Цель: используя знания об общих географических закономерностях Земли, дать характеристику природы и населения этого района планеты.
Задачи:
- Составить характеристику предполагаемой природы Берингии
- Сравнить природные условия современной Антарктиды и древней Берингии
- Показать влияние истории миграции животных и людей по сухопутному мосту между Евразией и Северной Америкой на современную географию размещения населения и отдельных представителей фауны.
Во время работы учащиеся используют географические атласы для 7 класса, компьютерную презентацию (Приложение 1), материал научной статьи “Голоцен. Берингия. Мамонты. Хоботные” с сайта Интернета (http;//www.zooeco.com/eco-mlek393-2.html). Учащиеся заранее готовят индивидуальные сообщения по темам, касающимся флоры и фауны Берингии, особенностей населения района; во время урока ученики работают в группах.
Ход урока
1. Оргмомент. Психологический настрой на работу.
2. Вступительное слово учителя:
Берингия – это не фантазия, не выдумка. Она действительно была, исчезала и снова рождалась. Известно, что величина покровного оледенения изменяет уровень Мирового океана. При понижении уровня моря примерно на сто метров обнажается огромная территория континентального шельфа – от Таймыра до северной оконечности Аляски. А к югу откроется от Берингова пролива суша протяжённостью почти в две тысячи километров.
Берингия на протяжении ледникового периода была своеобразным мостом, по которому в Америку перебирались растения, животные люди. Этот мост ушёл под воду, когда ледники растаяли, около 10 тысяч лет назад.
Гипотеза о былом континентальном соединении Азии и Америки опирается на вполне реальные, хорошо известные науке процессы трансгрессии (наступления моря на сушу) и регрессии моря
(то есть обратное движение – отход, отступление от берегов), а кроме того, подтверждается поразительным сходством современной флоры и фауны по обе стороны пролива.
Давайте, сегодня мы побываем на кафедрах в институте истории Земли и использую знания об общих географических закономерностях, попробуем представить себе природу и население Берингии.
3. Деловая игра “Отчёт участников экспедиции в Берингию” (учащиеся выполняют предложенные учителем задания в группах)
Задания для кафедры картографии:
1. Определить ГП Берингии (рассчитать протяжённость с севера на юг, с запада на восток)
2. Заштриховать контур района предполагаемой Берингии
3. Составить тематические карты района (работа с контурными картами, после отчёта всех групп картографы получают атлас Берингии))
Задания для кафедры геологии:
1. В пределах каких литосферных плит находится Берингия?
2. Укажите направления их горизонтального перемещения
3. Где проходят границы плит, и какие процессы характерны для данных территорий?
4. Сделайте предположение, какие формы рельефа существовали на Берингии?
Задания для кафедры климатологии:
1. Определите положение Берингии на карте климатических поясов
2. Установить климатообразующие факторы и климат района (средние температуры, осадки)
3. Сравнить климат современной Арктики и Берингии с климатом Антарктиды. Почему на южным материке он более суровый (найти не менее двух причин)?
Задания для кафедры палеонтологии:
1. Существует ли связь между КП И ПЗ?
2. Назовите природную зону Берингии, её особенности (определение).
3. Охарактеризовать обитателей растительного и животного мира
Задания для кафедры антропологии:
1. Перичислитьь расы и народы, заселяющие Берингию.
2. Охарактеризовать их.
4. Подведение итогов игры
5. Заключительное слово учителя: Проектом 21 века называют разрабатываемый сейчас проект межконтинентальной железнодорожной магистрали и тоннеля под Беринговым проливом. Сейчас российские и американские специалисты уже подготовили техническое обоснование проекта, разработали основные положения создания транспортно-энергетических коммуникаций Америка – Евразия с тоннелем под Беринговым проливом. Эти работы продолжаются и набирают темпы. Возможно, кто-то из участников сегодняшнего урока через несколько лет станет участником этого проекта.