Цели:
- Обобщить и привести в систему знания детей о весенних изменениях в природе.
- Формировать инструментальные навыки и умения исследовательского поведения: видеть проблему, строить предположения, давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, наблюдать, доказывать и защищать свои идеи.
- Развивать познавательный интерес, внимание, память, воображение, речевую и информационную культуру, способность к рефлексии, расширить кругозор детей.
- Воспитывать бережное и правильное отношение к природе.
Ход урока
1. Организационный момент:
Звучит фонограмма с пением птиц.
Дети по очереди читают отрывок из стихотворения А. Н. Плещеева "Весна".
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною:
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то;
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!...
- Так замечательно написал Алексей Николаевич Плещеев о весне.
- А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово "весна"?
2. Сообщение темы и цели урока:
- Мы не случайно заговорили о весне. Этому времени года будет посвящен наш урок. Это будет не просто урок, а урок-путешествие по весенней природе.
- Прочитайте тему путешествия на доске и предположите, каким словом уместно её закончить.
"Весна. В природе ... !" (оживление, изменение, потепление)
- Цель нашего путешествия: повторить и привести в систему знания о весне. А именно, ответить на вопрос: какое оживление (какие изменения) происходят в природе весной и почему? (показ на слова темы).
В конце урока на доске у нас должна образоваться схема, которая поможет вам лучше запомнить то, о чем сегодня пойдет речь. <Приложение 1>
А "Красавица Весна" откроет нам свое лицо, если мы преодолеем все препятствия в пути.
3. Запуск игровой модели урока и выбор маршрута:
- Так как мы собрались отправиться в путешествие, то нам необходимо выбрать самый удобный для этого случая вид транспорта.
Выбор средства передвижения: машина, автобус, вертолет, самолет, ковер-самолет (картинки на доске) и обоснование выбора детьми.
Выбор пилота. Двигаться мы будем по схеме на доске.
- Желаю вам быть внимательными, активными, интересными и обязательно дружными и чуткими по отношению друг к другу в пути.
Дети берутся за руки, а пилот мелом на доске прокладывает "воздушную" дорогу к 1 станции.
Движение на воображаемом ковре-самолете сопровождается словами учителя: "Мы летим, чувствуем запах оттаявшей земли, яркий свет солнца и его тепло".
4. Основная часть урока: (названия станций перевернуты на доске, в момент прибытия на станцию пилот переворачивает карточку, дети читают название станции)
1 станция "Неживая природа"
- Расскажите с помощью плана, какие изменения происходят в неживой природе весной?
План (на карточках на доске, а ответы у детей на партах, они выходят к доске и составляют схему, помогая друг другу).
Солнце - выше, чем зимой.
День - длиннее, чем зимой.
Температура воздуха - повышается.
Осадки и другие явления - снег с дождем, дождь, первые грозы.
Водоемы - вскрываются ото льда, ледоход, половодье.
Почва - оттаивает.
- Какое из перечисленных изменений самое важное и почему?
- Расположите весенние месяцы в порядке их следования в году (карточки с названием месяцев).
- Объясните смысл пословицы "Март зиму кончает, весну начинает".
- Что можете сказать про этот день весны? (на карточке - 21 марта)
- Молодцы! Отправляемся дальше.
Выбор пилота. Дети встают и выходят из-за парт, а пилот мелом на доске прокладывает "воздушную" дорогу ко 2 станции.
Слова учителя: "Мы пролетаем над лесом, над лугом и видим множество растений".
2 станция "Мир растений".
- Изменения в неживой природе влекут за собой и изменения в живой природе (пилот открывает название 2 станции).
А именно в мире растений.
- Что изменяется в жизни растений? Назовите.
Набухание почек
Распускание листьев
Цветение
- Назовите растения, изображенные на картинках.
- Что их объединяет?
- Где раньше всего появляются цветы мать-и-мачехи?
- Кто из вас знает, почему это растение так назвали? (Показать книгу А. Плешакова "Зеленые страницы" и порекомендовать для чтения).
- Какие растения наблюдали во время экскурсии, и какой можно сделать вывод? Обобщение материала листа-наблюдения. <Приложение 2>
Выбор пилота.
- Летим дальше: "Мы пролетаем над рекой и видим, как медведица с медвежатами ловят рыбу, слышим пение птиц, пролетаем мимо болотца и слышим звонкое кваканье лягушек".
(Во время полета дети присаживаются на корточки возле парт и закрывают глаза).
3 станция " Мир животных".
- Изменяется весной и жизнь животных.
- Какие группы животных вам известны. Перечислите.
- Назовите, как изменяется их жизнь с приходом весны.
Птицы - прилетают домой, строят гнезда, высиживают птенцов, кормят их.
Насекомые - выходят из зимней спячки, размножаются.
Звери - рождают детенышей, вскармливают их молоком, линька.
Рыбы - размножаются, поднимаются в верхний слой воды.
Земноводные - выходят из зимней спячки, размножение.
