Цели:
- Дать первоначальные исторические знания о происхождении меценатства, о благотворительности.
- Расширить кругозор учащихся, пополнить словарный запас, развивать грамотную речевую деятельность.
- Воспитывать толерантное отношение друг к другу, способность прийти на помощь нуждающемуся, бескорыстность.
Оборудование:
- аудиозапись песни «Дорогою Добра»;
- фрагменты мультфильма «Цветик – семицветик»;
- опорные карточки с определениями понятий «благотворительность» и «меценатство»;
- портреты известных меценатов и благотворителей;
- мяч.
Оформление зала: стулья расставлены полукругом, на полу из зелёной ткани или бумаги выложить тропинку.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята!
Сегодня мы проведём необычный урок. Мы отправимся в путешествие Дорогою Добра. Но сначала давайте поприветствуем друг друга, произнося при этом, добрые слова.
(Учитель бросает мяч первому сидящему ребёнку и говорит: «Здравствуй, Машенька! Ты сегодня очень красивая!» маша передаёт мяч соседу и, приветствуя, его говорит: «Доброе утро, Серёженька, я рада тебя видеть!» и т.п.)
- Молодцы, ребята! Как много добрых слов сказали друг другу! Значит, вы готовы к путешествию Дорогою Добра.
(Звучит песня «Дорогою Добра». Ребята шагают по тропинке. На экране телевизора появляется цветик-семицветик и девочка Женя.)
II. Анализ содержания сказки В. П. Катаева «Цветик-семицветик».
- Ребята, посмотрите, кто это нас встречает? (Это героиня сказки «Цветик-семицветик».)
- Кто написал эту замечательную сказку?
- О чём говорится в сказке «Цветик-семицветик»?
- Молодцы! Все хорошо знают сказку.
(Просмотр фрагмента мультфильма, когда Женя позвала мальчика играть, а он отказался, так как не мог ходить, потому что был болен...)
- Как мы можем охарактеризовать девочку Женю?
- Какая она?
- Назовите качества, которые характеризуют Женю.
- Почему последний лепесток Женя использовала на то, чтобы мальчик стал здоровым?
- Ребята, как вы думаете, можно сказать о Жене, что она творила благо?
- Женя творила благо, можно ли её назвать…благотворительницей?
- Ребята, как вы понимаете слова «благотворительность», «меценат»? (Благотворительность – безвозмездная деятельность человека, направленная на общественную пользу, на оказание материальной помощи неимущим.
Меценат – бескорыстный покровитель, способствующий развитию науки и искусства, выделяя для этого материальную помощь из личных средств.)
- Ребята, приведите примеры благотворительности.
III. Беседа о происхождении меценатства.
- Ребята, теперь мы с вами отправимся в прошлое и узнаем происхождение понятий «благотворительность» и «меценат».
(Звучит песня «Дорогою Добра». Ребята проходят по тропинке. На доске появляются портреты меценатов. Учитель рассказывает о наиболее известных благотворителях и меценатах, например: о А. С. Строганове и Гае Цильнее.)
IV. Закрепление и подведение итогов.
(Звучит песня «Дорогою Добра». Ребята двигаются по тропинке. На доске размещаются опорные карточки с определениями понятий «благотворительность» и «меценатство».)
- Ребята, какое путешествие мы совершили?
- Где побывали?
- Что нового узнали?
- Что такое благотворительность?
- Кто такие благотворители и меценаты?
(На доке появляются фотографии детского дома, больницы, театра...)
- Ребята, если бы вы были взрослыми, самостоятельными людьми на какое дело бы вы оказали благотворительное пожертвование?
- Почему?
- В чём отличие понятий «меценатство» и «благотворительность»?
- Если бы вы были меценатами, то на что пожертвовали бы деньги?
- Чему бы покровительствовали?
- Ребята! Как вы думаете, в настоящее время благотворительность и меценатство существуют? Приведите примеры.
- Благотворительность и меценатство существуют в жизни каждого города. Школам нашего города, в том числе и нашей школе, благотворительную помощь оказывают различные организации: крупные торговые центры, банки, сотовые компании, театральные труппы (учитель приводит примеры благотворительности в регионе, на примере конкретных организаций и учреждений)
- Наш урок заканчивается, но не заканчиваются добрые дела, и всегда будут люди, которые нуждаются в помощи и люди, способные оказать её. А значит, благотворительность будет жить вечно!