Исполнители вокруг нас. Работа с исполнителем "Кузнечик"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • проверка качества усвоения учебного материала по теме "Алгоритмы и исполнители";
  • изучение характеристик исполнителей;
  • практическое закрепление пройденного материала при работе с конкретным исполнителем.

Задачи урока:

  • обучающие - систематизация представления об исполнителях, развитие навыков составления алгоритмов для формального исполнителя;
  • развивающие - развитие логического мышления, внимания;
  • воспитательные - воспитание самостоятельности, аккуратности, трудолюбия и ответственности при выполнении задания.

Тип урока: комбинированный, с практической работой на компьютере.

Вид урока: обычный, продолжительность 45 минут, при обычном распределении учащихся по группам.

Форма проведения урока: беседа + практическая работа.

Возраст учащихся: VI класс.

Оборудование и дидактический материал:

  • персональные компьютеры с установленным на них flash-плеером и flash-роликом Приложение1.swf;
  • видеопроектор с экраном;
  • индивидуальные карточки с заданиями.

План урока.

  1. Проверка качества усвоения учебного материала прошлого урока.
  2. Систематизация понятия "исполнитель".
  3. Знакомство с новым исполнителем.
  4. Объяснение порядка выполнения практической работы.
  5. Выполнение практической работы на компьютере.
  6. Подведение итогов работы.

Ход урока

Проверка качества усвоения учебного материала прошлого урока.

Учитель: Ребята! На прошлом уроке мы познакомились с понятием, с которым постоянно сталкиваемся в жизни при решении различных задач.

Совершенно верно. Это алгоритм. Как мы определим это понятие? (Высказываются различные формулировки определения алгоритма как последовательности шагов для достижения требуемого результата). Учителем подчеркивается, что эта последовательность шагов обязательно конечная, отталкивается от исходных данных и имеет строго определенный порядок.

Проверяется домашнее задание, выполненное в рабочей тетради [2] (№ 1-4 - стр. 75-76).

Кто является исполнителем алгоритмов для решения задач из вашего домашнего задания? Правильно, в задании 1 исполнителем может быть каждый из вас, а в задании 4 это сказочные герои.

Систематизация понятия "исполнитель".

А кто вообще может быть исполнителем? (Называются примеры исполнителей: человек, животное, заводная игрушка, компьютер:).

Верно. Исполнитель алгоритма - это живое существо или техническое устройство, способное выполнить действия, предписываемые алгоритмом. Приводятся примеры исполнителей, способных выполнить те или иные задачи.

Но все ли исполнители одинаковы? Действительно, человек и животные отличаются от всех остальных исполнителей тем, что могут понимать команды, поданные по-разному, одни и те же команды выполнять по-разному, а могут и вовсе отказаться выполнять команду. В то же время компьютер, другие технические устройства выполняют заданную им последовательность команд строго в соответствии с предписанием, не вникая в смысл выполняемых действий. Такие исполнители являются бездумными автоматами, или формальными исполнителями, в отличие от неформальных исполнителей, которые по своему уразумению могут вносить какие-то изменения в алгоритм.

Среди автоматических устройств наиболее совершенными исполнителями являются роботы. Самый впечатляющий пример исполнителя - компьютер. Его отличительная черта - универсальность. Эти формальные исполнители способны освободить человека от решения множества тяжелых и трудоемких задач, различной рутинной деятельности.

Разработка алгоритмов для технических устройств - это трудоемкая задача, на решение которой способен только человек. Она требует от человека глубоких знаний и больших затрат времени.

Как создать алгоритм для конкретного исполнителя?

Для этого нужно знать, какие команды понимает и умеет выполнять исполнитель, то есть знать его СКИ (систему команд исполнителя). Исполнитель формально выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ.

Знакомство с новым исполнителем.

Сегодня вы познакомитесь с учебным исполнителем "Кузнечик" и научитесь составлять алгоритмы для этого исполнителя. Чтобы не упустить важных характеристик исполнителя, знакомство с ним проведем по следующей схеме:

Среда обитания исполнителя (на экране проецируется слайд1 из flash-ролика Приложение1.swf, см. рис.1).

Рисунок 1

Мы видим что он обитает над числовой осью, над каждым делением которой расположена буква.

СКИ исполнителя (на экран проецируется слайд 1 из flash-ролика Приложение1.swf с нажатой кнопкой СКИ, см. рис.2).

Рисунок 2

Мы видим, что СКИ Кузнечика состоит из двух команд, позволяющих Кузнечику прыгать на указанное число единиц влево и вправо. При этом он запоминает буквы, над которыми оказался, и составляет из них слова.

Отказы - случаи, когда Кузнечик не выполняет заданную команду.

(проецируется слайд 3 из flash-ролика Приложение1.swf с сообщением, когда Кузнечик не может выполнить заданную команду, входящую в состав его СКИ, см. рис.3).

Рисунок 3

Это сообщение появилось после ввода команды "-10", при выполнении которой Кузнечик оказывается за пределами своей среды обитания - числовой оси.

(проецируется слайд 3 из flash-ролика Приложение1.swf с сообщением, когда Кузнечик не может выполнить заданную команду, так как она не входит в состав его СКИ, см. рис.4).

Рисунок 4

Объяснение порядка выполнения практической работы.

При правильном вводе команд с помощью исполнителя Кузнечик можно собрать заданное слово: (на экране проецируется последовательность слайдов из flash-ролика Приложение1.swf по составлению заданного слова, пример результата выполнения алгоритма на рис.5).

Рисунок 5

Учащимся раздаются индивидуальные карточки с заданиями (Приложение 2) и предлагается загрузить flash-ролик Приложение1.swf , расположенный на Рабочем Столе компьютеров учащихся. Результаты выполнения задания - алгоритмы по составлению заданных слов - рекомендуется записать в тетрадь под заголовком "Практическая работа с исполнителем Кузнечик".

Выполнение практической работы на компьютере.

Учащиеся садятся за компьютеры и выполняют задания по индивидуальным карточкам. Учитель контролирует выполнение задания и при необходимости отвечает на вопросы.

Подведение итогов работы.

Учитель: Ребята! Сегодня вы познакомились с учебным исполнителем Кузнечик и успешно выполнили задание - научились составлять алгоритмы с использованием команд, входящих в СКИ Кузнечика. И хотя этот набор команд невелик, вам потребовались аккуратность и внимание при выполнении работы. Эти качества обязательно понадобятся вам в дальнейшем при составлении других, более сложных алгоритмов.

Задание на дом: параграф 3.2 учебника [2], задания №№15, 16 на стр.84-86 рабочей тетради [3].

Учебная и методическая литература.

  1. Босова Л. Л. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 6 класса.-2-е изд.-М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  3. Босова Л. Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса.-М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.