Урок трудового обучения в 4-м классе по теме "Мозаика из обрывных кусочков цветной бумаги. Изготовление вазы для сменного букета"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • Познакомить детей с приёмом изготовления вазы для сменного букета. Закреплять навыки работы с бумагой и картоном.
  • Формировать умение анализировать изделие и составлять план выполнения с помощью учителя.
  • Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия, логического мышления на основе специальных упражнений.
  • Формирование положительной мотивации к учению.

Ход урока

1. Активизирующее начало.

1. Организационный момент.

Психологический настрой (звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Осень».)

- Послушайте стихотворение А.К.Толстого:

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин.

- О каком времени года говорится в стихотворении?

2. Актуализация опорных знаний.

- Какое время года сейчас?

- Сядет тот, кто назовёт признаки осени (каждый ученик называет по одному признаку и садится).

- Молодцы!

- Какой у нас сейчас урок? Какой он по счёту?

2. Подготовительная часть.

1. Вступительная беседа.

- А теперь отгадайте загадку:

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи скорее в дом –
Чудеса увидишь в нём! (Лес)

- Сегодня к нам на урок из осеннего леса пришёл Старичок –

Листовичок.

- Гулял он, гулял по лесу, по полю и решил приготовить для вас

подарки. А какие – узнаете, отгадав его загадки:

1) Падают с ветки
Золотые монетки. (Листья)

2) Нарядные сестрёнки
Весь день гостей встречают,
Мёдом угощают. (Цветы).

3) Что не сеяно растёт? (Трава)

4) На соломинке дом,
Сто ребяток на нём. (Колос)

- Верно! Старичок – Листовичок собрал для вас листья, травы, цветы, колосья и принёс их на урок (учитель показывает по –порядку сухоцветы).

- Кто знает, как всё это можно назвать одним словом? (растения, сухоцветы или гербарий)

2. Словарная работа: Гербарий – специально засушенные растения или части растений.

- Ребята, а если вам подарили цветы, куда их можно поставить? (в банку, в вазу)

Ваза – ёмкость изящной формы для фруктов или цветов. (на доске учитель открывает иллюстрации различных ваз) - Посмотрите на иллюстрации и скажите, какие бывают вазы?

Из каких материалов их изготавливают?

3. Лексическое упражнение:

  • Ваза из глины - ……….глиняная ваза.
  • Ваза из стекла - ……….стеклянная ваза.
  • Ваза из хрусталя -……..хрустальная ваза.
  • Ваза из дерева - ……….деревянная ваза.
  • Ваза из фарфора - …….фарфоровая ваза.

Словарная работа: Фарфор- масса из лучших сортов глины.

4. Сообщение темы и задач урока.

- Ребята, а давайте сделаем Старичку – Листовичку, нашему гостю подарки, изготовим вазы и составим в них осенние букеты.

- Вазы я предлагаю сделать с помощью бумаги и картона.

Вазу из бумаги как по – другому можно назвать? (бумажная ваза).

5. Показ образца.

- Украшением для нашей вазы будет мозаика из обрывных кусочков цветной бумаги.

Словарная работа: Мозаика – означает рисунок или узор, выполненные из кусочков одного или различных материалов.

(учитель показывает иллюстрации)

6. Рассказ учителя.

В Древнем Риме богатые люди украшали полы и стены своих домов мозаиками из пластинок цветного камня. Мозаики необыкновенной красоты были созданы в Византии. Они служили украшением храмов.

Изображения выполнялись из кубиков разноцветного стекла – смальты. Кубики неправильной формы образовывали неровную поверхность. Поэтому свет, отражающийся от неё, создавал волшебное мерцающее сияние. Мозаика также служила для украшения внутренних стен зданий, церквей.

3. Основная часть.

1. Ориентировка в задании.

- Что это? (ваза)

- Из каких материалов изготовлена ваза?

- Сколько деталей в изделии?

- С помощью чего соединены детали?

- Какие инструменты необходимы для работы?

Физминутка.

Мы листики осенние.
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.

2. Составление плана работы по схеме (рисунок 1).

- Что делаем сначала? Что потом? Как?

План.

  1. Нарисуй и вырежи из белой или цветной бумаги заготовку своей вазы.
  2. Перенеси её на плотную бумагу и обведи.
  3. Нарисуй контур и вырежи его.
  4. Приклей к основе контур, а к нему - вазу.
  5. Составь букет из сухоцветов и вставь его в вазу.

3. Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами.

- Из чего будем делать вазу?

- Какой инструмент необходим для работы с бумагой?

- Давайте расскажем Старичку – Листовичку правила, ведь он их никогда не слышал.

- Я буду называть начало правила, а вы будете заканчивать:

  • Не держи ножницы …(кольцами вверх).
  • Не оставляй ножницы …(в открытом виде).
  • Передавай ножницы …..(кольцами вперёд, в закрытом виде).
  • При работе следи за пальцами…(левой руки).

4. Указания к началу работы.

  • Вырезать по шаблону нужно очень аккуратно, не выходя за контур.
  • Обрывные кусочки из цветной бумаги не делать слишком мелкими, приклеивать аккуратно. 

4. Практическая работа.

1. Пальчиковая гимнастика.

Ветер по лесу летал,
(Плавные волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
(Загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый – резной,
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист – с осинки
Ветер бросил на тропинку.
(Спокойно укладывают ладони на стол).

2. Выполнение изделий учащимися.

3. Контроль за деятельностью учащихся педагогом.

5. Закрепление изученного материала.

1. Словесный отчёт о проделанной работе.

- Что делали? Как?

2. Анализ и оценка работ.

6. Итог урока.

- Кто приходил к нам в гости на урок? Зачем?

- Как думаете, доволен ли Старичок – Листовичок нашими подарками? Почему?

- А какие букеты вы будете вставлять в разные времена года?

- Нашему гостю очень понравилось, как вы работали, какие подарки преподнесли. Он очень доволен и благодарен вам за урок!

- Спасибо всем за работу. Урок окончен.