Развлечение "Если в лесу сидеть тихо-тихо"

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология


Цель: Научить правилам поведения в лесу. Научить смотреть и видеть окружающее нас природу. Слушать музыку леса, привить любовь и желание помочь всему живому и беззащитному, дать природоведческие знания.

Ход урока

«Если в лесу сидеть тихо-тихо...»

Звучит венгерская народная песня. «Сольфеджио» 1 класс ДМШ. Стр. 10 ред. М.Котляревская-Крафт, Ленинград, «Музыка», 1991.

«Сказочный мир»

Любят все без исключенья, славный остров где-то там,
Тут за нами приключенья так и ходят по пятам.
И пока умеют дети верить сказкам и мечтам,
Будет, будет не планете славный остров где-то там.

Ведущая: Сегодня, как вам я обещала, отправимся мы в сказочный лес.

Туда, где сосны рослые
Касаются небес;
Где сказки шепчут ели,
Березы и дубы;
Где ягоды поспели
И выросли грибы.

/Всматривается вдаль/

Ой, ребятки, а леса-то не видно.
Кто-то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром исчез!
Не осталось ни пенька, ник куста.
Только белая кругом пустота.
Где же прячутся птица и зверь?
И куда же ребятки, теперь?
/Стихотворение «Туман» И. Токмаковой/

Вот сидит лохматый пес,
В лапы свой, уткнувши нос.
Тихо, смирно он сидит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.

Пес:

Ав, ав, ав, мои друзья, так приветствую вас я,
Вас я в лес провожу, вам дорогу укажу.
Для этого вы должны отгадать мою загадку.
Ав, ав, ав. «Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было, Растворилась молоко –
Стало видно далеко». Что это, ребята?

Дети: Туман.

Пес: Правильно, туман, а вот и лес.

Дети: Спасибо тебе большое.

Ведущая: Так хорошо, так весело, что хочется петь! Давайте, ребята, споем.

Звучит в исполнении детей «Лесная песенка», сл. В. Бредиса, муз. И. Баранова, журн. «Дошкольное воспитание №5/84г., стр.89.

В лес с веселой песней мы шагаем дружно,
Все нам здесь увидеть и услышать нужно.
Да-да, да-да, все увидеть нужно,
Да-да, да-да, все услышать нужно.
В маленькой канавке на лесной опушке
Хором голосистым квакают лягушки.
Ква-ква, ква-ква, квакают лягушки.
Ква-ква, ква-ква, квакают лягушки.
Там и тут к нам ветки протянули ели,
Слышатся повсюду сверху птичьи трели.
Чив-чив, чив-чив, сверху птичьи трели,
Чив-чив, чив-чив, сверху птичьи трели.
В лес с веселой песней мы шагаем дружно,
Все нам здесь увидеть и услышать нужно.
Да-да, да-да, все увидеть нужно,
Да-да, да-да, все услышать нужно.

Ведущая: Молодцы, дети! Хорошо пели, видно, что любите лес. А как надо вести себя в лесу, знаете? Кричать, хлопать, громко включать музыку, можно ли в лесу? Нет? Знаете почему? Ведь мы с вами находимся здесь в гостях. А лес любит тишину и покой. Ведь даже хруст ветки, треснувшей у вас под ногами, может вспугнуть маленького зайчишку, сидящего под кустом, и птицу, высиживающую птенцов. Не лучше ли посидеть спокойно, послушать тишину леса...

Лес (голос из-за кулис):

Чтоб лес открыть, нужно не прыть.
Нужны глаза и уши. Мой ключ:
Смотри, молчи, и примечай, и слушай.
/Стихотворение «Ключи от леса» И. Свобода/

Звучит песня «Тишина»

/сл. Р. Фархади, муз. Д. Крашкова, журнал «Дошкольное воспитание» №9/79., стр. 94-95/

Не видна и не слышна, рядом прячется она.
У деревьев за кустами, и на озере лесном.
Вечерами вместе с нами осторожно входит в дом.
Кто она? Зверек пушистый? Лист умытый, золотистый?
Неба краешек – Луна? Чудо-птица – тишина.

Ведущая: Сидите тихо-тихо, не вспугните хозяев леса.

(Мимика детей отражает их состояние сосредоточенности).

Звучат голоса птиц и грамзаписи. Дети узнают голос дятла, кукушки...

1 ребенок:

Дятел столб долбит порою, ищет он себе обед.
Под коричневой корою притаился короед.
А-а...Так вот где ты, приятель! Я ищу тебя, как раз.
Короеда клюнул дятел – и сосну больную спас.
/Стихотворение «Лесной доктор» В. Брагин/

2 ребенок:

Солнцем залита опушка, разгорелся летний день.
А проказница кукушка, куковать уселась в тень.
Где она – никто не знает, на каком сидит суку.
В прятки с солнышком играет, и кричит ему: ку-ку!
/Стихотворение «Кукушка» Л. Некрасова/

Ведущая: Смотрите, смотрите, заяц появился. Чего это он так испугался?

