СТРУКТУРА ПРОЕКТА:
1. Автор проекта
2. Название проекта
3. Краткая аннотация проекта
4. Направляющие вопросы: основополагающий вопрос, проблемные вопросы, учебные вопросы, вопросы исследовательской деятельности.
5. План проекта
6. Публикация учителя
7. Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся
8. Примеры ученических работ
9. Совместный результат работ проектных групп
10. Дидактические материалы
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА:
Данный проект составлен на основе программы Лазарева А.И. «Фольклор. Художественное самотворчество детей». Предназначен для учащихся 3 года обучения, но может использоваться во внеклассной работе при проведении народных праздников, мастер-классов для детей любого возраста. Главная цель данного урока – познакомить учащихся с мировоззрением древних славян, погружая их в мир народного искусства (на примере традиционных узоров русской вышивки). Описание полотенец, хранящихся в школьном этнографическом музее. Заранее предполагается посещение музея «Русская изба», знакомство с его экспонатами (рушниками). С этой целью можно также обратиться к электронному ресурсу «Музей «Русская изба»
НАПРАВЛЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ:
Основополагающий вопрос
1. О чем могут рассказать полотенца?
Проблемные вопросы учебной темы
1. История происхождения и развития искусства вышивания
2. Обрядовая роль полотенец в жизни человека.
3. Основные узоры русской вышивки. Их содержание и техническое исполнение
4. Традиционные сюжетные мотивы русской вышивки, календарное распределение сюжетов
Учебные вопросы:
Рефлекторная беседа, основанная на личном впечатлении и жизненном опыте участников проекта (после посещения этнографического музея школы №59 города Челябинска "Культура и быт народов Южного Урала" имени А.И.Лазарева):
1. Вы посетили школьный этнографический музей. Что вам больше всего запомнилось?
2. Что было развешено по периметру избы?
3. Зачем так много полотенец?
4. Где в вашей квартире находятся полотенца?
5. Развешаны ли они по всей квартире?
6. Какие они из себя, что собой представляют?
7. Для чего нужны вам полотенца? (использовать в быту)
8. Какие полотенца называются бытовыми?
Б ы т о в ы е полотенца – полотенца небольшого размера, предназначенные «для утирания лица или рук» (по словарю В.И. Даля), мытья полов и т.д. В своем словаре С.И. Ожегов так описывает слово «полотенце»: «…неширокий и удлиненный кусок ткани для вытирания чего-нибудь (ручное, кухонное). О малом размере полотенца для рук говорит пословица: «Одним рукотерником вытираться - на том свете разодраться».
Вероятно, утирками становились части старых негодных рушников, ведь в крестьянском быту старые тканые изделия никогда не выбрасывались, а изнашивались буквально в прах.
9. Попробуйте дать своим полотенцам другие названия, исходя из их роли в жизни человека, которую вы только что определили.
утирка, утиральник, ширинка, полотенце, рукотёрка, ручник- ветошка,
висящая при рукомойнике (по словарю В.И. Даля),
10. Сравнить ваши бытовые, домашние полотенца с теми, что представлены в музее:
а) По количеству в помещении;
б) По размеру?
в) Будете ли вы вытирать ими руки? (Нет!)
г) Почему? (Красивые, жалко и др…)
д) Чем ещё праздничные полотенца отличаются от бытовых? (Наличием
вышивки)
11. Что такое вышивка?
В ы ш и в к о й называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполняемыми нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.
12. Зачем украшают изделия вышивкой?
В ы ш и в к а – это не просто красиво. Научиться понимать язык узоров в русской вышивке – значит научиться понимать русского человека, разобраться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа.
«Познай свой народ – и ты станешь человеком!» (К.Ушинский)
13. Что украшают вышивкой?
Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода (скатерти, салфетки, дорожки, покрывала, рушники)
Вышивкой украшались в основном предметы, которые участвовали в семейных и коллективных обрядах, религиозных ритуалах.