Пресмыкающиеся - выходят из спячки, размножаются.
- Что общего в поведении животных?
Вывод: становятся активны, размножаются.
Диалог Кукушки и Мухоловки (в исполнении 2 детей).
- Почему Мухоловка отказалась от помощи?
- Что же ты плачешь, Мухоловочка? Бедненькая!
- Как же мне, Кукушечка, не плакать. Было у меня в гнезде пять яичек, осталось четыре. Сойка одно яичко утащила!
- Ах, душегубка! Ах, негодница! Не плачь, Мухоловочка, я помогу твоему горю. Я тебе своё яичко положу.
- Нет, нет, нет! Прошлое лето одна кукушка помогла мне, так я всех своих деток лишилась. Вылупился кукушонок-злодей и всех моих деток из гнезда выкинул! Знаю я тебя, помощницу. Пролетай, пролетай!
- Почему Мухоловка отказалась от помощи?
- Можно сказать, что кукушка - это вредная птица?
- А вот группа учеников узнали про кукушку немного больше нас и разрешат наши сомнения.
Краткое сообщение.
Казалось бы, все ясно, кукушки - это очень вредные птицы, губящие птенцов многих полезных птиц. Но вывод пока делать рано. Посмотрим на это с другой точки зрения.
Взрослая кукушка за час может съесть до 100 гусениц, причем "работать" она может несколько часов подряд. А если в лесу, где живет кукушка, появляется много вредителей, она будет есть их без перерыва, пока не съест всех. На "пир" слетается много кукушек, прилетают даже издалека. Одна кукушка уничтожает гораздо больше вредных насекомых, чем уничтожили бы все погубленные кукушонком птицы.
Но ненасытность - не единственное достоинство кукушек. Среди насекомых, особенно среди гусениц, есть такие, которых не едят другие птицы, например, многие птицы не едят "волосатых" гусениц. А кукушка ест, и с большим удовольствием. У нее желудок устроен так, что "волосы" гусениц впиваются в особенное покрытие стенок, а потом это покрытие выводится из желудка вместе с "волосами".
Так что кукушка - полезная птица.
Выбор пилота.
- Мы пролетаем над полем и видим, как тракторами пашут землю, а птицы важно расхаживают по свежей пашне.
4 станция "Мир людей".
- Как изменились жизнь и труд людей?
люди поменяли одежда
посевная
Садово-огородные работы (открываются карточки на доске)
Парная работа.
- Посоветуйтесь и ответьте на вопросы (вопросы даны каждой паре)
1. Как ты поступишь, если увидишь дерево, из которого вытекает сок?
а) Пройду мимо.
б) Закрою ранку глиной или пластилином.
в) Попью соку и пойду дальше.
2. Вы увидели выпавших из гнезда птенцов. Как вы поступите?
а) Попробую положить птенцов в гнездо.
б) Пройду мимо, и не буду мешать птицам.
в) Заберу птенцов домой и буду ухаживать за ними.
3. Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу и разжигать костры?
а) Вас оштрафуют за неправильное поведение.
б) Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнёзда, животных искать укромные места.
- Вывод.
5. Подведение итогов урока:
- Сейчас мы возвращаемся обратно в класс, чтобы подвести итог.
- Посмотрите на названия станций и скажите, где в природе происходят изменения с приходом весны?
- Что является главной причиной этих изменений?
- Оценивание.
- Цель урока была такова: повторить и привести в систему наши знания о весне. А именно, ответить на вопрос: какое оживление (какие изменения) происходят в природе весной и почему?
В конце урока на доске у нас должна была образоваться схема, которая поможет вам лучше запомнить то, о чем сегодня пойдет речь.
- Как вы думаете, мы сегодня выполнили поставленную цель?
- Встаньте сейчас те, кто считает, что его сосед по парте был внимателен и работал в силу своих возможностей.
- А мне сегодня было интересно с вами в путешествии. Я хочу сказать вам спасибо! Я думаю, что после сегодняшнего урока вы будете еще внимательнее относиться к природе.
"Красавица Весна открывает свое лицо" (учитель переворачивает карточку)
Домашнее задание (на индивидуальных карточках)
Прочитайте народные приметы, любые пять выучите наизусть.
- Если лёд весенний тонет - к плохому лету.
- Если весной снег тает от солнышка, будет урожайный год, а от дождя - засуха.
- Дружный прилёт птиц весной - к доброму урожаю.
- Если весной из берёзы течёт много сока - это к дождливому лету.
- Сеять можно до тех пор, пока цветёт черёмуха.
- Кукушка станет куковать - мороза больше не видать.
- Грач прилетел - через месяц снег сойдёт.
- Ранний излёт пчёл из ульев - к ранней весне.
- Гром ранней весной перед холодом.
- До первого грома змея не жалит.
- Если первый гром слышится глухими раскатами - жди сырое лето.
- Каков день 1 апреля, такой и 1 октября.
- 21 апреля - ясный день - хорошее будет лето, ненастный - плохое.
- Урок закончен. Всем спасибо!