Концепция модернизации российского образования предполагает организацию профильного образования обучающихся старшей ступени для формирования у учащихся готовности к ответственному выбору дальнейшего жизненного пути с целью самоопределения и самореализации.
Шаги, которые школа делает в этом направлении, должны привести к построению образовательного пространства, которое позволит добиться единства воспитания и обучения. Как следствие, школа поможет успешному встраиванию выпускника в социум и даст ему возможность оценить себя, включиться в мир взрослых, проявить независимость, самостоятельность, субъективную позицию, как в коллективной, так и в индивидуальной трудовой деятельности.
В сентябре 2007 года МОУ СОШ №21 г. Канска стала одной из четырёх базовых школ в городе по реализации программ профильного обучения.
Базовая школа это Муниципальное общеобразовательное учреждение, в котором при наличии не менее 100 учащихся в каждой параллели классов 3 ступени за счет консолидации ресурса: кадрового, финансового, материально-технического – создаются условия для организации профильного обучения (обучение ведётся на основе индивидуальных учебных планов – ИУП).
Введение профильного обучения на старшей ступени выдвигает перед школой проблему организации системной подготовительной работы с учащимися. В Концепции профильного обучения отмечается, что «реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности». Для того чтобы такой выбор был осознанным и обоснованным, требуется оказать учащимся необходимую педагогическую поддержку, направленную на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей.
Профилизация обучения начинается в среднем звене Для этого в учебный план (за счет часов школьного компонента) введен курс «Самосовершенствование личности» автор Селевко Г.К. Весь курс включает семь разделов:
- 5 класс – «Познай себя» (самопознание);
- 6 класс – «Сделай себя сам» (самовоспитание);
- 7 класс – «Научи себя сам» (самообучение);
- 8 класс – «Утверждай себя» (самоутверждение);
- 9 класс – «Найди себя» (самоопределение).
На второй ступени обучения, когда школьники приступают к изучению основ наук, в учебный план вводятся дополнительные систематические курсы, т.е. созданы условия свободного выбора индивидуального образовательного маршрута. Однако чтобы избежать ошибок ранней специализации, в седьмых классах проводятся так называемые диагностико-ознакомительные курсы. Каждое полугодие учащиеся седьмых классов меняют курсы и за год могут ознакомиться с курсами всех основных предметных областей. Содержание занятий определяется не столько учебным материалом, сколько моделированием учебного поля предмета – оно рассчитано на ориентацию учащегося на изучение того или иного предмета, формирование положительной мотивации к учению. Задача учителя - за этот период проанализировать способности учащихся.
Учащиеся 9 класса в течение года посещают элективные курсы, которые организованы в муниципальной городской сети. Цель организации предпрофильной подготовки муниципальной образовательной сети: создание условий, обеспечивающих самоопределение выпускников основной школы в отношении выбора профилирующего направления своей будущей деятельности.
Для достижения поставленной цели в рамках предпрофильной подготовки решаются следующие задачи:
- формирование готовности выпускников основной школы ответственно осуществлять выбор профиля, соответствующего их способностям и интересам;
- предоставление мест для овладения учащимися различных способов деятельности: исследовательской, проектной, практической, профессиональной;
- расширение возможностей социализации учащихся;
- предоставление мест для презентации творческих работ учащихся 9 классов, выполненных на курсах по выбору предпрофильной подготовки.
В профильные классы (группы) принимаются выпускники 9-х классов, на основании заявления (законных представителей), успешно сдавшие экзамены по программам основного общего образования, прошедшие конкурсный отбор, с учетом индивидуального портфолио учащихся (сертификаты курсов по выбору ППП, дипломы и грамоты подтверждающие участие в предметных олимпиадах и конкурсах различных уровней), независимо от их места жительства.
Преимущественным правом поступления в профильные классы (группы) пользуются:
- победители олимпиад по соответствующим профильным предметам городского, краевого, зонального, Российского уровня;
- выпускники, получившие аттестат особого образца за курс основной школы;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- выпускники 9-х классов имеющие более высокие оценки по профильному предмету (в аттестате за курс основной школы и по результатам экзамена МЭК).
Большое внимание уделяем психологическому сопровождению учащихся 9-х классов и работе с родителями. В течение учебного года проводятся анкетирования:
- учитель предметник «Независимая оценка учителями-предметниками образовательных возможностей и рекомендация возможных профилей обучения» (см. Приложение 1);
- ученик «Моя будущая профессия и необходимые для этого учебные предметы»; (см. Приложение 1);
- родители «О планируемом профессиональном выборе» (см. Приложение 2);
- психологический тест «Профи».
Все данные формируют индивидуальную карту «Образовательные возможности и потребности» (см. Приложение 3). Эта карта представляется на малом педагогическом совете и на переговорной площадке с родителями. Таким образом, к концу 9 класса уже сформирован ИУП (индивидуальный учебный план) для обучения в профильной школе третьей ступени.
Ежегодно при наборе в 10-е классы, в их состав наряду с учащимися нашей школы (60%) поступают и ученики пяти близлежащих школ (40%).
Все 100 учеников, на 1 сентября стали обучаться в группах профильного обучения, выбрав для изучения по два и более предмета профильного уровня. Составляются ИУП, индивидуальные расписания уроков.
Мониторинговые исследования общеучебных умений и навыков, коммуникативных компетенций показали недостаточный уровень готовности к обучению по профильным предметам у учащихся.
Ежегодно, уже на 1 ноября совершаются переходы учащихся на базовый уровень, а к 29 декабря опять наблюдается отток из профильных групп или смена профиля обучения у учащихся. Основной причиной считаем не готовность продолжать обучение в профильной школе и отсутствие опыта адаптации учащихся третьей ступени.
Проблема: неготовность учащихся обучаться в профильной школе.
Цель: разработка регламента психолого-педагогического сопровождения учащихся как средства преодоления разрыва между уровнем притязаний и реальными возможностями учеников.
Результат: 80% учащихся будут обучаться в профильных группах по выбранному в сентябре предмету.
Задачи. Разработать основные направления и формы профильной подготовки в школе на основе:
- анализа педагогического потенциала школы – ее кадровых, методических и материально-технических ресурсов;
- изучения образовательных запросов детей и родителей школы посредством анкетирования и собеседований;
- взаимодействия с другими образовательными учреждениями муниципальной образовательной сети для реализации образовательных запросов учеников на их базе.
Регламента психолого-педагогического сопровождения учащихся.
№ | Содержание деятельности | Результат | Критерии результата | Сроки | Исполнители | Ресурсы | Примечание |
1 | Исследование кадрового потенциала учителей для обеспечения преподавания профильных предметов. | Укомплектована профильная школа. | Да. | август | Директор.
Зам. директора. |
||
2 | Выявления резерва педагогов для преподавания в ПШ. | Составлен перспективный план подготовки учителей к работе в ПШ. | Составлен список педагогов. | август | |||
3 | Приведение в соответствие программно-методического обеспечения образовательного процесса профильных предметов. | Составлены рабочие программы учителями. | Собрана папка. | август | Зам. директора.
Учителя-предметники. |
||
Диагностика образовательного потенциала десятиклассников со 2 сентября по 30 сентября. | |||||||
Составить и провести тестирования для определения уровня знаний, необходимого для изучения предмета на профильном уровне. | Тесты. | Собраны данные об уровне обученности. | Учителя-предметники. | ||||
Мониторинг учащихся (уровень тревожности, климат в коллективе, социальный статус, утомляемость, соответствие ожиданий и реальности, успешность по профильным дисциплинам, корректировка профиля обучения). | Тесты. | Результаты исследования индивидуальных психологических особенностей ученика. | Педагог-психолог. | ||||
Тренинги и интерактивные игры. | Разработки. | Обеспечение психологической поддержки в кризисные периоды возрастного развития. | Педагог-психолог. | ||||
Продумать и провести классные часы, адаптационные и тренинговые занятия. | Общественные поручения, участие в проектах, конкурсах, дополнительном образовании, школьном досуге. | Классные руководители. | |||||
Переговорная площадка (ученик, учителя-предметники, родители). | Предъявлены результаты психологического и педагогического тестирования. | Классные руководители.
Педагог-психолог. |
|||||
Выявление мнения учащихся о распределении вариативного компонента учебного плана. | Предъявлен перечень элективных курсов. | Организовано консультирования школьников для определения оптимального выбора курсов профильной подготовки. | Зам. директора.
Классные руководители. Учителя-предметники. |
||||
Составление проекта-профиля. | Зам директора.
Руководитель ШМО. Педагог-психолог. |
||||||
Малый педсовет «Характеристика образовательных возможностей и потребностей учащихся 10-го класса». | Анализ динамики образовательных запросов учеников и их готовности к выбору профиля. | Классные руководители.
Педагог-психолог. Учителя-предметники |
|||||
Переговорная площадка: «Согласование ИУП с родителями». | Заключительные переговоры-состыковка желаемого и действительного. | Зам. директора.
Классные руководители. Педагог-психолог. |
|||||
Проектирование и утверждение учебного плана. | Зам. директора. | ||||||
Предъявление учебных планов родителям учащихся профильных классов. Подписание договора УО третьей ступени с родителями. | Утверждены УП. | Зам. директора. | |||||
Организовать построение системы сотрудничества между школами. | Проведение совместных методических совещаний и педагогических советов, конференций по вопросам технологий обучения внеклассных мероприятий и праздников обеспечит налаживание связей, возникновение межличностных контактов между детьми из разных школ, а оборудование комнаты психологической разгрузки поможет решить проблемы, связанные с адаптационными периодами учащихся. | В течение года. | Директор. |