Звучит музыка «Зайчик», муз. Г. Галынина №83 на стр. 58, в книге «Фортепианная игра», 1-2 классы ДМШ под ред. А Николаева, 1985.

3 ребенок:

Мчится заяц от лисы, хвост дрожит, дрожат усы.
Встали сосны на пути, от погони не уйти!
Нет спасения в бору!
Прыгнул к ёжику в нору...
/Стихотворение «Заяц» Е. Александровой/

Заяц:

Я зверь лесной, я заяц не простой.
Я – зайчик-попрыгунчик,
Длинные уши, короткий хвост.
Про меня говорят, будто я трусоват.
Но пусть не думают лиса и волк,
Что это так. У меня вот столько храбрости /показывает/.

А спасают меня от врагов зоркие глаза, чуткий нюх и быстрые ноги /поскакал дальше/.

Звучит музыка «Медведь». /Музыка Д. Шостаковича №71 на стр. 48 в книге «Фортепианная игра», 1-2 классы ДМШ, под ред. А Николаева, Москва «Музыка» 1989./

Медведь:

Я – зверь лесной, я сплю зимой. В лесу хозяином живу-у-у.
Свои владенья обхожу-у! Да за порядком все гляжу-у!

/Под ту же музыку уходит, подражая походке медведя/

Лиса /поет/:

Я – лисичка, хвостик рыжий, сяду к зайчику поближе.
Я на зайца посмотрю и его перехитрю. /Уходит, тихо, на цыпочках, крадучись/

Книга «Сольфеджио» 1 класс ДМШ под ред. М. Котляревской-Крафт, Ленинград, 1991 «Музыка», стр.26.

Звучит музыка №122 «Волк» С Прокофьева на стр. 92, книга «Фортепианная игра» 1-2 классы ДМШ под ред. А. Николаева «Музыка», 1985.

Волк /«читает» под музыку/:

Я – серый волк, зубами щелк. Я ищу себе еду.
Я всегда голодный-у-у. Поскорее побегу,
Может, что-нибудь найду. /Тоже уходит, подражая волкам/

Звучит музыка «Ежик» №46 Д. Кобалевского на стр. 32, книга «Фортепианная игра», 1-2 классы ДМШ под ред. А. Николаева, Москва «Музыка», 1985.

Ёжик:

Я – ёжик, ни головы, ни ножек.
Хитрить я не умею, я старый, добрый ёж,
На клубочек я похож. По дорожке я пробегу,
Пищу я себе найду. Где грибок, а где листок,
Все снесу я под пенек. На зиму я засыпаю, никому я не мешаю. /Уходит мелкими шажками/

Дети в лицах исполняют с имитацией песню «Жук», сл. Н. Френкеля журнал «Дошкольное воспитание №3/87, стр.9 4, музыка К. Карасевой/

Дети: Жук, жук, пожужжи, где ты прячешься, скажи?

Жук: Жу-жу-жу-жу. Я на дереве сижу.

Дети: Жук. Жук, покружись!

Жук: Жу-жу-жу-жу. Я летаю и жужжу.

/«Жук» летает и жужжит, затем падает на спину и болтает лапками – не может перевернуться/

Ведущая: Жук упал, и встать не может. Ждет он, кто ему поможет.

/Двое детей помогают Жуку встать/

Жук /благодарит, затем читает стихотворение «Песенка жука» А. Беринева/:

Я – веселый майский жук.
Знаю, все сады вокруг.
Над лужайками кружу.
А зовут меня Жу-Жу.
Почему зовут Жу-Жу?
Потому что я жужжу. /Жук, жужжа, улетает/

Ведущая:

Смотрите, смотрите, ребята! Сколько выросло грибов.
На лесных полянах! Крепышей – боровиков, рыжиков румяных!

Сценка «Грибы»

Ведущая: Жарким днём лесной тропой грибы шли к себе домой. (Каждый гриб показывает себя).

Мухомор /шагает, заносчиво подняв голову/:

Я мухомор красный! Гриб опасный (грозит пальцем).

Лисичка /пробегает на носочках/:

– А второй – лисичка, рыжая косичка.

Волнушка /кружится/:

– Третий гриб – волнушка, разовое ушко (показывает рукой, наклонив голову).

Сморчок /идет, согнувший, как будто опирается на палочку/:

А четвёртый гриб – сморчок, бородатый старичок.

Белый /выступив вперед, широко разводит в стороны руки, улыбается:

– Пятый гриб – белый, ешь его смело.

Ведущая: Ах, какие молодцы! А сейчас послушайте перевод с болгарского В. Викторова.

«Лиловая сказка»

Работящая пчела рано-рано прибыла,
А за нею светлячки, черенки и жуки,
Пестрокрылые коровки, и скакун – кузнечик ловкий,
И лягушки – попрыгуньи, с ближней маленькой речушки.

