Тип занятия: урок изучения нового материала.
Форма: урок с использованием мультимедиа презентации.
Учебно-организационная деятельность: фронтальная в сочетании с работой малыми группами, индивидуальная.
Средства обучения: наглядные (Приложение 1) – мультимедиа презентация с демонстрацией наглядного материала; рисунки студентов о правах и свободах человека) и печатно-словесные (учебник, дидактические материалы – Приложение 2, документы: выдержки из Конституции РФ – Приложение 3, выдержки из «Всеобщей декларации прав человека» – Приложение 4).
Техническое обеспечение занятия: ПК, проектор, экран, фотоаппарат.
Вид контроля: тематический.
Методы контроля: устный опрос, эвристическая беседа, аудиторная самостоятельная работа студентов, стандартизированный контроль (Тест – Приложение 5).
Продолжительность: 1 час 20 мин.
Межпредметные связи: история Отечества, основы социологии и политологии, русский язык, право.
Внутрипредметные связи: темы «Право в системе социальных норм», «Государственное право», «Гражданское право», «Правовое государство».
Содержание и последовательность учебного занятия
I. Организационный момент (1 мин.)
- подготовка аудитории к занятию;
- проверка списочного состава;
- организация рабочего места.
Цель: мобилизация студентов на учебно-практическую деятельность.
II. Сообщение целей и задач занятия (1-3 мин.)
Образовательные: формирование знаний о параметрах правового обеспечения общечеловеческих факторов.
Развивающие: продолжить формирование общих и специальных умений, таких как сравнительный анализ правовых документов, самостоятельного мышления; в процессе активной учебной деятельности развитие познавательных интересов студентов средствами самого урока.
Воспитательные: воспитывать у студентов умение отстаивать свои права гражданина, содействовать профессиональной направленности студентов, формировать потребность в непрерывном совершенствовании знаний, продолжить приучать работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, рационально использовать время, содержать в порядке рабочее место.
III. Работа над темой (1 час 10 мин.)
План работы над темой:
- Работа с терминами «права» и «свободы».
- Рассмотрение данных терминов по группам (художественное изображение ассоциаций с данными понятиями и их защита).
- Выполнение задания на соответствие новых терминов и понятий (социальные, экономические, политические и личные права) в процессе коллективной работы по группам. В качестве закрепления, определить, какие права человека представлены на иллюстрациях на экране.
- Заполнение таблицы «Права и свободы гражданина РФ» в ходе самостоятельной работы студентов над исследованием и анализом статей Конституции РФ.
- Анализ результатов социологического исследования по теме «Права человека» (выполнение студентом опережающего задания по теме).
- На основе анализа материалов из СМИ о соблюдении прав человека в России сегодня решение проблемного задания: Можно ли говорить о существовании правового государства в России? (Общие выводы по вопросу)
- Лекция с элементами самостоятельной работы по вопросу о «Международных документах о правах человека»
- Сравнительный анализ материала таблицы «Права и свободы граждан РФ» с текстом «Всеобщей декларации прав человека» - работа по группам. Решение проблемной задачи о соответствии прав человека в Конституции РФ международным стандартам о вопросах защиты прав и свобод человека.
- Презентация по вопросу «Страсбургский суд», подготовленная студентами.
- Определение качества изучения студентами учебного материала по изученной теме в процессе стандартизированного контроля знаний (индивидуальная работа по тесту, взаимопроверка в паре) – 9-10 мин.
IV. Подведение итогов. (5 мин.)
Проводится анализ работы студентов и выставление оценок.
V. Домашнее задание:
- Приведите конкретные примеры международных преступлений;
- Ответить на вопросы: Что понимается под международным гуманитарным правом? Почему возникла потребность в его создании? Возможно ли соблюдение всех правил международного гуманитарного права во время военных конфликтов?
Развёрнутый конспект урока
Тема: Международные документы по правам человека.
Содержание урока (с методическими рекомендациями).
(мультимедиа, название темы «Международные документы по правам человека», слайд 1)
(мультимедиа, план темы, слайд 2)
План:
- Социально-экономические, политические и личные права и свободы.
- Международные документы по правам человека.
- Страсбургский суд.
Тема нашего занятия «Международные документы по правам человека». На уроке мы должны с вами раскрыть сущность понятий «права и свободы человека», определить какие международные документы защищают права человека любого государства, а также, куда можно обратиться, если ваши права нарушены. Работа на уроке будет организована по группам. Поэтому просьба ко всем участникам быть терпимыми к любой высказываемой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова.
1. Социально-экономические, политические и личные права и свободы.
– На прошлом занятии каждая группа получила задание художественно изобразить свои ассоциации с понятиями «права и свободы человека». Предлагаю защитить свою работу. А затем, мы попытаемся определить, чье творчество было ближе всего к истине. (творческая защита по группам)
– Есть ли различие между двумя этими понятиями? В чем оно заключается? (Обсуждение)
– А теперь давайте посмотрим на экран. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», различие понятий «Права» и «Свободы», слайд 3) (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», слайд 4)
Учение о естественных правах разработал Джон Локк (англ. философ) в XVII в. Естественные права появляются с рождения и неотъемлемы. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Естественные права, слайд 5)
Естественные права | |
Основные | Другие |
–на жизнь, – на свободу, – на собственность: на имущество, на личность, на свои действия, на свой труд и его результаты |
– на равенство (прав) – на охрану своей собственности: своей жизни, свободы, имущества, – на восстание против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободы |
– Как вы думаете, на какие группы можно условно разделить права человека? (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Права человека, слайд 6)
Сегодня существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация в соответствии со сферами общественных отношений: гражданские (личные) права, экономические права, социальные права, политические права. Мы сегодня рассмотрим социальные, экономические, политические и личные права. В связи с этим, предлагаю выполнить задание каждой группе на соответствие. Приведите в соответствие понятие и определение. (В данном случае используются знания студентов по дисциплине «Право», изучаемой в школе) (работа в группах по заданию в дидактическом материале)
Правильный вариант ответа(мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Права человека, слайд 7)
– А теперь запишите в тетради правильный вариант. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», коллаж «Права человека», слайд 8)
В качестве закрепления определить, какие права человека представлены на иллюстрациях на экране. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», таблица «Права и свободы граждан», слайд 9)
– Заполните таблицу. Ознакомьтесь со статьями Конституции РФ. Охарактеризуйте гарантии прав и свобод человека и гражданина. Задание выполняем в тетради. (Индивидуальная работа, но каждая группа характеризует только одну группу прав. Затем общая проверка по группам)
Права и свободы граждан РФ | Обязанности граждан РФ | |||
Личные (гл. II, ст. 19-25, 27, 28, 45-54, 59, 60-63) |
Политические (гл. II, ст. 29-33) |
Социальные (гл. II, ст. 38-43) |
Экономические (гл. II, ст. 34-37) |
(ст. 15, 44, 57, 58, 59) |
– По сообщениям СМИ вам необходимо было подготовить материал о том, как реализуются в государстве права человека. Что вам известно о проблеме соблюдения прав личности в нашей стране?
– А теперь рассмотрим данный вопрос с позиции студентов и преподавателей нашего учебного заведения. Таймасова Татьяна провела небольшое социологическое исследование по теме «Права человека», анализ которого вам представит. (См. Приложение 6) (мультимедиа, раздел «Анализ данных социологического исследования», слайды 10-12)
– На одном из занятий по разделу «Политика» мы рассматривали тему «Правовое государство». Давайте вспомним принципы правового государства. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Принципы формирования правового государства, слайд 13)
Проблемное задание. Известно, что для формирования правового государства важно учитывать следующие принципы:
- основные права и свободы личности являются естественными, а не дарованными государством и принадлежат каждому от рождения;
- права человека регулируются только законом, никакой подзаконный акт не может их ограничить;
- перед законом все равны;
- основные права и свободы должны быть едины на всей территории страны;
- коллективные права граждан не должны противоречить правам личности;
- права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, в том числе во время войны или чрезвычайного положения.
Можно ли говорить о существовании правового государства в России? (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Вывод, слайд 14)
Таким образом, действующее сегодня Российское законодательство предоставляет гражданину широкий спектр прав. Мы знаем, что не все права человека у нас соблюдаются. В Конституции РФ записано, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими». Это значит, что гражданин может осуществлять свои права, защищать их, обратившись в суд и ссылаясь на Конституцию.
А что делать, если твои права нарушаются, и суд не может их защитить?
Ответ на данный вопрос мы получим, рассмотрев следующий вопрос нашего занятия – «Международные документы по правам человека».
2. Международные документы по правам человека.
(мультимедиа, раздел «Международные документы по правам человека», слайд 15)
После Второй мировой войны (1939-1945 гг.) развивалось международное сотрудничество в области защиты прав человека, которое привело к созданию организаций и законов, обеспечивающих совместные действия стран в этом направлении.
Во Всеобщей декларации прав человека записано, что «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Послание Генерального секретаря ООН Бутрос Бутрос Гали гласит – «…всеобщее уважение прав человека является общей заботой всех правительств и всех народов». (мультимедиа, раздел «Международный Билль о правах человека», слайд 16)
Были приняты основополагающие документы по правам человека, которые составляют Хартию прав человека, или Международный Билль о правах человека. Это комплекс документов:
- Всеобщая декларация прав человека (1948) – 10 декабря – день прав человека. В этот день Генеральная Ассамблея ООН приняла единогласно Всеобщую декларацию прав человека;
- Международный пакт о гражданских и политических правах (1966);
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966);
- Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966).
- Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1991), цель – отмена смертной казни.
– Многие ученые и государственные деятели считают, что Декларация – самый совершенный и эффективный в мире договор в области прав человека. Откройте стр. 3 «Всеобщей декларации прав человека» и назовите назначение данного документа (Ответ: служить в «качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства» в своих усилиях по обеспечению всеобщего и эффективного признания и соблюдения перечисленных в ней прав и свобод).
– Как вы думаете, с какой целью были приняты Международные пакты? (Ответ: если положения Всеобщей декларации не обязательны для выполнения, то данные пакты имеют силу закона для стран, которые их ратифицировали). (мультимедиа, раздел «Международные документы по правам человека», слайд 17)
Проблемная задача: Соответствуют ли права человека в Конституции РФ международным стандартам о вопросах защиты прав и свобод человека? Ответ аргументируйте. (Сравнительный анализ материала таблицы «Права и свободы граждан РФ» с текстом «Всеобщей декларации прав человека» - работа по группам)
– Какой вывод можно сделать, сравнивая эти два документа?
Итак, в Конституции РФ отражены права и свободы, провозглашенные в Декларации. Это связано с тем, что в СССР данный документ был ратифицирован, поэтому эти положения страна обязана соблюдать. (мультимедиа, раздел «Права человека в нашей стране», слайд 18)
Но всегда ли соблюдались и соблюдаются права человека в нашей стране? Еще в СССР появилось инакомыслие (мнение и идеи некоторых граждан шли в противовес мнению большинства или тех, кто находился у власти). 5 декабря 1965 г. в Москве состоялась первая демонстрация в защиту прав человека – эта дата День рождения правозащитного движения. Правозащитники требовали соблюдения законности, выступали против жестокости и произвола чиновников. Большую роль в этом движении сыграл А.Д. Сахаров, выдающийся физик, участвующий в создании водородной бомбы. Он говорил: «Я … против стремления огородить нашу страну… от Запада… только в глобальном масштабе возможна разработка и осуществление стратегии развития человеческого общества на Земле». Главным правозащитники считают отстоять права личности, защитить ее достоинство, сформировать отвращение ко лжи и любым видам насилия.
3. Страсбургский суд.
(Мультимедиа, раздел «Страсбургский суд», слайды 19-27)
В случае, если гражданин не нашел правды в судах своего государства, то может обратиться в Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека, расположенные в городе Страсбурге. Европейский Суд решает исключительно определенные правовые нарушения, не нашедшие должной защиты на национальном уровне. (Презентация по теме «Страсбургский суд», подготовленная студентами с использованием СМИ и Интернет-ресурсов)
Вступает в силу Европейская система защиты прав человека в рамках Совета Европы. Эти организации могут рассматривать жалобы государств или отдельных лиц. Решения этого суда обязательно для государств-участников. Именно Факультативный протокол дал возможность гражданам обращаться с жалобами на нарушение прав, которые можно подать в комитет по правам человека при ООН.
В данную организацию сегодня обращаются и Россияне. Количество дел из России постоянно растет: в 2001 году – 2490 жалоб, в 2002-м – 4716, в 2003-м – 6602, в 2004-м – 7855, в 2005-м – 10 009. «Россия, как и год назад, рекордсмен по количеству поступивших к нам исков. По данным на сентябрь 2006 года, к нам поступило 18500 дел из России, и это 20,8 процента всех поступивших исков», – заявил председатель Европейского суда по правам человека Люциус Вильдбахер. В целях повышения эффективности мер по соблюдению прав человека указом Президента РФ создана Комиссия по правам человека. Особый институт по правам человека в РФ называется Уполномоченный по правам человека в РФ.
В завершение нашего занятия вы выполняете тестовые задания в течение 10 минут. По окончании работы меняемся работами в паре и проверяем по ключу на экране. Затем сдаем работы. Кроме оценки за тест наиболее активные студенты получают оценки, а также те, кто выполнял опережающее задание.
Домашнее задание:
- Приведите конкретные примеры международных преступлений;
- Что понимается под международным гуманитарным правом? Почему возникла потребность в его создании? Подумайте, возможно ли соблюдение всех правил международного гуманитарного права во время военных конфликтов?
Учебно-методическая литература:
Основная:
- Важенин А.Г. Обществознание: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Практикум по обществознанию: учебное пособие для студентов сред. проф. учеб. Заведений/ Важенин А.Г.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.
- Конституция Российской Федерации. – М.: ОАО «Типография «Новости», 2008.
- Всеобщая декларация прав человека.
Дополнительная:
- Обществознание в схемах и таблицах: Пособие для учащихся 10-11-х классов/ А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М.: Эксмо, 2006.