Экологические проблемы Земли

Разделы: География, Экология


На уроке необходимо создать условия для формирования представлений об антропогенном загрязнении окружающей среды; причинах и последствиях, главных путях решения природоохранных проблем через совершенствование учащимися навыков работы с различными источниками информации, применение полученных данных в новой ситуации, подключение каждого к обсуждению и достижению цели урока, заинтересовав ожидаемым результатом, повышение интереса к изучаемой теме через интересные факты по данной проблеме.

Продолжить формирование нравственной и гражданской позиции по вопросам загрязнения окружающей среды, чувства уважения к природе малой Родины и планеты в целом, воспитание коммуникативной культуры, толерантности (терпимость и взаимопонимание друг друга).

Оборудование: учебник «Экономическая и социальная география мира», автор В.П. Максаковский, Москва, «Просвещение», 2004 год; демонстрационные электронные таблицы, графики, CD: «Уроки географии Кирилла и Мефодия», «География мира», интерактивная доска, рабочее место учителя, мультимедийный проектор, 2 рабочих места учащихся – (можно ноутбуки с беспроводным интернетом).

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и комплексным использованием знаний, умений и навыков) с применением элементов следующих педагогических технологий:

  1. личностно-ориентированного обучения;
  2. новых информационных;
  3. здоровьесберегающих.

Методы организации обучения:

  • Словесно-символические (объяснение и составление конспекта урока);
  • Наглядные (работа с картами, рисунками, таблицами, анимациями);
  • Проблемный (разрешение проблемного вопроса путем рассуждения от простого к сложному);
  • Частично-поисковый (самостоятельный отбор информации);
  • Индуктивный (развитие умений общаться, отвечать на поставленные вопросы, с высказыванием своей точки зрения);
  • Дедуктивный (анализ пройденного и обобщение с новым изученным материалом).

Принципы обучения:

  • Научность (применение понятийного аппарата, введение новых понятий, их осмысление, выведение закономерностей в природе);
  • Системность и последовательность (методически обоснованный переход от одной темы к другой, их взаимосвязь и взаимозависимость, а так же использование межпредметного восприятия нового материала).

Формы контроля:

  • Взаимоконтроль;
  • Самоконтроль.

Формы обучения:

  • Коллективная;
  • Индивидуальная;
  • Парная.

Предполагаемый результат: усвоение предложенного материала, отработка навыков поиска и отбора необходимого материала, положительный результат зачетной работы.

Ход урока

I. Организационный момент

Уважаемые ученики, доброе утро! Сегодняшний урок мне бы хотелось начать с хороших слов Тома Эдисона «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить.» Предлагаю всем присутствующим на нашем уроке заняться этим незамедлительно.

II. Проверка ранее изученного материала

Мотивация и целеполагание

Итак, перед вами контурная карта мира, задание по вариантам.

I вариант II вариант
  1. Обозначьте на контурной карте крупнейшее месторождение и подпишите страну-лидера по запасам нефти и железной руды.
  2. Обозначьте страны с самым высоким показателем обеспеченности лесными ресурсами.
  3. Обозначьте страны с самым низким показателем обеспеченности водными ресурсами.
  1. Обозначьте на контурной карте крупнейшее месторождение и подпишите страну-лидера по запасам каменного угля и медной руды.
  2. Обозначьте страны с самым высоким показателем обеспеченности водными ресурсами.
  3. Обозначьте страны с самым низким показателем обеспеченности земельными ресурсами.

На выполнение дается 4 минуты. Осуществляем взаимопроверку – меняемся листочками. Для проверки запущен диск с электронным учебником «Уроки географии Кирилла и Мефодия», 10 класс, урок 7 «Минеральные ресурсы», на интерактивную доску выведена интерактивная карта «Добывающая промышленность мира», в интерактивном режиме заранее нанесены названия месторождений и стран ими обладающие. (3 минуты)

  1. Крупнейшее месторождение и страну:
    нефти – Гавар (Саудовская Аравия);
    железной руды – Кируна (Швеция), Итабирия (Бразилия), Хамерсли (Австралия).
  2. Самый высокий показатель обеспеченности лесными ресурсами: Гвиана, Суринам.
  3. Самый низкий показатель обеспеченности водными ресурсами: Саудовская Аравия, Египет, Польша.
  1. Крупнейшее месторождение и страну:
    каменного угля – Рур (Германия), Верхняя Силезия (Польша), Южный Уэльс (Великобритания);
    медной руды – Чукикамата (Чили);
    медный пояс Африки – Заир, Замбия, Зимбабве.
  2. Самым высоким показателем обеспеченности водными ресурсами: Суринам, Конго.
  3. Самый низкий показатель обеспеченности земельными ресурсами: Япония, Египет, Китай.