Орнамент выполнял как эстетическую, так и жизнеобеспечивающую роль, служа магическим оберёгом.
14. Где сегодня можно встретить вещи, украшенные вышивкой?
В бабушкином сундуке, на выставках народного творчества, чаще – в МУЗЕЕ!
15. Хотели бы вы понимать язык вышивки? Что для этого нужно?
а) изучение литературных источников, содержащих знания об основах вышивания:
- о значении узоров в русской вышивке;
- о видах орнамента
- о видах и способах вышивания,
- о материалах для вышивания
- о разновидности швов для вышивания
б) изучение истории появления и развития вышивального искусства;
в) знание традиционных сюжетных мотивов русской вышивки;
г) сохранение традиций рукоделия: календарное распределение сюжетов.
Вопросы для исследовательской деятельности:
ГРУППА №1. ИСТОРИКИ. Это ваша группа, если вам интересно узнать:
1. Кто из ученых занимался исследованием традиционных узоров русской вышивки?
2. Когда и где зародилось искусство вышивания?
3. К какому веку относятся наиболее древние вышивки, дошедшие до наших времен?
4. Где была открыта одна из первых вышивальных школ в России?
5. Что способствовало разделению искусства вышивки на крестьянскую и городскую традиции?
6. Кто из мастеров живописи интересовался художественной вышивкой старинных русских полотенец?
ГРУППА№2. ИСКУСТВОВЕДЫ (1). Это ваша группа, если вам интересно узнать:
1. Почему рушник называется рушником (история происхождения слова)?
2. Какие представления древних славян легли в основу всех обрядовых действий с полотенцами?
3. Какое значение в обрядовой жизни людей играли полотенца?
а) роль полотенец в свадебной обрядности;
б) роль полотенец во внутреннем убранстве избы;
в) роль полотенец в семейных обрядах (родильных, крестильных, погребально-поминальных).
4. Каковы основные сюжеты полотняного календаря?
ГРУППА№3. ИСКУСТВОВЕДЫ (2). Это ваша группа, если вам интересно узнать:
1. Каким магическим свойством обладали вышитые вещи?
2. Какую тайну хранят традиционные узоры русской вышивки? Что они обозначают, объединенные в орнамент?
3. Какие узоры пришли к нам из глубокой древности и являются общими для всех народов, не зависимо от приемов исполнения, характера орнамента и др.?
4. Каковы основные виды орнамента (по мотивам, расположению и характеру композиции)?
5. Что общего и в чем различия между северной и среднерусской традициями вышивального искусства?
ГРУППА№4. ИСКУСТВОВЕДЫ (3). Это ваша группа, если вам интересно узнать:
1. Каковы традиционные сюжетные мотивы русской вышивки и связанные с ними легенды?
1) Каково происхождение ромбо-меандрового узора и его смысловая нагрузка?
2) Рожаницы и олени.
а) культ оленей
б) какова связь между культом оленей, образом Матери-Сырой Земли и образом женщины-роженицы?
в) как трансформировался образ Лосих-важенок?
г) каковы основные схемы русской вышивки, связанные с данным образом?
ГРУППА№5. ИСКУСТВОВЕДЫ (4). Это ваша группа, если вам интересно узнать:
1. Каково календарное распределение узоров русской вышивки
а) с какими образами в русской вышивке связаны осенние, зимние, весенние и летние обряды?
б) каковы особенности трехчастной композиции русских вышивок, относящихся к праздникам весны, лета и осени?
в) почему календарное приурочение сюжетов вышивки может быть произведено лишь условно?
ГРУППА№6. ТЕХНОЛОГИ. Это ваша группа, если вам интересно узнать:
1. Каковы основные виды, способы и приемы вышивания, секреты расположения узоров?
2. Какие швы традиционно используются в вышивке?
3. Какие существуют материалы для вышивания?
