Интегрированный урок (познание мира + физика + информатика) по теме "Изменение форм поверхности земли человеком. Экологические проблемы"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цель урока:

  • организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий искусственных форм земли (курган, карьер, террикон);
  • применению полученных знаний в разнообразных ситуациях;
  • организовать деятельность учащихся по систематизации знаний в рамках изучаемой темы.

Задачи урока:

  • получить общие представления об изменении поверхности земли в результате деятельности природных факторов и человека;
  • изучить искусственные формы суши;
  • на основе представлений, полученной дополнительной информации , наблюдений составить кластер «Факторы, способствующие изменению земной поверхности», «Искусственные формы поверхности»;
  • смоделировать пути решения экологических проблем, возникающих при добыче полезных ископаемых.

Оборудование урока:

  • средства интерактивной доски, комтьютерное оборудование;
  • Электронный учебник «Познание мира» 4 класс, «Атамұра», 2006;
  • Электронный учебник «Физическая география Казахстана» 8 класс, «Атамұра», 2006;
  • Мультимедийные слайды, видеофрагменты «Работа в карьере», «Буровые вышки», динамическая модель «Добыча нефти»;
  • Тренажер «Новые термины» (тест).

Методы и приемы:

  • Деятельностный метод;
  • Методы научного познания;
  • анализ, сравнение, сопоставление.

Ход урока

деятельность учителя

деятельность ученика

1. Организационный момент
Задачи:
создать комфортный психологический микроклимат, эмоциональный настрой учащихся;
– выработать правила совместной деятельности участников учебного процесса
Учитель начальных классов
1. Ребята, начать урок я хочу с уже известного вам правила, Маленького принца, хозяина целого астероида из одноименной сказки писателя Сент-Экзюпери: «Встал утром, умылся, привел себя в порядок, – приведи в порядок свою планету!
Слайд 1
 
2. Сегодня мы отправимся в маленькую экспедицию по нашей стране.
Давайте выберем транспорт.
Учитель проводит ледокол – игру «Доскажи словечко» с имитацией движений.
2. Дети и учитель приветствуют гостей и друг друга.
Руки ставим в разлет –
Получился … самолет
Мах крылом туда-сюда, –
Делай раз и делай два.
Заняли свои места, пристегнулись
И друг другу улыбнулись.
3. Наш самолет переоборудован под учебную научную лабораторию. Работать с нами будут младшие научные сотрудники в лице ребят- старшеклассников, а также эксперты и независимые наблюдатели в лице наших гостей, которые определят результативность нашей работы.
(учитель передает оценочные листы гостям)
3. Определение порядка работы участников учебного процесса
4. Ознакомьтесь с маршрутом.
На физической карте Казахстана отмечен наш маршрут Астана - Павлодар - Экибастуз - Конырат- Караганда-Атырау-Астана. Слайд №2
4. Учащиеся вместе с учителем по карте следят за прокладываемым маршрутом
5. Мы одна команда, поэтому помните правила:
«Кончил дело – помоги товарищу»
«Узнал сам – расскажи друзьям»
Закрыли глаза. Внимание, взлетаем!
5. Утверждаются правила поведения на уроке

Дети закрывают глаза. Слушают начало кюя Курмангазы «Сарыарка»

2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся
Задачи:
обеспечить мотивацию учения;
– вовлечение учащихся в совместную деятельность по определению задач учебного занятия;
– актуализировать опорные знания и способы деятельности учащихся.

Звучит кюй Курмангазы «Сарыарка»
Учитель начальных классов:
Посмотрите в иллюминатор. Мы пролетаем над Центральным Казахстаном. Под нами знаменитая Сарыарка. Какие формы поверхности наблюдаем?
Диалоговое общение
Учащиеся отвечают на вопросы
Возвышенности, низкие горы, в некоторых местах остатки гор соединились с холмистой равниной.
– Раньше Сарыарка была высокими горами.
Какие процессы привели к разрушению и изменению горных пород?
Слайд 3
Выветривание.
Младшие научные сотрудники сейчас прочтут первую вводную лекцию.
Слайды 4-6
Учащиеся 9 класса в виде презентации освещают вопрос «Выветривание» с позиции физических законов.
Давайте сделаем вывод:
Что влияет на изменение форм земли?
По мере ответов детей учитель открывает ширму мультимедийного слайда «Изменение форм поверхности земли»
Колебания температур воздуха, влаги, живых организмов-растений, животных

Все ли факторы мы назвали?

Нет. Человек тоже может изменять поверхность земли.

