Задачи:
- Расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях.
- Развивать у детей способности анализировать свои действия.
- Воспитывать чувство доброты, вежливости, взаимопонимания.
Подготовительная работа:
- заучивание стихотворений о вежливости;
- изготовление на плакате персоны Её Величество Вежливость;
- подготовка слайдов к просмотру;
- подготовка инсценировки сказки «Вежливые слова».
Необходимое оборудование:
- мультимедийный проект;
- презентация «Вежливые слова» (см. Приложение);
- индивидуальные карточки для групповой работы;
- плакаты к заданию «Продолжи предложение»;
- конверты с пожеланиями Её Величества Вежливости.
Участники: учащиеся 2-го класса.
Ход урока
1. Мотивационный момент.
- Доброе утро всем тем, кто хорошо выспался!
- Доброе утро всем тем, кто сделал зарядку!
- Доброе утро всем тем, кто пришёл в школу с хорошим настроением!
- Желаю всем удачного дня и приподнятого настроения.
2. Постановка целей урока.
- Ребята, как вы думаете, какому человеку легко жить на свете: доброму или злому?
- Кто, по-вашему, добрый человек?
- Что нужно делать для того, чтобы быть добрым?
- Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с правилами вежливости.
(1-й слайд: тема «Правила вежливости».)
И поможет нам в этом сама ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ВЕЖЛИВОСТЬ. Она пришла не с пустыми руками, а с пожеланиями, которые спрятались в конвертах.
(2-й слайд со стихотворением.)
- Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают.
- Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так уж трудно!
1-й ученик:
Вежливость для взрослых и для детей важна,
Вежливость – чудесная и добрая страна.
Вежливости надо с детства всем учиться,
Вежливость, ребята, волшебства частица.
2-й ученик:
Если будем вежливы
Каждый день и час –
Станет мир счастливее
В миллионы раз!
3-й ученик:
На свете есть много чудеснейших слов,
Таких, что нас радуют, греют и лечат.
Я думаю – каждый назвать их готов:
Приветствую, здравствуйте,
Добрый всем вечер!
4-й ученик:
Слова есть, что к людям безмерно добры,
Весь мир освещая, как солнце в зените.
Их знают и люди, и ёж, и бобры:
Спасибо, пожалуйста, ах, извините!
3. Работа над новой темой урока.
(3-й слайд: обозначение слова Вежливость.)
1) Образование слова «Вежливость».
- Я беру у Её Величества ВЕЖЛИВОСТИ первый конверт и читаю, какое первое её желание нам надо исполнить.
Запись в конверте: «Хочу, чтоб вы знали, как образовалось слово «Вежливость»?»
- А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово «Вежливость»?
Внимание на экран!
(3-й слайд: обозначение слова Вежливость.)
- До 6-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»:
«ВЕЖЕ» ------------ знаток.
«ВЕЖЕ» ------------- ведать, знать.
«ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации.
«ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость».
«ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное.
2) Обмен собственным опытом.
- У вас небольшой жизненный опыт, но многие из вас уже знают некоторые правила вежливого отношения с окружающими. Поделитесь с нами своими знаниями.
- Нужно здороваться при встрече со знакомыми людьми и говорить им «до свидания» при расставании.
- Всегда нужно быть опрятным, причёсанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться.
- Нужно уважать старших: помогать им по дому, уступать место в общественном транспорте.
- Почаще в своей речи нужно использовать «волшебные» слова.
- Нужно быть внимательным к окружающим, не причинять им неприятностей, не оскорблять их ни словом, ни делом.
3) Использование в речи «волшебных» слов.
- Давайте возьмём у Её Величества Вежливости конверт под номером 2 и исполним её второе желание. Открываем конверт.
Запись в конверте: «Хочу, чтобы вы все были вежливыми детьми и чаще употребляли в своей речи «волшебные» слова.»
Учитель: В обиходе вежливого воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.
Давайте вспомним эти слова с помощью игры (дети называют и эти слова появляются на экране после того, как дети назвали «волшебное» слово).
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (Спасибо.) (4-й слайд)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (Добрый день.) (5-й слайд)
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (Спасибо.) (6-й слайд)
- Когда нас бранят за шалости, говорим мы ... (Прости пожалуйста.) (7-й слайд)
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (Здравствуйте.) (8-й слайд)
- И во Франции и в Дании на прощанье говорят ... (До свидания.) (9-й слайд)
Ребёнок читает стихотворение о вежливых словах.
