Изменения в системе образования, последовательно проводимые в нашей стране, привели к значительному росту роли тестовых технологий. Сегодня тесты рассматриваются как один из основных инструментов контроля качества образования.
Тесты как специальный инструмент оценивания и контроля появились более века назад. Они нашли широкое применение в психологии, педагогике и других областях научного знания. Это обусловлено тем, что тесты позволяют с достаточной степенью объективности и достоверности выявить наличие подлежащих контролю характеристик, а также оценить уровень их сформированности. Важным аргументом в пользу тестов является наличие теоретически обоснованных и апробированных на практике методик обработки результатов тестирования. В течение многих десятилетий тесты активно применяются в мировой педагогической практике. К сегодняшнему дню имеется весьма широкий спектр разноплановых исследований, посвященных проблеме педагогического тестирования. Среди них фундаментальные исследования В. С. Аванесова, Т. А. Ильиной, А. Н. Майорова, М. Б. Челышковой и др. Анализ теоретических источников по проблеме тестирования позволил выявить следующие общие тенденции:
- возрастает роль тестирования, централизованно осуществляемого в образовательном пространстве нашей страны;
- использование тестов в учебном процессе приобретает все большие масштабы и в локальном плане;
- возрастает количество публикаций, посвященных тестированию как формы контроля.
Тем не менее, приходится констатировать, что:
- В существующих исследованиях тестирование рассматривается преимущественно как форма контроля знаний, умений, приобретенных учащимися в результате обучения;
- Применяемые тесты не позволяют достоверно выявить, как именно был получен ответ тестируемым;
- Существующие методы построения тестов, как правило, не технологичны.
Критическое отношение к тестированию по указанным позициям привело к изучению тестовых методов, направленных на оценку процесса обучения.
На сегодняшней день научная база для создания и применения тестов в основном разработана: В. С. Аванесов;В. П. Беспалько; К. М. Гуревич; К. А. Краснянская; А. Н. Майоров; Д. М. Матрос; В. И. Нардюжев и др.
Базовая модель тестовой технологии.
Изменения в сфере образования, произошедшие за последнее время (введение ЕГЭ, ГИА), привели к противоречию между наличием разработанной теории и методике использования тестов в оценке качества знаний и их эффективным применением в практике преподавания. Поэтому приведена модель тестовой технологии, в которой выделено четыре этапа (см. таблицу):
Поисковый.
На данном этапе определяется состояние знаний учащихся с применением тестовых измерителей. Используем диагностирующий тест, который выявляет исходный уровень подготовки школьников, он содержит как легкие, так и трудные задания.
Помимо основной диагностирующей функции тест помогает актуализировать знания обучающихся.
Учащиеся, написавшие плохо тест получают индивидуальную консультацию у учителя (ИКУ), либо сотрудничество с более "умными" сотоварищами.
Таким образом, замерив, базовый уровень обучающихся, учитель может наблюдать за развитием каждого ребенка, вносить элементы индивидуализации в учебный процесс. Все данные вносятся в диагностическую карту каждого ученика, класса (см. приложение 1)
Моделирующий.
Разрабатывается алгоритм обучающего цикла (т.е чему обучать? и как обучать?) На этом этапе - текущий контроль ( тематические тесты - тренинги). Тематических тестов должно быть оптимально, так как недостаточное количество тематических тестов для текущего контроля знаний учащихся негативно отражается на обучении, препятствуя его индивидуализации в условия массового учебного процесса, и переизбыток тестов ведет снижению эффективности обучения (шаблонность выполнения заданий).
На этом этапе учитель определяет прогресс достигнутого в обучении. Уровень усвоения темы или раздела, выявляются ошибки, допускаемые учащимися и их причины.
(учащиеся получают ИКУ)
Формирующий.
Используется контрольный (итоговый) тест, который можно назвать тестом школьных достижений.
Оценочный.
Проводится анализ полученных результатов тестирования.
Определяется индивидуальный уровень обученности учащихся.