Этап изучения нового материала.
Задачи:
развитие умений учащихся, необходимых в работе с разными источниками информации»: поиск, сбор и обработка информации;
– активная и продуктивная деятельность учащихся по обобщению и систематизации учебного материала;
– развитие коммуникативных навыков общения.
Учитель начальных классов формулирует тему урока
«Изменение форм поверхности земли человеком» и представляет задачи урока
– получить общие представления об изменении поверхности земли в результате деятельности природных факторов и человека;
– изучить искусственные формы суши;
– смоделировать пути решения экологических проблем, возникающих при добыче полезных ископаемых.
Слайды 7-8
Организация деятельности учащихся по изучению нового материала.
Первое приземление – г. Павлодар. Здесь находится уникальный историко-краеведческий музей под открытым небом. В Казахстане таких музеев единицы. В Астане – Атамекен.
Совместно с учителем учащиеся определяют тему урока и учебные задачи урока
1. Учитель начальных классов дает учащимся задание:
– Выяснить как давно появились первые искусственные формы и какие?
Слайд 9
1. Организация работы учащихся в группах. Деятельность учащихся контролируется младшими сотрудниками, которые выполняют роль консультантов
– распределение обязанностей между членами группы, выбор выступающего.
– На рабочем столе компьютера откройте папку
«Историческая справка».
– Ознакомьтесь с материалом, заполните таблицу.
– Представьте итоги своей работы.
Время работы групп – 5 минут, каждая группа представляет свою работу в течение одной минуты.
2. Учитель начальных классов вместе с учащимися заслушивает ответы
групп.Предлагает сравнить свои ответы с материалом контрольной таблицы.
Слайд 10
2. Учащиеся проводят самооценку, вносят необходимые поправки
3. Контрольный вопрос
Как можно использовать в наше время эти исторические находки?
3. Учащиеся вносят предложение: на месте раскопок можно создавать музеи под открытым небом.
4. Работа с картой.
В наше время изменение форм суши напрямую связано с добычей полезных ископаемых.
Казахстан называют кладовой полезных ископаемых. Почему?
Слайд 11
4, 5. Диалоговое общение.Учащиеся отвечают на вопросы учителя, представляют аргументированные ответы.
5. Следующее приземление – г. Экибастуз.
– Какие полезные ископаемые здесь добывают?
– Залежи угля находятся на небольшой глубине. Какой способ добычи угля здесь используют?
– Почему его называют экономичным способом?
– При добыче каких полезных ископаемых используют открытый способ? Назовите месторождения.
 
6. Сейчас прямое включение с Коныратского месторождения. Учитель дает задание учащимся.
Вводит понятие карьера. Что такое –карьеры?
Как можно использовать заброшенные карьеры?
Слайды 12-13
6. Просмотрите фрагмент и ответьте на вопросы: что происходит с поверхностью земли при открытом способе добычи полезных ископаемых?
7. Моделирование решения проблем карьеров
Учитель начальных классов организует работу учащихся по самостоятельному принятию решений с использованием ИКТ
Работа учащихся сопровождается тихой музыкой
Слайд 14
7. Учащиеся работают в парах
1 пара – работает у интерактивной доски
Задание -создать искусственное озеро и парковую зону.
Остальные пары – работают в программе Paint.
Задание – засыпать карьер, создать искусственный ландшафт, посадить дерево
Каждая пара презентует свою работу в течение 1 минуты. Общее время работы – 5 минут.
8. Следующее приземление – г. Караганда, город шахтеров.столица Центрального Казахстана.
– Назовите еще один крупный угольный бассейн нашей страны.
– Каким способом здесь добывают уголь?
– Перед вами герб Караганды. Опишите его.
Слайд 15
8. Диалоговое общение.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя

9. Объяснение учителя начальных классов.
Один из элементов, который ошибочно можно принять за горы, являются искусственные насыпи из пустой породы, образовавшиеся в результате добычи угля.
Называются они терриконы. ( терра – земля, кон – конус) Как появляются терриконы?
Учитель предлагает востановить логическую цепь с помощью игры.
Слайд № 16

9. Учащиеся восстанавливают последовательность сюжетов от строительства шахты до образования терриконов.
Игра «Займи свое место»
Представляют рассказ «Как появляются терриконы?»

Этап первичной проверки знаний и закрепления учебного материала
Задачи:
установить правильность и осознанность учащимися изученного материала.

10. Практическая часть..«Истина подтверждается опытом»
Младший сотрудник(ученица 9 класса) проводит опыты. Опыты проводятся с целью выяснения последствий воздействия на терриконы природных явлений
На модели терриконов воздействуют потоками воздуха, имитируя ветер (опыт 1), и струями воды, имитируя дождь (опыт 2).
Время для обсуждения – 1 минута
Слайд 17
Модели для опытов подготовлены учащимися 9 класса. Учащиеся 9 класса выполняют роль модераторов в группах.

