На уроке необходимо создать условия для формирования представлений об антропогенном загрязнении окружающей среды; причинах и последствиях, главных путях решения природоохранных проблем через совершенствование учащимися навыков работы с различными источниками информации, применение полученных данных в новой ситуации, подключение каждого к обсуждению и достижению цели урока, заинтересовав ожидаемым результатом, повышение интереса к изучаемой теме через интересные факты по данной проблеме.
Продолжить формирование нравственной и гражданской позиции по вопросам загрязнения окружающей среды, чувства уважения к природе малой Родины и планеты в целом, воспитание коммуникативной культуры, толерантности (терпимость и взаимопонимание друг друга).
Оборудование: учебник «Экономическая и социальная география мира», автор В.П. Максаковский, Москва, «Просвещение», 2004 год; демонстрационные электронные таблицы, графики, CD: «Уроки географии Кирилла и Мефодия», «География мира», интерактивная доска, рабочее место учителя, мультимедийный проектор, 2 рабочих места учащихся – (можно ноутбуки с беспроводным интернетом).
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и комплексным использованием знаний, умений и навыков) с применением элементов следующих педагогических технологий:
- личностно-ориентированного обучения;
- новых информационных;
- здоровьесберегающих.
Методы организации обучения:
- Словесно-символические (объяснение и составление конспекта урока);
- Наглядные (работа с картами, рисунками, таблицами, анимациями);
- Проблемный (разрешение проблемного вопроса путем рассуждения от простого к сложному);
- Частично-поисковый (самостоятельный отбор информации);
- Индуктивный (развитие умений общаться, отвечать на поставленные вопросы, с высказыванием своей точки зрения);
- Дедуктивный (анализ пройденного и обобщение с новым изученным материалом).
Принципы обучения:
- Научность (применение понятийного аппарата, введение новых понятий, их осмысление, выведение закономерностей в природе);
- Системность и последовательность (методически обоснованный переход от одной темы к другой, их взаимосвязь и взаимозависимость, а так же использование межпредметного восприятия нового материала).
Формы контроля:
- Взаимоконтроль;
- Самоконтроль.
Формы обучения:
- Коллективная;
- Индивидуальная;
- Парная.
Предполагаемый результат: усвоение предложенного материала, отработка навыков поиска и отбора необходимого материала, положительный результат зачетной работы.
Ход урока
I. Организационный момент
Уважаемые ученики, доброе утро! Сегодняшний урок мне бы хотелось начать с хороших слов Тома Эдисона «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить.» Предлагаю всем присутствующим на нашем уроке заняться этим незамедлительно.
II. Проверка ранее изученного материала
Мотивация и целеполагание
Итак, перед вами контурная карта мира, задание по вариантам.
I вариант | II вариант |
|
|
На выполнение дается 4 минуты. Осуществляем взаимопроверку – меняемся листочками. Для проверки запущен диск с электронным учебником «Уроки географии Кирилла и Мефодия», 10 класс, урок 7 «Минеральные ресурсы», на интерактивную доску выведена интерактивная карта «Добывающая промышленность мира», в интерактивном режиме заранее нанесены названия месторождений и стран ими обладающие. (3 минуты)
|
|
10 правильных ответов (засчитывается пара в 1 задании) – оценка «5»; 9-8 оценка «4»; 6-7 оценка «3», выражаю похвалу и одобрение, надежду на дальнейшее совершенствование знаний и умений.
В ходе проверки вспоминаем понятие ресурсообеспеченность. И здесь привожу в пример слова Махатма Ганди:
“Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность”, мотивируя тем самым на изучение новый темы урока. Сколько бы человек не черпал и не использовал природные богатства, природа, к сожалению, отвечает порой «отказом». Здесь есть необходимость, вспомнить о 2 видах природопользования – рациональном и нерациональном. И на сегодняшнем уроке мы готовы говорить подтверждая примерами пословицу «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо».
III. Изучение нового материала
Исходя из этой народной мудрости учащиеся формируют тему урока – Загрязнение окружающей среды – экологические проблемы. (Приложение 1 слайд 1)
Обратимся к статистике (слайд 2), – неужели нас и впрямь можно назвать мусорной цивилизацией? Надо серьезно задуматься! Предлагаем проблемный вопрос «Есть ли будущее у Земли?» (слайд3), формулируем цели и задачи проекта (слайды 4 и 5). Обращаем внимание на научность языка и вспоминаем понятийный аппарат (слайд 6 с гиперссылками на сайты экологических словарей) – данная работа для более быстрого выполнения предлагается 2 учащимся класса, они работают в интерактивном режиме с 2 рабочих мест. (проводим динамическую паузу – по классу размещаем понятия, написанные на листах разного цвета, проследить глазами последовательность указанных понятий).
Вспомнив основные оболочки Земли, приходим к выводу о том, что качественные и количественные загрязнения окружающей среды являются общими. Данный материал будет востребован жизнью и зачетной работой, которую мы выполним на следующем уроке (Д/з тема 2 параграфы с 1-4. )
Выделяем главные проблемы, связанные с загрязнением (слайд 7)
- Атмосферы:
парниковый эффект – Что ожидает планету – 223К или 323К?
разрушение озонового слоя – Озоновая дыра – мифы и реальность?
фотохимический смог – что это такое и как с этим жить?
кислотный дождь – полезно ли гулять под дождем? - Гидросфера: загрязнение вод Мирового океана.
- Литосфера: разрушение плодородного слоя земли – Потерянные «земли» – бедленды.
- Биосфера: исчезновение видов растений и животных, их мутация.
Гиперссылками определены наиболее грамотно выстроенные проекты в виде презентаций, видеоролика, буклета.
Делая выводы о поведении человека в природе, приходим к мысли о том, что необходимо для решения глобальной проблемы человека принимать глобальные меры.
IV. Закрепление
Делаем обобщающий вывод:
- Главными источниками загрязнений природы являются: промышленные предприятия, сельскохозяйственные предприятия, транспорт, быт.
- Главными загрязнителями являются: газы, твердые и жидкие отходы производства и жизнедеятельности человека.
- Главными очагами экологического бедствия являлись экономически развитие страны, «благодаря промышленной революции».
- Очаги экологического бедствия смещены в настоящее время в развивающиеся страны мира – «благодаря» переносу грязных производств из стран развитых в страны развивающиеся.
Предлагаю обсудить проблему Киотского соглашения (слайд 8 через гиперссылку выходим на официальный сайт), задаю проблемный вопрос – почему же осознавая всю важность и серьезность ситуации, крупнейшие страны производители не торопятся подписать данное соглашение? Называют несколько причин обозначенных в статье, но включается и собственный кругозор учеников, отмечаются большие экономические затраты по переоборудованию производства.
V. Подведение итогов
Тогда напрашивается вопрос, а что реально можно изменить в пределах нашего города, наших семей? (слайд 9)
Если же все остается по-прежнему, то природа будем защищаться и наказывать нас – гиперссылка на слайде 9.
И закончить свой урок я хочу словами (слайд 10):
Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.
(из книги Прасоловой Е.А. «В союзе с красотой»)
P.S. если 10% присутствующих на данном уроке задумаются о своем отношении к природе, я буду считать, что мой урок достиг цели.