Обобщающий урок по русскому языку "Путешествие по частям речи"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о частях речи.
2. Упражняться в составлении предложений из слов, составлении однокоренных слов.
3. Развивать у учащихся память, внимание, мышление, речь.
4. Воспитывать интерес к русскому языку, чувство взаимопомощи.

Оборудование: презентация урока.

Ход урока

Учитель. Сегодня у нас с вами не просто урок русского языка, а урок-путешествие по частям речи. Ребята, а кто может подсказать, что нужно для увлекательного путешествия? (Удобные вещи, спортивная обувь, еда... и т.д.)
Учитель. А для нашего путешествия по частям речи, как бы думаете, что необходимо? (Багаж знаний.)
Учитель. Молодцы. И так приготовились, собрались с мыслями и в путь. Остановка, от которой мы начинаем свое путешествие, называется «Разминка».
– Какое сегодня число? (Запись числа в тетради.) Ребята, скажите, пожалуйста, на какие две группы делятся части речи? (На самостоятельные и служебные.)
Учитель. Назовите самостоятельные части речи. (Имя существительное, имя прилагательное, глагол.)
Учитель. А теперь назовите служебные части речи. (Предлоги и местоимения.)
(На доске записано деформированное предложение.)
в, послышались, небе, перелетных, Высоко, птиц, крики
Задание: Составьте предложение из данных слов.
«Высоко в небе послышались крики перелетных птиц».
Учитель. Вот мы и добрались до следующей остановки, которая называется «Внимание».
Задание: Еще раз прочитайте это предложение и запомните его.
Письмо по памяти.
(Дети пишут предложение по памяти.)
Задание: Назовите, какие части речи вы встретили в этом предложении? (Наречие, предлог, существительное, глагол, прилагательное и существительное.)
Учитель. Ребята, каких частей речи здесь больше всех? (Существительных.)
Учитель. Следующая наша остановка называется «Имя существительное».
– Что такое имя существительное? (Существительное – это часть речи. Она отвечает на вопросы: Кто? Что? Обозначает предмет.)
Учитель. Ребята, что вы еще знаете об имени существительном? (Имя существительное изменяется по родам числам, падежам. У имени существительного есть три склонения:  к 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я. Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е. К 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.)
Учитель. «Крики» – просклоняйте это существительное по падежам.
Д.–И.п. – Кто? Что? – крики
Р.п. – Кого? Чего? – криков
Д.п. – Кому? Чему? – крикам
В.п. – Кого? Что? – крики
Т.п. – Кем? Чем? – криками
П.п. – О ком? О чем? – о криках
Учитель. Молодцы. А теперь найдите в этом предложении прилагательное. (Перелетных.)
Учитель. Вот мы добрались до очередной остановки, которая называется «Имя прилагательное».
– Что такое имя прилагательное? (Это часть речи. Она отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Обозначает признак предмета.)
Учитель. Что вы еще знаете об имени прилагательном? (Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. В предложении являются второстепенным членом предложения. Согласуются с существительным в роде, числе и падеже.)
Учитель. Молодцы. Движемся дальше. Следующая остановка называется «Преобразование». Ребята, образуйте от существительных: железо, молоко, дуб, снег – прилагательные в мужском роде и запишите их. (Железный (замок), молочный (коктейль), дубовый (лист), снежный (ком).)
Учитель. Ребята, вы любите загадки? А наша следующая остановка именно так и называется – «Загадки».
Дети делятся на 3 группы. Каждой группе дается определенное слово – существительное, по которому они должны составить больше прилагательных, которые описывают этот предмет. Первой группе слово – «цветок», второй – «лошадь», третьей – «день».
Дети. Цветок – красивый, душистый, большой, красный, маленький и т.д.
Лошадь – быстрая, большая, добрая, маленькая, молодая, старая и т.д.
День – светлый, зимний, солнечный, летний, дождливый, короткий и т.д.
Учитель. Найдите в этом предложении глагол. «Глагол» и будет нашей следующей остановкой.
– Что такое глагол? (Это часть речи, которая обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы: Что делал? Что делаю? Что буду делать? Изменяется по числам и родам. В предложении является сказуемым. Имеет 3 времени: прошедшее, настоящее и будущее. Также бывает неопределенной формы.)
Учитель. Ребята, у нас на пути есть одно препятствие, которое нам нужно преодолеть. И это препятствие называется «Замени высказывание одним словом». Подберите и запишите подходящий глагол, который объясняет каждое высказывание.
1) Очень сильно хотеть что-то. (Желать.)
2) Искриться, блестеть на солнце. (Сверкать.)
3) Хворать, быть нездоровым. (Болеть.)
4) Украсить, придать красивый вид. (Нарядить.)
Дети читают свои глаголы, которые записали.
Учитель. Ну вот мы и добрались до конечной остановки, которая называется «Знатоки». На этой остановке вам предстоит решить кроссворд.

1. В словосочетании «Тихая погода» прилагательное замените синонимом с приставкой без- (безветренная).
2. Запишите антоним к слову «до свидания». (Здравствуйте.)
3. Название какого животного мы вспоминаем, чтобы назвать задиру? (Петух.)
4. Заменить одним словом фразеологизм «Зарубить на носу». (Запомнить.)
5. Группа людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге. (Коллектив.)
Учитель. Молодцы. Вы быстро справились с этим заданием. Скажите, какое слово получилось по вертикали? (Терпение.)
Учитель. Какую пословицу о труде со словом «терпение» вы знаете? (Пословица: «Терпение и труд все перетрут».)
Учитель. Как вы понимаете эту пословицу?
Домашнее задание. Написать рассказ о труде ваших родителей.
Итог урока. Оценки.