10. Задание учащимся 4 класса.
1. Вопросы к учащимся
– Что происходит с терриконами под воздействием таких природных явлений как ветер и дождь?
– Как замедлить эти процессы , предупредить или избежать их?
2. Дети делятся на две команды «Находчивые» и
«Любознательные»
– Команда «Находчивых» наблюдает за воздействием ветра на поверхность террикона
– Команда «Любознательных» наблюдает за воздействием дождя на поверхность террикона
Обе команды в течение одной минуты представляют свои предложения

Время отдыха

Физкультпауза (на английском языке)

Слайд 18

Дети озвучивают текст песни, выполняют движения

Этап актуализации субъективного опыта учащихся и закрепления первичных знаний
Задачи:
вовлечь учащихся в совместную деятельность;
– актуализировать опорные знания и способы
деятельности учащихся.
углубление изучения материала
– дать первичные знания и умения в работе с лабораторным оборудованием
 
11. Следующая остановка – Западный Казахстан, чтобы разобраться с еще одной проблемой, возникающей при добыче полезный ископаемых.
Что называют «черным золотом» и почему?
Видеорепортаж с месторождения нефти «Тенгиз»
Слово младшим научным сотрудникам, они познакомят вас с некоторыми интересными фактами, которые пригодятся нам при изучении темы «Нефть».
Слайды 19-24

12. Учитель физики
Какие проблемы возникают при добыче и транспортировке нефти?
Слайд 25
Диалоговое общение

Учащиеся 9 класса знакомят с материалом по теме:
1. История нефти.
2. Демонстрируется видеосюжет-медиаобъект (модель) «Способы добычи нефти.»

В результате мозгового штурма учащиеся называют проблемы:
– загрязнение воды;
– загрязнение почвы;
– проседание почвы;
– загрязнение воздуха.
12. Учитель физики вводит понятия «Экология», «Экологические проблемы», организуя работу учащихся с толковыми словарями 12. Работают со словарями.
Дают точное определение, объясняют лексическое значение понятий
13. Обозначив с учащимися экологические проблемы, которые возникают при добыче и транспортировке нефти, учитель физики вручает каждой группе лист- задание с определенной экологической проблемой, которая может возникнуть при добыче и транспортировке нефти.
Слайд 26
13. Работа в группах.Учащиеся получают задания.
– Откройте папку «Для учащихся» на рабочем столе компьютера.
– Найдите файл «Нефть. Экология».
– Найди текст, предназначенный для вашей группы согласно цветовой гамме.
– изучите содержания текста и выясните какие последствия возникают при авариях в вашей конкретной ситуации
– сформулируйте ваши предложения
– представьте вашу работу.
Время работы – 5 минут,
1 минута на представление работы.
Результаты работы фиксируются на флипчатах.

14. Настало время эксперимента
– Одна из проблем – загрязнение пресной воды.
Предлагаю вам ребята провести исследование и ознакомиться с одной из методик определения по цвету и запаху наличия примесей в воде. Данный метод называют «экспресс-методом».
Откройте документ «Эксперимент» и ознакомьтесь с заданием.
Задача – определить наличие примесей в воде с помощью предлагаемой методики.
Слайд 27

14.Учащиеся работают согласно инструкции. Старшеклассники знакомят учащихся 4 класса с правилами работы с лабораторным оборудованием.
Используя экспресс-метод, дети выясняют, что чистая вода находится в пробирке №2, в пробирке №1 – вода с примесями йодоформа, в пробирке №3 – примеси свободного хлора.

Этап применения знаний.
Задача:
– Организовать деятельность учащихся по применению знаний в новой ситуации.

15. Проверь себя
Используется компьютерная авторская программа, тренажер «Термины урока». Оценку по завершению работы выставляет компьютер.
Слайд 28

Дети выполняют тест, где даны определения новой темы урока и понятия на закрепление.

Этап рефлексии.
Задача:
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего субъективного опыта.


Подведение итогов учебного занятия.
Задача:
Дать качественную оценку работы класса и учащихся
Учитель начальных классов.
– Наша экспедиция подходит к концу. В аэропорту нас ждут родные, близкие.
– О чем вы расскажете им сегодня ?
– Какой фрагмент урока понравился больше всего?
Ответы детей.
– А вот и наш родной город. Мы говорим:
«Здравствуй, столица!»
Слайд 29
В исполнении детей звучит песня «Здравствуй, столица!»

– А теперь наша первая пресс-конференция. Слово нашим экспертам.

Эксперты дают оценку учащимся и уроку согласно параметрам

Этап информации о домашнем задании.
Задача:
– понимание учащимися содержания и способов выполнения

Ребята, дома вам нужно написать заметку в нашу школьную газету «Мои новые открытия», где обязательно отметьте, чему новому вы научились во время нашей работы.

Устранение выявленных затруднений совместно с учителем.

Приложение 1, Приложение 2