».
Таблицы для изучения материала «Старые русские меры». Рисунки для физкультминутки, для задач.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учащихся.
II. Объявление темы и цели задания
III. Разминка
Задание 1 (классу). Составить утверждение из карточек.
(Ответ: «Математика – это гимнастика ума»)
Задание 2. Назовите имя крупнейшего немецкого математика XIX века, которому принадлежит это высказывание. (К.Ф. Гаусс)
IV. Рассказ учителя
Старые русские меры
Русские старинные меры длины во многом связаны с названием частей тела человека.
Пядь – расстояние между кончиками пальцев мизинца и большого при их наибольшем удалении; локоть – расстояние от локтя до первого сустава среднего пальца; маховая сажень –расстояние между кончиками пальцев вытянутых в противоположные стороны рук; косая сажень – расстояние от левого каблука до концов вытянутой вверх правой руки.
С XVIII века до Великой Октябрьской революции в России действовала такая система мер длины:
1 миля=7 верстам;
1 верста=500 саженям;
1 сажень=3 аршинам;
1 фут=12 дюймам;
1 миля=7,5 км;
1 верста≈1,07 км;
1 сажень≈2,13 м;
1 фут=30,5 см;
1 дюйм=2,54 см.
Древней мерой массы в России служила гривна, которая впоследствии стала называться фунтом. К концу XVII века самыми распространёнными были меры (частично сохранившиеся и до настоящего времени):
1 пуд=40 фунтам;
1 фунт≈410 г;
1 пуд≈16 кг.
Задание классу.
«Скольким килограммам равен 1 ласт и 1 берковец, если 1 ласт=72 пудам, а 1 берковец=10 пудам?»
Мерой денег были:
Гривна серебра; гривна куны; рубль; куна; бела и другие.
Гривна серебра содержала 4 гривны кун.
Рубль – это половина гривны серебра.
Гривну серебра рубили пополам и получали слиток – рубль.
Половина рубля называется полтиной.
Денежные единицы куны и белы произошли от названий мехов куниц и белок, которые раньше были единицами обмена.
V. Решение задач
Задача 1. Шут приезжал за деньгами, сказывал, будто ты заторговал триста пудов рыбы; я ему триста рублей дала. Сколько стоил один пуд рыбы?
Задача 2 «Как поп летал». «Отдыхаю, – говорит мужик, – триста вёрст летел да триста лететь надо».
- Каков весь путь мужика?
- Можно ли сказать, что мужик остановился на середине своего пути?
Задача 3. Между некоторыми цифрами 1 2 3 4 5 поставь знаки действий и скобки так, чтобы получилось 1.
(Ответ: (12-3)÷(4+5)=1)
Физкультминутка
На столе стоят три стакана с водой и три пустых.
Вопрос: «Как сделать так, чтобы пустые и наполненные стаканы чередовались?» Брать в руки можно только один стакан.
(Ответ: Взять второй наполненный стакан, перелить во второй пустой и поставить на место).
Задача 4. Кусок проволоки длиной 78 см надо разрезать на столько частей длиной по 12 см, но так, чтобы отрезков не было. Как это сделать?
(Ответ: 4 куска по 12 см и 2 куска по 15 см).
Задача 5.
Задача 6. Незнайка начертил 3 прямые линии, на каждой из них отметил 3 точки. Всего Незнайка отметил 6 точек. Покажите, как он это сделал.
VI. Итог занятия
Комментирование работы класса и отдельных учащихся.
VII. Задание на дом
1) Задача: Сумма каких двух натуральных чисел
а) равна их произведению?
(2x2 = 2+2),
б) больше, чем их произведение?
(любые два числа, одно их которых равно 1, например, 1 и 15).
2) Вычисли:
(354x799–445) : (354+799x353);
Решение.
354x799–445=353x799+799–445=353x799+354.
Получили, что делимое равно делителю. Значит, частное равно 1.
Ответ: 1.
Дополнительно.
Задача.
В книге 825 страниц. Сколько цифр потребовалось для нумерации всех её страниц?
(Ответ: 2367 цифр).
Решение:
Для нумерации первых девяти страниц потребовалось 9 цифр. Для нумерации следующих 90 страниц (с 10-й по 99-й) потребовалось 180 цифр (90x2). Для нумерации остальных 726 страниц (825-99) потребовалось 726x3=2178 цифр, так как номера всех этих страниц трёхзначные. Итого для нумерации всех страниц потребовалось:
9+180+2167=2367 (цифр).