Цель: закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год; чтение стихотворений о каждом времени года; умение разбираться в особенностях разных жанров художественных произведений; умение соотносить иллюстрации с содержанием произведения; знание авторов произведений; закрепить знания о малых фольклорных формах.
Материал: широкая по тематике подборка книг, атрибуты к соревнованию – 2 конверта с пейзажными картинками, 2 конверта с иллюстрациями к сказкам, портреты авторов сказок, иллюстрации к загадкам; карта-схема последовательности выполнения заданий; приз «Большая книга сказок»; фишки.
Ход занятия
Звучит аудиозапись песни «В гостях у сказки» (сл.Ю. Кима, музыка В. Дашкевича).
Дети садятся на стульчики полукругом перед книжной выставкой.
Воспитатель: Дети, посмотрите какие красивые, нарядные книги. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок. Сказка – это волшебный, удивительный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки? Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Иван-Царевич».
Воспитатель называет слово, которое является частью имени сказочного персонажа или частью названия волшебного предмета. Играющие должны назвать имя или название полностью:
Иван – (Царевич), мышка – (норушка), лягушка – (квакушка), лисичка – (сестричка), сестрица – (Алёнушка), братец – (Иванушка), Конёк – (горбунок), Серый – (волк), Елена – (Прекрасная), Василиса – (Премудрая), Царевна – (лягушка), ковёр – (самолёт), скатерть – (самобранка).
Воспитатель: Вижу, вы хорошо знаете сказки и любите их. Мир сказок огромен и сказочный мир чудесен. Сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Пишет нам Волшебница из мира сказок.
«Здравствуйте, дорогие дети! У меня случилось несчастье. Была у меня Волшебная книга: очень большая и красивая. Когда вставало солнце, я открывала её и сказки разлетались по всей земле, чтобы радовать детей. А вечером, когда
они возвращались я закрывала книгу, чтобы никто не тревожил. Но вчера я забыла это сделать и нужно собрать сказки обратно».
Воспитатель: Я предлагаю совершить путешествие, чтобы сказки могли вернуться. Для этого разделимся на две команды.
Одна команда «Сказочники», а другая «Фантазёры».
Выберем капитанов команд.
– Я объясняю правила игры. На сказочной карте показан маршрут путешествия по «Волшебной стране книг» и указано какие испытания должны пройти обе команды, чтобы получить главный приз. За каждый правильный ответ команде даётся фишка. В конце путешествия фишки посчитаем и определим победителя.
– Рассмотрим карту: на ней несколько пунктов путешествия. Каждый пункт условно обозначен картинкой, которую можно найти в нашем помещении. капитаны команд подойдите к первому пункту нашего путешествия (плакат с пейзажной картиной)
Задание 1.
Капитаны команд берут по конверту. Из конвертов достают по две пейзажные картинки – на них изображены зима и лето, осень и весна. Команды должны вспомнить стихотворения о временах года и прочитать их.
Занятие 2. Конкурс капитанов.
Мы продолжаем наше путешествие. Второй пункт на карте – это картинка с изображением капитана. Она обозначает, что сейчас будет конкурс капитанов. капитаны берут задания – конверты, в которых лежат иллюстрации к сказке. Они должны сказать, как называется сказка и кто её автор.
Задание 3.
Воспитатель подходит к плакату с надписью «Пословицы», берёт конверт и читает задание: «Кто больше знает пословиц о труде, смелости, о дружбе и друзьях?»
Ответы:
«О труде».
- Труд человека кормит, лень портит.
- Терпение и труд всё перетрут.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Какова пряха, такова на ней и рубаха.
«О смелости».
- Смелость города берёт.
- На печи на храбрись, а в поле не трусь.
- Хорошо медведя в окно дразнить.
«О дружбе и друзьях».
- Старый друг лучше новых двух.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Нет друга – так ищи, а найдёшь – так береги.
Воспитатель: «Нелегко приходится путешественникам! Чтобы вы не устали, сделаем остановку».
Физкультминутка «В тёмном лесу есть избушка»
В тёмном лесу есть избушка (дети шагают)
Стоит задом наперёд (поворачиваются)
В той избушке есть старушка – (грозят пальцем)
Бабушка Яга живёт. (грозят пальцем другой руки)
Нос крючком (показывают пальчиком),
Глаза большие (показывают)
Словно угольки горят (покачивают головой)
Задание 4.
Воспитатель: «В четвёртом пункте нашего путешествия (плакат с нарисованным знаком вопроса) вам предстоит отгадать необычные загадки.
А) Героям каких сказок помогали животные? Каким заветным словом они их призывали?
– В сказке «По щучьему велению» щука помогала, когда он произносил слова: по щучьему веленью, по моему хотенью».
– В сказке «Сивка-бурка» конь «Сивка-бурка прибегал к Иванушке-Дурачку, когда он произносил слова «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!» он помогал Иванушке во всех делах.
Б) где хранилась Кощеева смерть в сказке «Царевна-лягушка»?
– Смерть Кощея на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу!
В) Как называлась сказка похожая на сказку «Теремок» Назовите героев этой сказки.
– Сказка «Лесные хоромы». Герои сказки: муха-громотуха, комар-пискун, оса-пеструха, слепень-жигун и паук.
Г) В какой сказке главная героиня превратилась в облачко и как это произошло?
– В сказке «Снегурочка» девочка-Снегурочка превратилась в облачко. Девочки пошли в лес, там развели костёр и стали через него прыгать. Снегурочка прыгнула, растаяла и превратилась в облачко.
Задание 5.
Воспитатель подходит к плакату, на котором нарисована книга и говорит: дети, сейчас я для каждой команды прочитаю два отрывка из сказок. Вы должны определить из каких сказок эти отрывки».
Воспитатель: «наше путешествие по «Волшебной стране книг» подошло к концу.
Мы многие увидели и услышали. И пусть книга останется самым лучшим вашим другом на всю жизнь!
Сейчас мы подведём итоги соревнования. Капитаны считают фишки. Побеждает та команда у которой больше фишек.