Примечание: По усмотрению учителя можно сформировать и другие группы. Например, дать ребятам задание найти загадки, сказки, считалки, песни и др., где встречается упоминание о вышивке…
ПЛАН ПРОЕКТА:
Перед началом работы над проектом:
Проведение вводной экскурсии в школьный этнографический музей "Культура и быт народов Южного Урала имени А.И. Лазарева. Как вариант - возможность "посещения" виртуального музея на своём персональном компьютере через электронный ресурс «Виртуальный музей культуры и быта народов Южного Урала» МОУ СОШ № 59 г. Челябинска, разработанный группой педагогов школы.
Этап I (1-й урок)
Формирующее оценивание и планирование: эвристическая беседа в ходе демонстрации вводной презентации учителя; обсуждение общего плана проекта, планирование работы над проектом в группах.
Этап II (2 недели = 2 урока)
Определение направления поиска, поиск информации в разных источниках (по группам). Критическое осмысление и анализ информации, выбор главного. Обмен полученной информацией между группами для оформления совместного продукта - описания полотенец, хранящихся в музее. Рефлексия. Подготовка информации для использования в продуктах (презентациях, публикациях, рефератах, вики - статьях).
Этап III. (2 недели =2 урока)
Создание презентаций, публикаций, рефератов, вики - статей. Самооценивание совместной работы в проекте.
Этап IV. (1 неделя = 1 урок*)
Экскурсия в музее на тему проекта "Традиционные узоры русской вышивки" для учащихся младших классов.
* Один урок- это условно, потому что экскурсия по теме данного исследования может быть проведена неоднократно и не только для учащихся и воспитанников школы, но и для любых возрастных и профессиональных категорий людей (для родителей, учителей, на краеведческих семинарах педагогов и просто для всех желающих).
ПУБЛИКАЦИЯ УЧИТЕЛЯ: "Традиционные узоры русской вышивки"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ: "Традиционные узоры русской вышивки"
ПРИМЕРЫ УЧЕНИЧЕСКИХ РАБОТ:
<Приложение3>
<Приложение4>
<Приложение5>
<Приложение6>
<Приложение7>
Примечание: найти информацию для выполнения работ группой технологов не составляет труда. Существует обилие книг по рукоделию. Прекрасные иллюстрированные материалы о видах, способах и приёмах вышивания, секретах расположения узоров можно найти в Интернете, в частности на сайте www.devchatam.ru
Практическое задание для группы может заключаться в выполнении её участниками самостоятельных образцов вышивки в любой технике. Эта работа не исключает выполнения общего практического задания для всех групп - описания музейных полотенец, хранящихся в этнографическом музее школы на основе изученных материалов.
СОВМЕСТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТ ПРОЕКТНЫХ ГРУПП:
Данный результат характеризуется достижением практической цели: описания музейных полотенец. Объединив знания, полученные проектными группами в процессе поиска материала через литературные источники, Интернет и др, учащиеся пробуют описать имеющиеся в школьном музее экспонаты.
Примеры описания музейных полотенец.
1. Описание полотенца с ромбо-меандровым узором.
Особый интерес в нашем музее представляет полотенце с РОМБО-МЕАНДРОВЫМ УЗОРОМ.
Проанализировав информацию, полученную из дополнительных источников и сравнив её с реальным экспонатом, пришли к выводу, что узор, исполненный на данном полотенце, относится к эпохе палеолита. Это длинное полотенце из домотканного холста, в котором за основу взят ромбовый узор с наклонными отрезками, напоминающими букву «г».
Вышивка на концах полотенца выполнена по поверхности ткани. Использовании счётный шов «набор». Он похож на ткачество, им выполняют геометрические узоры, заполняя фигуры ровными одинаковыми горизонтальными стежками Прямые стежки шва полностью заполняют контур узора, создаваядополнительную плоскость с выпуклой, зернистой фактурой. Вышивка, выполнена односторонним шитьём.
Следует отметить, что данный орнамент, называемый еще ковровым (сочетание ромбов, ромбического меандра и серии параллельно идущих зигзаговых линий) или ромбо- меандровым - один из самых древних.
