Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс для учащихся 11-го класса посвящен одному из важнейших понятий математики. Понятия арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса вводятся в курс алгебры и начал анализа во время изучения учащимися простейших тригонометрических уравнений. При этом следует заметить, что практически все старшеклассники плохо знают, а тем более понимают, эти определения. Что же тогда говорить об обратных тригонометрических функциях?
В последнее время в материалах ЕГЭ и вступительных экзаменов в высшие учебные заведения, часто предлагаются задания по данной теме. Такие задачи вызывают затруднения у учащихся, так как практических заданий по этой теме в школьных учебниках мало.
Цель данного элективного курса – повысить математическую культуру учащихся в рамках школьной программы по математике, прояснить и дополнить школьный материал, связанный с обратными тригонометрическими функциями, представить его систематизацию и помочь старшеклассникам успешно сдать ЕГЭ по математике.
В курсе заложена возможность дифференцированного обучения, как путем использования задач различного уровня сложности, так и на основе различной степени самостоятельности осваивания нового материала. Следовательно, программа применима для самых различных групп школьников, в том числе не имеющих хорошей подготовки.
На изучение всего курса отводится 11 часов, по окончании предусмотрено зачетное мероприятие на 2 часа, а также возможны и другие формы комбинированной диагностики.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Форма контроля |
1. |
Определения арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса |
1 |
Математический диктант |
2. |
Функции у=arcsin x, y=arccos x их графики и свойства. |
1 |
Работа с таблицами с последующей взаимопроверкой |
3. |
Функции у=arcsin x, y=arccos x их графики и свойства. |
1 |
Самостоятельная работа обучающего характера |
4. |
Функции у=arcsin x, y=arccos x, их графики и свойства. |
1 |
Тест (различные уровни сложности) |
5. |
Функции у=arctg x, y=arcctg x, их графики и свойства. |
1 |
Самостоятельная работа обучающего характера |
6. |
Функции у=arctg x, y=arcctg x, их графики и свойства. |
1 |
Урок взаимопроверки |
7. |
Функции у=arctg x, y=arcctg x, их графики и свойства. |
1 |
Тест (различные уровни сложности) |
8. |
Обобщающий урок по теме: “Обратные тригонометрические функции, их графики и свойства” |
2 |
Практикум, работа в группах. Домашняя контрольная работа. |
9. |
Итоговый контроль |
2 |
Зачет (тест) |
Содержание
Тема 1. Определения арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса.
На первом занятии учащимся сообщается цель и значение данного курса. Определения арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса. Основное внимание здесь нужно уделить на идеально точное воспроизведение определений, так как даже самое маленькое отличие от “идеала” влечет за собой большие ошибки.
Темы 2-4. Функции у=arcsin x, y=arccos x их графики и свойства.
Свойства функций: область определения, область значений, непрерывность, четность и нечетность, возрастание и убывание, экстремумы, наибольшие и наименьшие значения, сохранение знака. Графики функций и их преобразование.
Темы 5-7. Функции у=arctg x, y=arcctg x, их графики и свойства.
Свойства функций: область определения, область значений, непрерывность, четность и нечетность, возрастание и убывание, экстремумы, наибольшие и наименьшие значения, сохранение знака. Графики функций и их преобразование.
Тема 8. Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики.
Решение различных заданий, связанных с понятием обратных тригонометрических функций, из вариантов ЕГЭ (группа В и С).
Тема 9. Итоговый контроль.
Итоговая диагностика может быть проведена в виде зачета, виде тестовых заданий, но обязательно дифференцированного характера.
Занятие 1. Определения арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса.
При решении тригонометрических уравнений простейших (кроме частных случаев) или более сложных неизменно приходишь к формулам корней, в которых есть несколько “магических” слов: арксинус, арккосинус, арктангенс или арккотангенс. Эти четыре слова почти для всех старшеклассников становятся “камнем преткновения”, большинство школьников (в том числе и те, кто потом блестяще сдают математику) не могут точно определить эти функции.
Итак, попробуем разобраться в этих запутанных определениях.
у=arcsin x: у – это число (а не угол!), причем у , такое, что sin у = х. Здесь нужно констатировать еще один факт: х [-1;1].
Продемонстрируем на задачах, как применяется это определение.
№1.
а) arcsin 1/2 =?
Решение: 1/2= х. Значит, мы должны найти такое число у, из отрезка , синус которого равен 1/2. Можно сделать вывод, что у=.
arcsin 1/2 = .
б) arcsin=?
Решение: Рассуждаем аналогично. = х. Значит, мы должны найти такое число у, из отрезка , синус которого равен . Можно сделать вывод, что у= .
arcsin= .
в) arcsin (-)=?
Решение: К этому моменту, почти все старшеклассники (особенно те, которые чуть слабее в знаниях), понимают, что ответ гораздо быстрее найти в учебнике, на первых страницах (есть там такие “замечательные” таблицы). И тут начинаются ошибки. Их надо сразу пресечь, четко повторяя, что у – число из отрезка . Для того чтобы найти это число у, можно воспользоваться такой формулой arcsin(-х)= - arcsin х.