10 правильных ответов (засчитывается пара в 1 задании) – оценка «5»; 9-8 оценка «4»; 6-7 оценка «3», выражаю похвалу и одобрение, надежду на дальнейшее совершенствование знаний и умений.

В ходе проверки вспоминаем понятие ресурсообеспеченность. И здесь привожу в пример слова Махатма Ганди:

“Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность”, мотивируя тем самым на изучение новый темы урока. Сколько бы человек не черпал и не использовал природные богатства, природа, к сожалению, отвечает порой «отказом». Здесь есть необходимость, вспомнить о 2 видах природопользования – рациональном и нерациональном. И на сегодняшнем уроке мы готовы говорить подтверждая примерами пословицу «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо».

III. Изучение нового материала

Исходя из этой народной мудрости учащиеся формируют тему урока – Загрязнение окружающей среды – экологические проблемы. (Приложение 1 слайд 1)

Обратимся к статистике (слайд 2), – неужели нас и впрямь можно назвать мусорной цивилизацией? Надо серьезно задуматься! Предлагаем проблемный вопрос «Есть ли будущее у Земли?» (слайд3), формулируем цели и задачи проекта (слайды 4 и 5). Обращаем внимание на научность языка и вспоминаем понятийный аппарат (слайд 6 с гиперссылками на сайты экологических словарей) – данная работа для более быстрого выполнения предлагается 2 учащимся класса, они работают в интерактивном режиме с 2 рабочих мест. (проводим динамическую паузу – по классу размещаем понятия, написанные на листах разного цвета, проследить глазами последовательность указанных понятий).

Вспомнив основные оболочки Земли, приходим к выводу о том, что качественные и количественные загрязнения окружающей среды являются общими. Данный материал будет востребован жизнью и зачетной работой, которую мы выполним на следующем уроке (Д/з тема 2 параграфы с 1-4. )

Выделяем главные проблемы, связанные с загрязнением (слайд 7)

  • Атмосферы:
    парниковый эффект – Что ожидает планету – 223К или 323К?
    разрушение озонового слоя – Озоновая дыра – мифы и реальность?
    фотохимический смог – что это такое и как с этим жить?
    кислотный дождь – полезно ли гулять под дождем?
  • Гидросфера: загрязнение вод Мирового океана.
  • Литосфера: разрушение плодородного слоя земли – Потерянные «земли» – бедленды.
  • Биосфера: исчезновение видов растений и животных, их мутация.

Гиперссылками определены наиболее грамотно выстроенные проекты в виде презентаций, видеоролика, буклета.

Делая выводы о поведении человека в природе, приходим к мысли о том, что необходимо для решения глобальной проблемы человека принимать глобальные меры.

IV. Закрепление

Делаем обобщающий вывод:

  1. Главными источниками загрязнений природы являются: промышленные предприятия, сельскохозяйственные предприятия, транспорт, быт.
  2. Главными загрязнителями являются: газы, твердые и жидкие отходы производства и жизнедеятельности человека.
  3. Главными очагами экологического бедствия являлись экономически развитие страны, «благодаря промышленной революции».
  4. Очаги экологического бедствия смещены в настоящее время в развивающиеся страны мира – «благодаря» переносу грязных производств из стран развитых в страны развивающиеся.

Предлагаю обсудить проблему Киотского соглашения (слайд 8 через гиперссылку выходим на официальный сайт), задаю проблемный вопрос – почему же осознавая всю важность и серьезность ситуации, крупнейшие страны производители не торопятся подписать данное соглашение? Называют несколько причин обозначенных в статье, но включается и собственный кругозор учеников, отмечаются большие экономические затраты по переоборудованию производства.

V. Подведение итогов

Тогда напрашивается вопрос, а что реально можно изменить в пределах нашего города, наших семей? (слайд 9)

Если же все остается по-прежнему, то природа будем защищаться и наказывать нас – гиперссылка на слайде 9.

И закончить свой урок я хочу словами (слайд 10):

Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.
(из книги Прасоловой Е.А. «В союзе с красотой»)

P.S. если 10% присутствующих на данном уроке задумаются о своем отношении к природе, я буду считать, что мой урок достиг цели.

Ппоследствия экологических проблем.