Цели урока:
- Сформировать представления о реке и ее частях.
- Научить устанавливать причинно-следственные связи.
- Развить умение определять географическое положение объекта, показывать реки на географической карте.
Ведущие понятия: Река, речная долина, русло, пойма, терраса, исток, устье, речная система, водосборный бассейн, водораздел.
Оборудование: Карта полушарий, физическая карта России, атлас, компьютер.
Тип урока: изучение и закрепление новых знаний (комбинированный).
Логика учебного процесса: мотивация – актуализация опорных знаний – восприятие, осмысление, запоминание – проверка усвоения – закрепление – анализ.
План урока:
- Определение учебной задачи.
- Решение учебной задачи.
- Обобщение материала. Просмотр презентации.
1. Содержание урока.
Объявление темы урока. Тему урока узнаете, если угадаете шараду:
Я – часть тебя:
Ты ложку держишь мною,
Но стоит только букву заменить,
И стану я бурливою волною
Крутые берега, играя, мыть.
(Рука-река).
Обращаю внимание на таблицу Схема речной системы и макет равнинная река.
Ученики самостоятельно приходят к выводу и формируют определения: что такое река, речная долина, записывают в тетрадь.
Учитель делит на группы класс (игровой момент).
Ученики подходят к столу и берут по одной карточки четырех цветов – красный, синий, зеленый, голубой. На обратной стороне написан номер группы. Ученики выбирают командира группы. Командир группы получает карточку с заданием.
Группы получают задания на карточках, работают самостоятельно. На выполнение задания отводится 15 мин. На ответ у доски для каждой группы 3-5 мин. В карточках указаны стр. учебника и параграф, с которым должна работать группа. В заключение урока подводится итог. Просматривается презентация, учащиеся работают с проверочным материалом, закрепляют знания.
Задания для групп.
ГРУППА I. “РЕКИ И ПРИТОКИ”.
- Прочитать п. 30 п. 1.
- Дать определение понятиям: река, исток, устье, речная долина, речная система.
- Пользуясь атласом, определить исток рек: Нил, Инд, Припять. Устье: Волга. Ангара, Обь.
- Определить притоки (правые, левые) этих рек.
ГРУППА II. “БАССЕЙН И ВОДОРАЗДЕЛ РЕКИ”.
- Прочитать п. 30 п. 2.
- Дать определение понятиям: бассейн реки, водораздел.
- Определить водоразделом каких рек являются Уральские горы и Валдайская возвышенность?
ГРУППА III. “РЕКИ РАВНИННЫЕ И ГОРНЫЕ”.
- Прочитать п. 30 п. 3.
- Отчего зависит скорость реки?
- Какая река называется равнинная, какая горная? Приведи примеры и покажи на карте.
ГРУППА IV. “ПОРОГИ И ВОДОПАДЫ”.
- Прочитать п. 30 п. 4.
- Дай определение понятиям: пороги, водопады.
- Назови самый высокий водопад. Назови место его нахождение. Почему он так назван? Найдите на карте и покажите вдп. Анхель, Ниагарский, Виктория. В чем особенность Ниагарского водопада?
Первичная проверка учебного материала.
1. Игра “Угадай”. Учащиеся дают определение понятиям. Отгадывают загадки, показывают реки на карте.
2. Опрос по картинам.
На картину посмотрите
И скорее вы решите,
Где здесь горная река?
Где равнинная?
Объясните – почему?
Может быть, и я пойму.
Итог.
Домашнее задание.
Список литературы:
- Герасимов Т.П. Начальный курс географии. М., 2003.
- Яворовская И. Занимательная география. 2007.