Он появился еще во времена существования охоты на мамонтов. В настоящее время в своем многообразии он встречается у всех народов мира.
Секрет этого узора не в том, что ромб легко изобразить. Ромб появился в искусстве как сознательное повторение рисунка, образующегося на срезе мамонтовой кости. Различный угол среза мамонтова бивня давал разные варианты ромбического «орнамента» на самой кости.
Так как мамонт, мощное, сильное животное, считался главным источником пищи, а значит и источником благоденствия, то ромбический узор, принадлежащий мамонту, сам становился магическим символом удачи и блага, успешной охоты и сытости, обилия и плодовитости.
Позже, с переходом к земледелию, ромбо-меандровый орнамент применялся как магический общий фон на ритуальных предметах, и как отдельный знак земного растительного плодородия. Ромб оброс по углам отростками (ромб с крючками) в чем сказалось его новое земледельческое значение [5, стр. 91-92].
Отталкиваясь от вышесказанного и опираясь на опыт исследования других групп, мы можем предположить, что функции данного полотенца универсальны. Оно Могло быть вышито к любому событию из жизни как отдельно взятой семьи, так и целой деревни (обыденное полотенце – оберег). Можно предположить, что, как символ растительного плодородия, оно вышивалось к праздникам, связанным с посевом и сбором урожая (Первая пахота и весенний сев или Егорьев день (6 мая), Духов день – земля именинница (понедельник после Троицы), все три Спаса (Медовый, яблочный, ореховый – 14, 19,29 августа), Семена-летопроводца (14 сентября). Могло выступать в роли куткового полотенца для украшения красного угла.
2. Опираясь на выше полученные знания обратим свой взор на данное музейное полотенце. Чтобы понять какую тайну оно хранит, нужно быть очень внимательными.
Длинное свадебное полотенце из домашнего отбеленного холста украшено традиционной сюжетной вышивкой, выполненной швом «Крестик». Эта композиция с изображением в центре в виде растительного орнамента женской фигуры (рожаницы с цветком вместо головы), в нижнюю часть этой фигуры вписано женское изображение меньшего размера (мать и дочь). В центре же композиции находится символ богатства и благополучия – чаша изобилия. Ветки (корни), опущенные вниз из чащи, обозначают связь с предками, закономерное продолжение рода, идею вечного продолжения жизни, неразрывную связь небесных, земных и водных стихий.
Знаком богатства являются кисти, расположенные в нижней части полотенца, но в сочетании с изображением человеческих фигур небольшого размера, находящихся между кистями, и с учетом ромбового узора со всех сторон окруженного крестами (солнечные знаки) – это пожелание счастья и богатства, которое – не в деньгах, которое – в детях.
Растительный орнамент по краям полотенца – символ красоты и молодости. А венец в верхней части полотенца с двумя голубками - отражение факта заключения союза между молодыми, совершенного на небесах, пожелание счастья, богатства и благополучия.
(Данное полотенце также можно рассмотреть на закладке «Красный угол» электронного ресурса «Виртуальный музей «Русская изба»)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Литература к уроку-проекту:
1. Брылкина Н. Русская народная вышивка (счетные швы: роспись, счетная гладь, крест; орловский спис, тамбур; гладь, владимирские швы). - Челябинск, 1995.
2. Лазарев А.И. Народоведение: Учебник для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. – Челябинск: Ю-У. кн. изд.-во, 2000.
3. Лазарев А.И. Народоведение: о русском народе, его обычаях и художественном творчестве. В 3-х Т. – Челябинск: Юж.-Урал. Кн. Изд-во, 1997.
4. Панкеев И. Полная энциклопедия быта русского народа. В 2-х Т.- Т.1-2. – М.: Олма-Пресс, 1998.
5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1994.
6. Рукоделие/ сост. Малеванная Н.В. – Ижевск: Удмуртское РИО «Алфавит», 1993. – С.2-32
7. Материалы Интернета.