Теперь, решение будет гораздо проще.
arcsin (-)= - arcsin = - .
y=arccos x: у – это число (а не угол!), причем у, такое, что cos у = х. Здесь нужно констатировать еще один факт: х [-1; 1].
у=arctg x: у – это число (а не угол!), причем у , такое, что tg у= х. Причем для х здесь ограничений нет.
y=arcctg x: у – это число (а не угол!), причем у , такое, что ctg у= х. Причем для х здесь ограничений нет.
№2.
а) arccos 1/2=?
Решение: 1/2=х. Значит, мы должны найти такое число у, из отрезка , косинус которого равен 1/2. Можно сделать вывод, что у=.
arccos 1/2= .
б) ) arccos=?
Решение: Рассуждаем аналогично. = х. Значит, мы должны найти такое число у, из отрезка, косинус которого равен . Можно сделать вывод, что у= .
arccos= .
в) arccos(-)=?
Решение: Для того чтобы школьники опять не воспользовались таблицами, следует сразу им дать формулу: arсcos(-х) = – arсcos х.
Для вычисления отрицательных значений арктангенса и арккотангенса применимы формулы: arctg(- x) = - arctg x
№ 3.
Вычислить:
а) arctg0
б) arсcos(-1/2)
в) arсctg(-1)
г) arcsin 1
д)
е) arcsin (-0,5)
ж)
№ 4.
Найти область допустимых значений переменной для выражений:
а) arcsin(1-х)
б) arсcos(2-х/2)
в) arcsin(2х+х2)
г) arctg (1-х2)
д)
№5.
Вычислить:
а) sin (arсcos (-1/4))
б) cos (arcctg(-2))
в) sin (2 arcsin 1/3)
г) tg (2 arcsin 1/3).
Решение: а) sin (arсcos (-1/4))=?
Пусть у= arсcos (-1/4). Значит, мы должны найти sin y.
По определению арккосинуса у – это число, из отрезка , косинус которого равен -1/4.
Итак, у= arсcos (-1/4), у, т.е. у может принадлежать I и II четвертям. При этом cos у = -1/4.
Теперь можно уточнить, у принадлежит II четверти, т.к. cos у<0. Используем формулу
sin2y + cos2y =1.
sin2y= 1 - cos2y
sin y = ±, т.к. у II ч., то sin y>0.
Значит, sin y= .
Ответ: sin y=.
№6.
Произведите указанные действия:
а) arcsin 3/5 + arcsin 12/13
б) arсcos 7/25 + arсcos 3/5
в) arсctg 5 - arсctg 4
г) arctg4 + arctg 5.
Решение:
Пусть arcsin 3/5 + arcsin 12/13= у, тогда cos у=cos(arcsin 3/5 + arcsin 12/13). Применим формулу косинус суммы и получим:
cos у= cos (arcsin 3/5) cos(arcsin 12/13) – sin(arcsin 3/5) sin(arcsin 12/13)
Вычисляя каждое выражение в отдельности, получим cos у= -16/65, значит у=arсcos(-16/65)
Ответы:
3. а) 0 б) в) г) д) е) ж) 0.
4. а) [ 0;2] б) [ 2;6] в) г) ж)
5. б) в) г) .
6. а) arсcos(-16/65) б) arсcos(-3/5) в) – arctg1/21 г) arсctg(-19/9)
Итогом этого занятия должен быть математический диктант с последующей проверкой. Проверка может осуществляться через проецирование с помощью оверхеда, ответы могут быть заранее готовы на дополнительных досках, а также к проверке можно привлечь и учащихся.
Занятия 2-4. Функции у=arcsin x, y=arccos x, их графики и свойства.
Данные занятия следует начинать с понятия обратная функция.
Определение. Пусть каждому значению у Е(f) соответствует только одно значение х D(f), для которого у= f (х). Указанное соответствие у>х задает функцию с областью определения Е(f) и областью значений D(f). Эту функцию называют обратной к функции f (х). Обозначив обратную функцию через g, имеем: если у= f (х), то х = g(у).
Примерами обратных функций могут служить показательная и логарифмическая функции. Для каждой из этих функций всегда можно найти обратную функцию. А вот для функции у=х2 есть обратная функция только при определенных условиях. При каких? (Монотонность функции. y=х2 имеет обратную ей только для х ). Каким свойством обладают графики взаимообратных функций? (Графики взаимно обратных функций симметричны относительно прямой у=х).
Используя эти определения и свойства, построим графики функций у=arcsin x, y=arccos x. Объяснение лучше проводить с помощью ИКТ.
Слайд 1.
С помощью средств анимации построение графика функции у= arcsin х будет выполнено пошагово и наглядно.
Аналогично поступаем и с функцией у= arccos x.
Слайд 2.
Далее необходимо напомнить учащимся о возможных преобразованиях графиков функций и выполнить с классом устную работу.
Устная работа.
- Установить соответствие между графиком и формулами.
- Для каждой из предложенных функций указать область определения и область значений.