Авторы: Исследования, посвященные педагогическому тестированию: В. С. Аванесов; Т. А. Ильина; А. Н. Майоров; М. Б. Челышникова. Научная база для создания и применения тестов разработана: В. С. Аванесов; В. П. Беспалько; К. М. Гуревич; К. А. Краснянская; А. Н. Майоров; Д. М. Матрос; В. И. Нардюжев и др. Литература: Аванесов В. Композиция тестовых заданий. -М.: Центр тестирования, 3 изд. 2002-239с. Костюк Г. С. Избранные психологические труды. - М.:1998-73с. Войтов А. Г. Формы и форма тестовых заданий.// педагогические измерения, №2, 2005г. 25-34с. Кларин Н. В. Инновации в обучении.-М.: Наука. 1997. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.-М.: Народное образование, 1998. |
Этапы: I. Поисковый На данном этапе определяется состояние знаний учащихся с применением тестовых измерителей. Проводиться диагностика знаний, актуализация знаний. II. Моделирующий Разрабатывается алгоритм обучающего цикла и концепция тестового контроля. Обучающий цикл должен обеспечивать последовательную ориентацию обучения на намеченные цели. На этом этапе учитель определяет прогресс достигнутого в обучении. Уровень усвоения темы или раздела, выявляются ошибки, допускаемые учащимися и их причины. III. Формирующий Тестовые измерители используются для определения уровня обученности и способствуют достижению целей обучения учащихся. IV. Оценочный Анализ полученных результатов тестирования. Ожидаемые результаты применения тестовой технологии: Повышение эффективности образовательного процесса Повышение качества знаний и умений обучающихся. |
Виды контроля: Предупредительный. Текущий. Итоговый. Виды теста: 1.Диагностирующий (установочный). 2.Тематический (формирующий). 3.Контрольный (итоговый). Виды заданий: С выбором одного правильного ответа. С выбором более одного ответа. На установление соответствия. На установление правильной последовательности. На дополнения с кратким ответом. На дополнения с развернутым ответом. Принцип обучения: Дифференцированный подход к учащимся на индивидуальном уровне. |
При такой технологии использования тестов решается проблема повышения качества математических знаний и умений учащихся путем объективного непрерывного диагностирования знаний обучающихся, позволяющего проводить своевременную корректировку. На каждом этапе ведется непрерывная диагностика знаний ученика, что позволяет учителю четко видеть недостатки и ошибки обучающихся. Возможность отслеживать и корректировать знания обучающихся.
Успех учебного процесса становиться возможным и реальным, если обучение дифференцированно, а не нацелено, с одной стороны, на не осуществимую пока индивидуализацию, а с другой - на работу с пресловутым "средним учеником"
Так как экзамены по русскому языку и математике являются обязательными для всех выпускников, то результаты ЕГЭ и ГИА можно рассматривать как информационную основу для организации многоуровневого мониторинга. Независимая система оценивания, осуществляемая в рамках ЕГЭ и ГИА, является мощным воспитывающим средством, отсюда воспитывающая функция мониторинга: воспитание потребностей в труде, потребности в приобретении новых знаний и творческой деятельности.
Дифференцированные задания. Алгебра 9 класс
№ | Темы контроля | Задания базового уровня | Литература | Задания повышенного уровня | Литература | Тематический тест (задания ГИА) | Литература |
1 | Функция. Свойства функции. | 1)С-1, №1 2)С-3, №1.2(1а,2а,3абв),3 3)С-4. №1, 3(1а,2ав,3) |
[2] [2] [2] |