Вот на кочке все сидят и вдыхают аромат,
И душиста же фиалка! Ей духов для них не жалко!
И цветок благоухает - всем он радость доставляет,
Рад и сам, что ароматен, и друзьям своим приятен.

Звучит музыка «Дождик» Л. Когана на стр. 32 кв. «Сольфеджио» 1 класс ДМШ под. ред. М. Котляревской-Крафт. Ленинград, 1991, «Музыка».

«Дождик»

Кап, кап, кап, кап, кап, кап, кап, кап
Тук, тук, тук, тук, дождик по дорожке.
Ловят дети, капли эти, выставив ладошки:
Кап, кап, кап, кап, кап, кап! /2 раза

(Второй раз медленнее – дождик прошел).

Инсценировка стихотворения «Червяк»

/Алексей Кондратьев/

Лягушки /кричат/: Ура! Дождик льет, как из ведра!

Дождевой червяк: Пора вылезать?

Лягушки: Пора! Ведь сухо было вчера, сегодня ж столько луж, прекрасных и глубоких луж!

Червяк: Чушь. По-моему, просто сушь, точнее сказать – жара. Не вылезу. Не пора.

Ведущая: А сейчас посмотрим сценку.

Называется она «Давай играть в прятки» /автор В. Росин/

Автор: Рано утром на берегу ручья прихорашивалась стрекоза. Увидел ее мышонок.

Мышонок: Тетушка стрекоза, давай играть в прятки.

Стрекоза: В прятки? Со мной? /смеется/

Мышонок: Думаешь, я несмышленый? Думаешь, я не умею? Я в лесу вырос, научился прятаться.

Стрекоза: Что ж давай играть. Только, чур, не подсматривать!

Мышонок: Куда хочешь, прячься, все равно разыщу. 1, 2, 3, 4, 5, я иду искать!

Автор: Досчитал мышонок и давай искать. Уж он и под лопухи заглянул, и в заросли крапивы сбегал, а стрекозы нигде нет. Растерялся мышонок, не знает, что делать, хоть плачь. От усталости еле ноги волочит. Уже и сам не рад, что игру затеял.

/Вдруг видит – стрекоза на пне лихо отплясывает./

Стрекоза /хохочет/: А я давно здесь! Ждать надоело.

Автор: Обидно стало мышонку, что так получилось, но он вида не подал.

Мышонок: Что ж, сейчас не вышло, в другой раз выйдет. Вот только хочется узнать, где ты пряталась?

Стрекоза /насмешливо/: Где была, там меня, брат, нет.

Мышонок: Скажи, тетушка, стрекоза, очень тебя прошу...

Стрекоза: Ну, хорошо, скажу. Я далеко и не пряталась. Едва ты повернулся ко мне спиной, я взлетела на нижнюю ветку этой вот черемухи. А ты, простачок, и не догадался вверх взглянуть.

Мышонок: Подумаешь, велика хитрость. Я бы сразу тебя нашел, если бы очень захотел. А ты...ты, тетушка стрекоза, ни за что меня не сыщешь.

Стрекоза: Прячься, только хорошенько.

Автор: Тихонечко, на цыпочках, прошел мышонок за спиной у стрекозы и забрался на лопух. Сидит и не дышит.

Мышонок /про себя/: Теперь никогда ей меня не найти.

Стрекоза: Вижу тебя, вижу! На лопухе ты схоронился!

Автор: Ничего не ответил мышонок, соскочил на землю и притаился за хилой елочкой хвоща.

Стрекоза /кричит/: Эх, ты! Голову спрятал, а хвост и не думаешь убрать!

Мышонок /сердито/: Ты подсматриваешь, это нечестно!

Стрекоза /смеясь/: А мне брат, подсматривать незачем.

Автор: И большие выпуклые глаза засветились изнутри зелеными и голубоватыми огнями. И мышонку показалось, что на него, поблескивая, смотрят тысячи удивительных глаз. Смотрят зорко, внимательно.

Стрекоза: Я и так во все стороны вижу: и тебя, и небо, и траву, и пенек справа, и куст лещины слева, и косматую иву позади тебя. Такие уж у меня глаза.

Мышонок /смущенно/: Вот как, а я не знал.

Ведущая: Какая хорошая сценка! И познавательная, и персонажи очень интересные. А теперь нам пора снова в детский сад.

Звучит песня «В лесу» сл. Я. Саканской, муз. Л. Мартынова, жур. «Дошк. восп.» №9/79, стр.93/

Мы пошли по ягоды в дальний лес,
Видимо-невидимо там чудес!
Мы видали рыжего муравья,
Повстречали белочку у ручья.

Отыскали беленький мы грибок,
Положили бережно в кузовок.
Ну а спелой ягоды и не счесть!
Как домой воротимся, станем, есть.

Мы пошли по ягоды в дальний лес,
Видимо-невидимо там чудес!
Мы в лесу гуляли бы до утра,
Да уж вечер близится – спать пора.