- При каком значении а уравнения не имеют решений:
Слайд 3.
2. Указать для каждой из данных функции область определения и область значений.
3. Решить уравнения:
а) arccos x= 3х+ 3,15
б) arcsin х= (1/2)х + 1,58
№1.
Построить графики функций:
а) у=2 arccos (х+2) – 2
б) у= -0.5 arcsin (x-1) +1
в) y= | 3 arccos (х+1,5)- 5 |
Это задание может быть выполнено школьниками с помощью таблиц Эльконина–Давыдова с последующей взаимопроверкой. Таблица выглядит следующим образом.
№2.
Укажите все точки на оси Ох, являющиеся проекциями точек графика функции:
Текст задания поставит в тупик многих школьников. Смысл этого задания состоит в том, что процесс нахождения области определения функции совпадает с заданием в этом номере.
№3.
Решить уравнение:
Текст этого задания можно варьировать: найти нули функции, найти абсциссы точек пересечения графиков функций, определить значения х, при которых точки одного графика лежат на графике другой функции.
№4.
Найти область определения функции:
№5.
Найти область значений функции:
Текст этого задания можно сформулировать иначе: найти сумму наибольшего и наименьшего значений функции, указать число целых значений функции.
Ответы:
2.а) (0;1] б) в) (0;1]
3.а) 1 б) -1 в) 2
4. а) б) [0;1/2] в) [2;3)U(3;4]
5. а) [1;2] б) в) [0;25]
Задания для самостоятельной работы
1. Вычислить:
2. Найти область определения функции:
3. Найти сумму наибольшего и наименьшего значений функции:
4. Решить уравнение:
Занятия 5-7. Функции у=arctg x, y=arcctg x, их графики и свойства.
Объяснение материала рекомендую вести с помощью ИКТ, проводя сравнительный анализ между функциями у=tg x и у=arctg x, y=ctg x и y=arcctg x. С помощью средств анимации построение графиков функций будет выполнено пошагово и наглядно.
Слайд 4.
Слайд 5.
Далее необходимо напомнить учащимся о возможных преобразованиях графиков функций и выполнить с классом устную работу.
Устная работа.
1.Установить соответствие между графиком и формулами:
Слайд 6.
а) arctg x=cos x+ a
б) arcctg x - а = х.
№1.
Построить графики функций:
Это задание может быть выполнено школьниками с помощью таблиц Эльконина–Давыдова с последующей взаимопроверкой. Таблица выглядит следующим образом.
№ 2.
Решить уравнения:
Опыт показывает, что нередко ученик, “берясь” за решение уравнения (впрочем, как и неравенства), концентрирует свое внимание только на поиске преобразований, сводящих исходное уравнение к более простому, забывая при этом, что не каждое преобразование безобидно. Нужно помнить и о свойствах функций, их области определения и области значений. При решении приведенных выше уравнений необходимо обязательно найти ОДЗ.
№ 3.
Найти множество значений функции:
№ 4.
Решить неравенство:
Решение:
в)
Решение данного неравенства опирается на свойства функций y=sin x и y=arctg x . Введем функции y1=sin x-1999 и y2=2arctg x +.
Е(sin x) = [-1; 1], E(y1) =[-2000; -1998]. Это значит, что выражение sin x-1999 < 0 при любых значениях аргумента. Поэтому, выражение 2arctg x + должно принимать неотрицательные значения, т.е. 2arctg x + 0.
2arctg x - .
arctg x - .
Так как функция y2=2arctg x + возрастающая, то знак неравенства при дальнейшем решении сохраняется. То есть
Ответ: х.
№ 5.
При каких значениях а уравнение имеет единственный корень:
Ответы:
2. а) 1 б) 0; 2 в) 2; 3
3. а) [0; 2] б) [-1; 0] в) [-3; 0]
4. а) б)
5. а) б) в)
Задания для самостоятельной работы
№ 1.
Вычислить:
№ 2.
Найти множество значений функции:
№ 3.
Решить уравнение или неравенство:
Занятия 8-9. Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики.
Эти два занятия я рекомендую провести как практикум, заранее разделив класс на группы. В каждой группе должны быть учащиеся с разной математической подготовкой, тогда работа класса будет более плодотворной и результативной.
Приведу примерный вариант карточек для проведения этого практикума.
Карточка 1.
- Построить графики функций:
- Вычислить:
- Вычислить значения следующих выражений:
Карточка 2.
1.Найти область определения функции:
2. Найти множество значений функции:
3.Найти наименьшее значение функции:
Карточка 3.
- Решить уравнения:
- Найти сумму х0+у0, если (х0;у0) – решение системы
- Решить неравенства:
Карточка 4.
1.Сколько получится числовых промежутков, если из отрезка, определяемого множество значений функции , удалить все целые числа?
2. Для каждого значения параметра а решить неравенство .
Занятие 10-11. Зачет (тест)
В качестве зачетных заданий предлагаются задания из разделов “Задания для самостоятельной работы”. Школьникам заранее дать текст этих заданий, провести консультацию по возникшим вопросам.
См. презентацию.