Слова: «До свиданья!»,
«Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» -
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке
В школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.
4) Из истории происхождения правил вежливости.
- Давайте возьмём у Её Величества Вежливости третий конверт и узнаем о следующем её желании.
Запись в конверте: «Хочу, чтобы вы знали, откуда произошли правила вежливости, а также познакомились с ними.»
Учитель: Интересно вам это знать? Тогда слушайте:
- Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные повседневные ситуации: люди встречались, расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили о чём-либо, выражали сочувствие. Люди находили и передавали из поколения в поколение самые удобные, экономные, разумные способы действий в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения или правила вежливости.
(10-й слайд «Правила вежливости».)
Учитель: В древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, как сесть, как взять чашку с чаем – всё это было определено и строго расписано.
- Давайте и мы с вами познакомимся с правилами вежливости, которые преподносит вам Её Величество Вежливость.
(На экране по щелчку мышки появляются одни за другим правила вежливости, дети читают их по очереди.)
- Не спеши первым сесть за стол.
- Не разговаривай во время еды.
- Не забывай закрывать рот, когда жуёшь.
- Не чавкай.
- Не рвись первым выскакивать в двери.
- Не перебивай говорящего.
- Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие.
- Не размахивай руками.
- Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
- Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите»
- Не забудь извиниться, если кого-нибудь толкнул.
- Не делай вид в троллейбусе или автобусе, что ты не замечаешь стоящего старика.
- Не держи руки в карманах.
- Ребята, а зачем человеку нужны эти правила? Неужели нельзя без них обойтись?
Учитель обобщает ответы детей: правила вежливости нам с вами нужны везде и всегда. Иначе люди бы не смогли общаться друг с другом, помогать, уважать друг друга. И вообще были бы на уровне пещерного человека.
4. Инсценировка сказки «Вежливые слова».
- А теперь давайте и мы покажем Её Величеству Вежливости, что мы не простые ученики школы №1, а ещё в какой-то мере и артисты. Мы с вами готовимся к родительскому собранию и наша сценка как раз окажется сегодня уместной в этом уроке.
- Давайте на некоторое время представим, что мы находимся в театре на просмотре спектакля. Вашему вниманию наши артисты представят сказку, которая называется «Вежливые слова». Вы её внимательно смотрите, запоминайте. По окончании я задам вам несколько вопросов.
5. Обсуждение сценки по вопросам.
- Почему кассир не дал вначале медвежонку билет?
- Как вёл себя мишутка у кассы? Каким голосом он разговаривал с кассиром?
- Как мама-медведица помогла сыну? Что она сделала?
- Какой урок получил медвежонок у кассы и как он его понял?
- Как он вёл себя у кассы потом?
- Как изменилось отношение кассира к медвежонку при второй встрече?
- Какими словами характеризовали его матери?
- Как вы понимаете выражение «Вот идёт медведица и от счастья светится»?
6. Обыгрывание ситуаций из учебника.
- Открываем учебник на странице 54, прочитаем задание. Придумайте к каждой картинке ситуацию, используя «волшебные» слова.
7. Работа в группах «Образуй своё правило».
Детям раздаются правила вежливости, только каждое слово по отдельности.
Задача: составить правильное предложение, чтобы трактовалось, как правило вежливости.
- Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек.
- Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, работай и играй дружно.
- Будь внимательным к окружающим, не причиняй им неприятностей.
8. Подведение итогов. Релаксация.
- Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения:
На доске:
- Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... .
- Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... .
- Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ... .
Учитель: Спасибо за урок. Мне понравилось с вами общаться и думаю наш урок пойдёт вам на пользу.
Используемая литература:
- «Праздник в школе. Сценарии, конкурсы, викторины». Маргарита Давыдова, Ирина Агапова. Для уч-ся 1-5 классов. Москва, 2000.
- «В школе и на отдыхе». М.А. Бесова. Ярославль, «Академия развития», 1997.
- «Педсовет» №5-2007.
- Сценарии школьных праздников. Второклассники любят праздники…/Серия «Школа радости»/ Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.
- «Вежливость на каждый день» Ян Камычек. Москва, 1988, Издательство «Знание».
- «Поговорим о вежливости» Б. Бушелева. Иркутск, 1988. Восточно-Сибирское книжное издательство.