1)кусочно-заданные функции: С-3, №6,8; С-4 №5. |
[2] | 1) Базовый уровень с.46. №1-15(В-1(а), В-2(б))
2) Повышенный уровень с.71. №1-10(В-1(а), В-2(б)) |
[1]
[1] |
2. | Квадратный трехчлен и его корни. | 1)С-5,№1(1), 2(1) 2)С-6, №1(1), 3(1а, 2аб), 4(1) |
[2] [2] |
1) с. 54, № 33-39, 46-48,54,60,61,67,70,71 | [4] | ||
3. | Квадратичная функция и ее свойства. | 1)С-7, №3 2)С-8, №3 3)С-9, №2 |
[2] [2] [2] |
1)кусочно-заданные функции: С-7, №4. 2)С-7, №6 3)С-8, №5 4)С-9, №4,5,6 |
[2] [2] [2] [2] |
||
4. | Неравенства с одной переменной (неравенства 2-ой степени) | 1)С-16, №2 2)С-17, №1(бг), 2(1в, 2б), 3(1б, 2) |
[2] [2] |
1)С-16, №5,7 2)С-17, №5(б) 3)системы неравенств: С-18, №2,4,6 4)с параметром: с 190, № 1-56 |
[2] [2] [2]
[4] |
1) Базовый уровень:с.34. №1-12(В-1(а),
В-2(б))
2) Повышенный уровень:с.67. №1-10(В-1(а), В-2(б)) |
[1]
[1] |
5. | Неравенства и системы неравенств. | 1)с двумя переменными:С-23, №3; С-24, №2 2) с одной переменной: Т-11,12(часть 1) |
[2]
[3] |
1)с двумя переменнымиС-23, №4; С-24, №3,4 2) с одной переменной: Т-11, Т-12 (часть 2) |
[2] [3] |
||
6 | Уравнения с одной переменной | 1)С-12, №3(1) 2)С-14, №1(1а,2а),№2(а)№3(а) 3)С-15, №3 4)текстовые задачи: с. 159, №1-23 |
[2] [2] [2] [4] |
1) с модулем: с177,№1-58 2)с параметром: С-13,№7, 10 3)текстовые задачи: с.162 № 24-59. |
[4] [2] [4] |
1) Базовый уровень с.27, № 1-15(В-1(а), В-2(б)) 2) Повышенный уровень с.61 №1-14 (В-1(а), В-2(б)) |
[1]
[1] |
7 | Системы уравнений с двумя переменными | 1)графический метод:С-19, №3, С-20, №3,4 2)С-21, №3(1, 2а, 3а) 3)текстовые задачи: С-22, №1,2,3 |
[2] [2] [2] |
1)графический метод: С-19, №4: С-20, №6. 2)С-21, №5, 7. 3)текстовые задачи: С-22, №4,5,6,7 |
[2]
[2] [2] |
||
8 | Арифметическая прогрессия | 1)С-25, №2, 3(бгде), 4, 5 2) С-26, №1, 2бг,3б, 4, 5, 6 3) С-27, №2 бг, 4б, 5б, 6 |
[2] [2] [2] |
1)С-25, № 7 2)С-26, №7,8, 9 3)С-27, №7, 8, 9, 10 |
[2] [2] [2] |
1)Базовый уровень: с.39, №1 - 10(В-1(а),
В - 2(б)) 2) Повышенный уровень: с.75, № 1 - 10 (В-1(а), В - 2(б)) |
[1] [1] |
9 | Геометрическая прогрессия | 1)С-28, №1, 2 бг, 3 бг, 4. 5, 6 2) С-29, №1бг,2бг,3бг, 4, 5 |
[2] [2] |
1)С-28, № 7, 8, 9 2) С-29, № 6, 7, 8 |
[2] [2] |
||
10 | Корень n-й степени. Свойства степени с целым показателем | 1)Т-5, Т-6, Т-7, Т-14 (часть 1) 2)С-11, № 1-5 |
[3] [2] |
1) Т-5, Т-6, Т-7, Т-14 (часть 2) 2)С-11, №6-8 |
[3] [2] |
1)Базовый уровень: с.10, №1 - 14, с.16,
№1-20; с21 №1-15(В-1(а), В - 2(б)) 2) Повышенный уровень: с.57, № 1 - 12 ,В-1(а), В - 2(б)) |
[1] [1] |
11 | Числа. Преобразования выражений. | 1)c.18 № 1-16 2)с.22, №1-34 3)с.51, №1-32 |
[4] [4] [4] |
1)с.19, № 17-50 2)с.54, №33-71 |
[4] [4] |
||
12 | Комбинаторика, элементы теории вероятностей и статистики | 1)С-30, № 1-5 2)С-21, №1-4 3)С-22, №1-3 |
[2] [2] [2] |
1)С-30, №6-8 2)С-21, №5-7 3)С-32, №4-7 |
[2] [2] [2] |
Тест-15 | [3] |
Литература
- Кузнецова Л. В. ГИА 2009. Алгебра: тематические тренировочные задания: 9 класс. - М.: Эксмо, 2009. - 128. - (Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме): 9 класс).
- Макарычев Ю. Н. Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс. - М.: Просвещение, 2009. - 96 с.
- Глазков Ю. А. Алгебра. 8 класс. Тематические тестовые задания к итоговой аттестации.- М.: издательство "Экзамен", 2010.- 109.(Серия "ЕГЭ. 8 кл. Типовые тестовые задания").
- Кочагина М Н. ГИА 2009. Математика: Сборник заданий: 9 класс. - М.: Эксмо, 2009. - 240с. - (Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс.