Оборудование урока:
- Атласы Самарской области,
- Задания для команд и болельщиков,
- Рекламный ролик о детской поселковой библиотеке;
- Выставка книг по Самарской области (школьная);
- Физическая карта Самарской области,
- Кроссворды,
- Уникальные ландшафты родного края. Видеофильм.
Реализуемая педагогическая технология: КСО (элементы коллективных способов обучения), ИКТ.
Оценка педагогической ситуации:
- учащиеся имеют необходимые базовые знания, полученные на уроках географии по Самарской области;
- учебные возможности класса средние;
- практическая работа с картами при решении кроссвордов;
- коллективная технология позволяет учащимся работать как коллективно, так и в индивидуальном темпе.
Цель урока: Закрепить знания о природе Самарской области.
Задачи урока:
- Образования – в результате овладения содержанием данной темы учащиеся будут знать уникальные природные комплексы Самарской области;уметь объяснять топонимику названий географических объектов, определять их местоположение на карте.
- Воспитания – формирование гордости и ответственности за свою малую родину.
- Развития школьников – продолжить совершенствование навыков самостоятельной поисковой деятельности с дополнительной литературой.
Ход урока
Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые гости!
Сегодня мы проведем необычный урок. Итак, мы начинаем! Интеллектуальная игра «Счастливый случай»!
На доске надпись:
«Широка страна моя родная
Много в ней равнин и гор, и рек…
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!»
(приведите примеры, которые подтверждали бы эти слова)
- (протяженность с З на В более 9 000 км;
- Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье;
- Кавказ, Урал, Саяны, Алтай;
- Волга, Енисей, Кама, Лена).
Итак, тема нашего урока: «Природные комплексы Самарской области»
Цель урока: Закрепить знания о природе Самарской области.
Что же узнали мы об истории освоения и изучения, топонимике, природе родного края, покажет наша игра. А если что-то не знаете и захотите узнать, вам помогут книги и журналы.
Начало игры.
Играют две команды по 7 человек и команды болельщиков. Игра проходит в 5 геймов. Названия геймов написаны на отдельных листах. Время ограничено.
I гейм «Дальше, дальше»
Вопросы командам (2 мин)
Команда А
- Площадь Самарской области? (53,6 тыс. кв.км)
- Сколько областей граничит с нашей областью? (3)
- В каком часовом поясе находится область? (III)
- С какой республикой мы граничим на севере? (Татарстан)
- Правобережье области представлено какими формами рельефа? (Приволжская возвышенность, горы Жигули)
- Какого происхождения преобладают полезные ископаемые на территории нашей области? (осадочного)
- На глубине 1 500-2 000 м что находится? (кристаллический фундамент)
- Геродот называл ее Оар, Клавдий Птолемей (II в. до н.э.) Ра, византиец Феофан (671 г. н.э.) Аталь. О какой реке идет речь? (О реке Волге).
- Чего больше на территории Самарской области: лесов или степей? (степей)
- Какие почвы преобладают в нашем крае? (черноземы).
- В Самарской области есть Жигулевское море? (Да, так называют Куйбышевское водохранилище).
- В какой области исток реки Самары? ( в Оренбургской области)
Команда Б
- Чему равна протяженность области с З на В?(315 км)
- Как называется самая высокая отметка Самарской области? (г. Стрельная)
- По какому времени мы сейчас живем? (зимнему).
- Рельеф нашей области представлен горными породами какого происхождения? (морского и континентального).
- Какое море заливало территорию Самарской области? (Акчагыльское)
- По своим размерам наша область значительно превышает территории ряда европейских стран? Каких? (Швейцария, Бельгия, Албания, Андорра и др.)
- Количество морей, к которым река Волга дает выход самарским судам? (5)
- Древние называли их Печенежскими, Девьими, Бурлацкими. Как называются эти горы сейчас? (Жигули)
- Назовите реки Правобережья? (Уса и Сызранка)
- Какое животное обитает в озерах-старицах, является «старожилом» области, занесено в «Красную книгу»? (выхухоль)
- Кого относят к «новожилам» Самарской области?
- Какое питание имеют реки нашего края? (преимущественно снеговое).
Рекламная пауза. Сергиевские минеральные воды.
II гейм «Заморочки из горшочка»
Вопросы командам (правильный ответ оценивается в 1 бал) (2 мин)
Используется керамический горшочек, а вопросы – бочонки из игры «Лото». На вопросы 6,7 и 8 выпадает «Счастливый случай» (3 очка).
- Врач, основатель первой в России кумысолечебницы? (Постников Нестор Васильевич)
- Его называли Новым Орлеаном, Русским Чикаго, Волжской Одессой...О каком городе идет речь? (О Самаре)
- К названию животных приставь одну из мер – Получишь полноводную реку в РСФСР. (Вол-га)
- Рыба, которая водилась в большом количестве в реке Волге, подавалась к царскому столу? (осетр)
- В 1717 г. Петр I направил сюда штаб-лекаря Готлиба Шобера, который провел анализ воды и сделал вывод: «Сероводород может проходить в потовые скважины кожи и к здоровью человеческого тела пригоден». Ныне это всероссийская здравница. О каком курорте здесь идет речь? (Сергиевские минеральные воды)
- Один из крупных мастеров русской реалистической живописи второй половины XIX в., в 1870 и 1872 гг. дважды посещал Самару и ее окрестности, черпая здесь вдохновение и находя новые сюжеты для своих картин. Картина «Бурлаки на Волге», эскизы которой были написаны в с. Ширяево летом 1870г. – одна из вершин творчества этого художника. (Илья Репин)
- Этот фестиваль проводится ежегодно с середины 1960-х годов в окрестностях Жигулевских гор. Начинается в первую субботу июля, и длится два дня. Во время главного концерта, идущего всю ночь, зрители располагаются прямо на склоне крутой горы, а сценической площадкой служит плот в форме гитары. Поддерживая исполнителей, зрители не только аплодируют, но и зажигают фонарики – вся гора в один миг зажигается тысячами огней. (Грушинский)
- Это один из самых популярных в стране байдарочных маршрутов. Его можно совершить за 5-6 дней. В ходе этого путешествия можно посетить наиболее интересные места Жигулей: г. Лепешка, Молодецкий курган и Девью гору, Каменную чашу и Верблюд-гору, пещеры Степана Разина и братьев Греве. Как называется этот маршрут? (Жигулевская кругосветка)
- Высока, стройна, душиста,
В небо тянется она.
Вся одежда золотиста,
Только шапка зелена. (полотна Шишкина: «Зима», «Дорога в сосновом бору», «Корабельная роща», «Утро в сосновом бору» запечатлели необыкновенную красоту такого леса) - Что Вы можете рассказать о гербе Самарской области?(голубой фон, коза и т.д.)
Рекламная пауза. Библиотека приглашает…
Демонстрируется снятый ребятами фильм, где библиотекарь дает обзор изданий о Самарской области.
III гейм «Ты – мне, я – тебе».
В этом гейме учащиеся рассказывают о легендах, связанных с некоторыми уникальными местами родного края (домашнее задание).
IV гейм «Темная лошадка».
В качестве темной лошадки приглашен очень светлый и просвещенный человек нашей школы – Татьяна Ивановна, библиотекарь.
Рекламная пауза. Уникальные ландшафты родного края.
Фильм «Уникальные ландшафты родного края»
V гейм «Гонка за лидером».
Команды работают с кроссвордами.
Составить кроссворд, используя названия природных объектов, расположенных на территории родного края
С | ||||||||||||||||||||||||
А | ||||||||||||||||||||||||
М | ||||||||||||||||||||||||
А | ||||||||||||||||||||||||
Р | ||||||||||||||||||||||||
С | ||||||||||||||||||||||||
К | ||||||||||||||||||||||||
А | ||||||||||||||||||||||||
Я | ||||||||||||||||||||||||
О | ||||||||||||||||||||||||
Б | ||||||||||||||||||||||||
Л | ||||||||||||||||||||||||
А | ||||||||||||||||||||||||
С | ||||||||||||||||||||||||
Т | ||||||||||||||||||||||||
Ь | ||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов.
Возвращение к цели урока
Оценить работу команд.
Дать домашнее задание: подготовиться к тестовой работе по данной теме.
Люблю мой край…
Как странно это слышать
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше
И в цвет сирени здесь окрашен май
Дождем и сеном пахнет лето,
Зовет прохладою Волга – река
А осень золотом одета,
Плывут по небу облака…
Люблю мой край!
Я много мест видала
И можно хоть полмира обойти
Но ближе и родней моей Самары
Я, думаю, мне больше не найти
/А. Коблова/
Обязательная литература:
- Воронин В.В. География Самарской области. Самара: СИПКРО,2004.
- Учайкина И.Р, Лопухов Н.П., Учайкин А.В. Самарская область. Хрестоматия по географии. Самара: 2000.
- Учайкина И.Р., Савкин И.М. Дидактические материалы по географии самарской области. Самара: 2000.
Дополнительная литература:
- Жуков Б.Н., Яковлев В.Г., Шебуев М.Г., Коршикова Т.В. Курорт Сергиевские минеральные воды и его лечебные факторы. Изд-во Саратовского университета, 1990.
- Скобелев П.О. Самара Культура провинции. Самара: 1995.
- Грызлова Л.П. Ах, Самарушка, любушка моя. История Самары в песнях, фактах, преданиях, хрониках.