Мир грудному ребенку открывается через близких ему людей, через их голос, лицо, тело, исходящие от них тепло и запах. Двигательное развитие младенца так же, как и речевое, находится в тесной зависимости от его эмоционального контакта со взрослым и непосредственно от их общей игры.
Лизель Полински в своей книге «PEKiP: игра и движение» замечает: «Чтобы развиваться, детям необходимо чуткое сопровождение, а не отжившие учебные программы. Они сами рвутся к тому, чтобы испробовать, испытать и использовать свои новые возможности. Это относится ко всем детям, в том числе – к детям с нарушениями развития». Согласно концепции доктора Ярослава Коха, на основе которой разработаны игры программы PEKiP, движение – одна из важнейших форм выражения физического и психического развития ребенка. [5]
Овладение ребенком возрастными двигательными навыками является функциональной основой для формирования речевых функций. Отсутствие двигательной активности и предметных действий, недоразвитие мелкой моторики и вообще руки как познавательного органа, неполноценное доречевое общение к концу первого года жизни оказываются тесно связанными с чрезвычайной скудностью начальных речевых проявлений.
Особо стоит отметить, что нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу.
В связи с этим, нам видится особенно важным для работы с детьми раннего возраста расширять сферу их двигательной активности. Маленький человек радуется и чувствует себя хорошо, если во время бодрствования, когда он активен или спокоен, может с помощью движения взаимодействовать с миром. Необходимо организовать самостоятельную деятельность малышей таким образом, чтобы у ребенка было достаточное количество движений во время бодрствования. Песенки, подвижные игры, или игры с движением, которые воспитывают связь движения со словом, являются началом включения логоритмики в коррекционно-развивающий процесс.
А. Розенталь считает, что логоритмика — новый способ коррекции речи, опирающийся на сочетание музыкального ритма с применением слова. Это определение как нельзя лучше подходит для характеристики фольклорного наследия русского народа. В колыбельных песнях, пестушках, потешках, прибаутках и считалках объединяются все важнейшие компоненты логоритмики, развивается дыхание, голосовая функция ребенка, его артикуляционный аппарат, речевое подражание, слуховое и зрительное внимание, слуховая и зрительная память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Игры с ритмами и игры, стимулирующие развитие двигательной активности.
В играх с ритмами используются следующие приемы:
- хлопки в ладоши;
- топанье ножками;
- прыжки в определенном ритме;
- «подтанцовывание»;
- проговаривание текстов стихотворений;
- пение детских песенок.
При этом движения малышей всегда сопровождаются текстами стихотворений, потешек, песенок и могут быть дополнены показом игрушек и воспроизведением простых сюжетов с ними. Планируя занятия, следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме того, стишок или песенка должны обязательно понравиться ребенку.
Например, ритмично постукивая деревянными ложками, произносим:
Вот у нас какие
ложки расписные!
Громко ложками стучим
и Валюшу веселим! [7]
Или хлопая ладошкой о ладошку, либо по гладкой и ровной поверхности пеленальника, зеркала:
1) Хлопа-хлоп,
хлопа-хлоп.
Ты, ладошечка!
Хлопа-хлоп,
хлопа-хлоп.
Моя крошечка!2) Жили-были,жили-были,
Жили-были два кота,
Восемь лапок, восемь лапок,
Восемь лапок, два хвоста!
Для игр с «подтанцовыванием», подбрасыванием и прыжками применимы боле энергичные стихотворения и песенки:
Гоп! Гоп! Конь живой
И с хвостом, и с гривой,
Он качает головой,
Вот какой красивый!
Я залез на коня
И держусь руками.
Посмотрите на меня,
Я поехал к маме!
Вот что может предложить ребенку взрослый для развития двигательной активности в первый год жизни:
- поднимать ребенка в положении на боку;
- носить ребенка в положении на спине, на животе, на плече;
- носить спиной к животу взрослого;
- дать палец для захвата;
- дать опору ногам в положении на животе, на спине;
- говорить друг с другом, лежа на животах;
- класть ребенка на себя, на голень своей ноги;
- поглаживать ребенка, его спину и стопы;
- раскрыть поглаживанием ладонь ребенка;
- легко подтягивать на пальцах вправо-влево;
- поднимать ребенка над головой;
- делать наклоны вправо и влево в вертикальном положении;
- разговаривать и общаться с ребенком;
- класть игрушку перед малышом;
- играть, подбрасывая его;
- класть ребенка поперек бедер взрослого;
- крутить ребенка;
- побуждать ребенка: поднимать голову в положении на животе; следить глазами за лицом взрослого, за игрушкой и хватать их; махать и крутить игрушку; отталкивать, отбивать ногами и хватать руками надувной мяч; отдыхать и играть у вас на бедре, разглядывать игрушки на веревочке и захватывать их; поворачиваться из положения на спине и на животе; играть со своим телом. [4]
Сопровождая эти упражнения ритмичными движениями и текстами, мы создаем основу логоритмического воспитания. В процессе коррекционно-развивающих игр исправляются нарушенные функции, развиваются речевая функциональная система и неречевые психические процессы в целом.
Пальчиковые игры.
Отдельный блок обучающих игр, использующих взаимодействие движения и речи, представляют собой пальчиковые игры. Если при выполнении заданий во время обычных занятий по развитию мелкой моторики (плетении, лепке, нанизывании бусин и колец на штырьки и нитку, шнуровке, и т.п.) в основном работают три пальца – большой, указательный и средний, а используемые движения – это сжатие и изредка растяжение, то в процессе пальчиковых игр используют все 5 пальцев, а сжатие, растяжение сочетается с расслаблением кисти, а также применяются изолированные движения каждого из пальцев. В этом и есть принципиальное отличие «пальчикового игротренинга», по выражению М.С.Рузиной, от других занятий по развитию тонкой моторики. [6]
Примеры пальчиковых игр, унаследованных из родного фольклора, приведены в книге М.С.Рузиной «Пальчиковый игротренинг».
С трудом можно себе представить весь объем информации, то множество знаний и навыков, которые обретает ребенок, чтобы ориентироваться в мире – жить в нем. Взрослые помогают детям. Народная педагогика выработала свои традиционные правила. Удивительно, что они точно соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребенка и составляют своего рода систему. В них столько же рациональности, такта, сколько и стремления удовлетворить рано возникающую у ребенка потребность в художественном слове. [3]
Детский фольклор предстает как хорошо организованная система, готовая к применению чуткими и внимательными педагогами. Это неисчерпаемый кладезь любви, нежности и тепла, и любой взрослый может подарить ребенку эти сокровища.
ЛИТЕРАТУРА.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. – М., 2008.
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – СПб, 1998.
- Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып.I. Младенчество; Детство. /Под ред. Аникина В.П., Гусева В.Е., Толстого Н.И. – М., 1991.
- Основы комплексного развития особых детей в возрасте до 4 лет. – М., Центр лечебной педагогики, 2004.
- Полински Л. PEKiP: игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни. – М.,2007.
- Рузина М.С. Пальчиковый игротреннинг. – СПб, 1998.
- Федорова Г.П. Игра – путь воспитания и развития малыша. – СПб.,2007.
- Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи.