Цель урока:
- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий искусственных форм земли (курган, карьер, террикон);
- применению полученных знаний в разнообразных ситуациях;
- организовать деятельность учащихся по систематизации знаний в рамках изучаемой темы.
Задачи урока:
- получить общие представления об изменении поверхности земли в результате деятельности природных факторов и человека;
- изучить искусственные формы суши;
- на основе представлений, полученной дополнительной информации , наблюдений составить кластер «Факторы, способствующие изменению земной поверхности», «Искусственные формы поверхности»;
- смоделировать пути решения экологических проблем, возникающих при добыче полезных ископаемых.
Оборудование урока:
- средства интерактивной доски, комтьютерное оборудование;
- Электронный учебник «Познание мира» 4 класс, «Атамұра», 2006;
- Электронный учебник «Физическая география Казахстана» 8 класс, «Атамұра», 2006;
- Мультимедийные слайды, видеофрагменты «Работа в карьере», «Буровые вышки», динамическая модель «Добыча нефти»;
- Тренажер «Новые термины» (тест).
Методы и приемы:
- Деятельностный метод;
- Методы научного познания;
- анализ, сравнение, сопоставление.
Ход урока
деятельность учителя |
деятельность ученика |
1. Организационный момент Задачи: – создать комфортный психологический микроклимат, эмоциональный настрой учащихся; – выработать правила совместной деятельности участников учебного процесса |
|
Учитель начальных классов 1. Ребята, начать урок я хочу с уже известного вам правила, Маленького принца, хозяина целого астероида из одноименной сказки писателя Сент-Экзюпери: «Встал утром, умылся, привел себя в порядок, – приведи в порядок свою планету! Слайд 1 |
|
2. Сегодня мы отправимся в маленькую экспедицию по нашей стране. Давайте выберем транспорт. Учитель проводит ледокол – игру «Доскажи словечко» с имитацией движений. |
2. Дети и учитель приветствуют гостей и друг друга. Руки ставим в разлет – Получился … самолет Мах крылом туда-сюда, – Делай раз и делай два. Заняли свои места, пристегнулись И друг другу улыбнулись. |
3. Наш самолет переоборудован под учебную научную лабораторию. Работать с нами будут младшие научные сотрудники в лице ребят- старшеклассников, а также эксперты и независимые наблюдатели в лице наших гостей, которые определят результативность нашей работы. (учитель передает оценочные листы гостям) |
3. Определение порядка работы участников учебного процесса |
4. Ознакомьтесь с маршрутом. На физической карте Казахстана отмечен наш маршрут Астана - Павлодар - Экибастуз - Конырат- Караганда-Атырау-Астана. Слайд №2 |
4. Учащиеся вместе с учителем по карте следят за прокладываемым маршрутом |
5. Мы одна команда, поэтому помните правила: «Кончил дело – помоги товарищу» «Узнал сам – расскажи друзьям» Закрыли глаза. Внимание, взлетаем! |
5. Утверждаются правила поведения на уроке Дети закрывают глаза. Слушают начало кюя Курмангазы «Сарыарка» |
2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся |
|
Звучит кюй Курмангазы «Сарыарка» Учитель начальных классов: – Посмотрите в иллюминатор. Мы пролетаем над Центральным Казахстаном. Под нами знаменитая Сарыарка. Какие формы поверхности наблюдаем? |
Диалоговое общение Учащиеся отвечают на вопросы Возвышенности, низкие горы, в некоторых местах остатки гор соединились с холмистой равниной. |
– Раньше Сарыарка была высокими горами. Какие процессы привели к разрушению и изменению горных пород? Слайд 3 |
Выветривание. |
– Младшие научные сотрудники сейчас прочтут первую вводную лекцию. Слайды 4-6 |
Учащиеся 9 класса в виде презентации освещают вопрос «Выветривание» с позиции физических законов. |
Давайте сделаем вывод: Что влияет на изменение форм земли? По мере ответов детей учитель открывает ширму мультимедийного слайда «Изменение форм поверхности земли» |
Колебания температур воздуха, влаги, живых организмов-растений, животных |
Все ли факторы мы назвали? |
Нет. Человек тоже может изменять поверхность земли. |
Этап изучения нового материала. Задачи: – развитие умений учащихся, необходимых в работе с разными источниками информации»: поиск, сбор и обработка информации; – активная и продуктивная деятельность учащихся по обобщению и систематизации учебного материала; – развитие коммуникативных навыков общения. |
|
Учитель начальных классов формулирует тему урока «Изменение форм поверхности земли человеком» и представляет задачи урока – получить общие представления об изменении поверхности земли в результате деятельности природных факторов и человека; – изучить искусственные формы суши; – смоделировать пути решения экологических проблем, возникающих при добыче полезных ископаемых. Слайды 7-8 Организация деятельности учащихся по изучению нового материала. Первое приземление – г. Павлодар. Здесь находится уникальный историко-краеведческий музей под открытым небом. В Казахстане таких музеев единицы. В Астане – Атамекен. |
Совместно с учителем учащиеся определяют тему урока и учебные задачи урока |
1. Учитель начальных классов дает учащимся задание: – Выяснить как давно появились первые искусственные формы и какие? Слайд 9 |
1. Организация работы учащихся в группах. Деятельность учащихся контролируется младшими сотрудниками, которые выполняют роль консультантов – распределение обязанностей между членами группы, выбор выступающего. – На рабочем столе компьютера откройте папку «Историческая справка». – Ознакомьтесь с материалом, заполните таблицу. – Представьте итоги своей работы. Время работы групп – 5 минут, каждая группа представляет свою работу в течение одной минуты. |
2. Учитель начальных классов вместе с учащимися заслушивает ответы групп.Предлагает сравнить свои ответы с материалом контрольной таблицы. Слайд 10 |
2. Учащиеся проводят самооценку, вносят необходимые поправки |
3. Контрольный вопрос Как можно использовать в наше время эти исторические находки? |
3. Учащиеся вносят предложение: на месте раскопок можно создавать музеи под открытым небом. |
4. Работа с картой. В наше время изменение форм суши напрямую связано с добычей полезных ископаемых. Казахстан называют кладовой полезных ископаемых. Почему? Слайд 11 |
4, 5. Диалоговое общение.Учащиеся отвечают на вопросы учителя, представляют аргументированные ответы. |
5. Следующее приземление – г. Экибастуз. – Какие полезные ископаемые здесь добывают? – Залежи угля находятся на небольшой глубине. Какой способ добычи угля здесь используют? – Почему его называют экономичным способом? – При добыче каких полезных ископаемых используют открытый способ? Назовите месторождения. |
|
6. Сейчас прямое включение с Коныратского месторождения. Учитель дает задание учащимся. Вводит понятие карьера. Что такое –карьеры? Как можно использовать заброшенные карьеры? Слайды 12-13 |
6. Просмотрите фрагмент и ответьте на вопросы: что происходит с поверхностью земли при открытом способе добычи полезных ископаемых? |
7. Моделирование решения проблем карьеров Учитель начальных классов организует работу учащихся по самостоятельному принятию решений с использованием ИКТ Работа учащихся сопровождается тихой музыкой Слайд 14 |
7. Учащиеся работают в парах 1 пара – работает у интерактивной доски Задание -создать искусственное озеро и парковую зону. Остальные пары – работают в программе Paint. Задание – засыпать карьер, создать искусственный ландшафт, посадить дерево Каждая пара презентует свою работу в течение 1 минуты. Общее время работы – 5 минут. |
8. Следующее приземление – г. Караганда, город шахтеров.столица Центрального Казахстана. – Назовите еще один крупный угольный бассейн нашей страны. – Каким способом здесь добывают уголь? – Перед вами герб Караганды. Опишите его. Слайд 15 |
8. Диалоговое общение. Учащиеся отвечают на вопросы учителя |
9. Объяснение учителя начальных классов. |
9. Учащиеся восстанавливают последовательность сюжетов от строительства шахты до образования терриконов. |
Этап первичной проверки знаний и закрепления учебного материала Задачи: – установить правильность и осознанность учащимися изученного материала. |
|
10. Практическая часть..«Истина подтверждается опытом» |
10. Задание учащимся 4 класса. |
Время отдыха | |
Физкультпауза (на английском языке) |
Дети озвучивают текст песни, выполняют движения |
Этап актуализации субъективного опыта учащихся и закрепления первичных знаний Задачи: – вовлечь учащихся в совместную деятельность; – актуализировать опорные знания и способы деятельности учащихся. – углубление изучения материала – дать первичные знания и умения в работе с лабораторным оборудованием |
|
11. Следующая остановка – Западный Казахстан, чтобы разобраться с еще одной проблемой, возникающей при добыче полезный ископаемых. Что называют «черным золотом» и почему? Видеорепортаж с месторождения нефти «Тенгиз» Слово младшим научным сотрудникам, они познакомят вас с некоторыми интересными фактами, которые пригодятся нам при изучении темы «Нефть». Слайды 19-24 12. Учитель физики – Какие проблемы возникают при добыче и транспортировке нефти? Слайд 25 |
Диалоговое общение
Учащиеся 9 класса знакомят с материалом по теме: 1. История нефти. 2. Демонстрируется видеосюжет-медиаобъект (модель) «Способы добычи нефти.» В результате мозгового штурма учащиеся называют проблемы: – загрязнение воды; – загрязнение почвы; – проседание почвы; – загрязнение воздуха. |
12. Учитель физики вводит понятия «Экология», «Экологические проблемы», организуя работу учащихся с толковыми словарями | 12. Работают со словарями. Дают точное определение, объясняют лексическое значение понятий |
13. Обозначив с учащимися экологические проблемы, которые возникают при добыче и транспортировке нефти, учитель физики вручает каждой группе лист- задание с определенной экологической проблемой, которая может возникнуть при добыче и транспортировке нефти. Слайд 26 |
13.
Работа в группах.Учащиеся получают задания. – Откройте папку «Для учащихся» на рабочем столе компьютера. – Найдите файл «Нефть. Экология». – Найди текст, предназначенный для вашей группы согласно цветовой гамме. – изучите содержания текста и выясните какие последствия возникают при авариях в вашей конкретной ситуации – сформулируйте ваши предложения – представьте вашу работу. Время работы – 5 минут, 1 минута на представление работы. Результаты работы фиксируются на флипчатах. |
14. Настало время эксперимента |
14.Учащиеся работают согласно инструкции. Старшеклассники знакомят учащихся 4 класса с правилами работы с лабораторным оборудованием. |
Этап применения знаний. Задача: – Организовать деятельность учащихся по применению знаний в новой ситуации. |
|
15. Проверь себя |
Дети выполняют тест, где даны определения новой темы урока и понятия на закрепление. |
Этап рефлексии. Задача: Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего субъективного опыта. Подведение итогов учебного занятия. Задача: Дать качественную оценку работы класса и учащихся |
|
Учитель начальных классов. – Наша экспедиция подходит к концу. В аэропорту нас ждут родные, близкие. – О чем вы расскажете им сегодня ? – Какой фрагмент урока понравился больше всего? |
Ответы детей. |
– А вот и наш родной город. Мы говорим: «Здравствуй, столица!» Слайд 29 |
В исполнении детей звучит песня «Здравствуй, столица!» |
– А теперь наша первая пресс-конференция. Слово нашим экспертам. |
Эксперты дают оценку учащимся и уроку согласно параметрам |
Этап информации о домашнем задании. Задача: – понимание учащимися содержания и способов выполнения |
|
Ребята, дома вам нужно написать заметку в нашу школьную газету «Мои новые открытия», где обязательно отметьте, чему новому вы научились во время нашей работы. |
Устранение выявленных затруднений совместно с учителем. |