Использование тестовой технологии в преподавании математики

Разделы: Математика


Изменения в системе образования, последовательно проводимые в нашей стране, привели к значительному росту роли тестовых технологий. Сегодня тесты рассматриваются как один из основных инструментов контроля качества образования.

Тесты как специальный инструмент оценивания и контроля появились более века назад. Они нашли широкое применение в психологии, педагогике и других областях научного знания. Это обусловлено тем, что тесты позволяют с достаточной степенью объективности и достоверности выявить наличие подлежащих контролю характеристик, а также оценить уровень их сформированности. Важным аргументом в пользу тестов является наличие теоретически обоснованных и апробированных на практике методик обработки результатов тестирования. В течение многих десятилетий тесты активно применяются в мировой педагогической практике. К сегодняшнему дню имеется весьма широкий спектр разноплановых исследований, посвященных проблеме педагогического тестирования. Среди них фундаментальные исследования В. С. Аванесова, Т. А. Ильиной, А. Н. Майорова, М. Б. Челышковой и др. Анализ теоретических источников по проблеме тестирования позволил выявить следующие общие тенденции:

- возрастает роль тестирования, централизованно осуществляемого в образовательном пространстве нашей страны;

- использование тестов в учебном процессе приобретает все большие масштабы и в локальном плане;

- возрастает количество публикаций, посвященных тестированию как формы контроля.

Тем не менее, приходится констатировать, что:

  • В существующих исследованиях тестирование рассматривается преимущественно как форма контроля знаний, умений, приобретенных учащимися в результате обучения;
  • Применяемые тесты не позволяют достоверно выявить, как именно был получен ответ тестируемым;
  • Существующие методы построения тестов, как правило, не технологичны.

Критическое отношение к тестированию по указанным позициям привело к изучению тестовых методов, направленных на оценку процесса обучения.

На сегодняшней день научная база для создания и применения тестов в основном разработана: В. С. Аванесов;В. П. Беспалько; К. М. Гуревич; К. А. Краснянская; А. Н. Майоров; Д. М. Матрос; В. И. Нардюжев и др.

Базовая модель тестовой технологии.

Изменения в сфере образования, произошедшие за последнее время (введение ЕГЭ, ГИА), привели к противоречию между наличием разработанной теории и методике использования тестов в оценке качества знаний и их эффективным применением в практике преподавания. Поэтому приведена модель тестовой технологии, в которой выделено четыре этапа (см. таблицу):

Поисковый.

На данном этапе определяется состояние знаний учащихся с применением тестовых измерителей. Используем диагностирующий тест, который выявляет исходный уровень подготовки школьников, он содержит как легкие, так и трудные задания.

Помимо основной диагностирующей функции тест помогает актуализировать знания обучающихся.

Учащиеся, написавшие плохо тест получают индивидуальную консультацию у учителя (ИКУ), либо сотрудничество с более "умными" сотоварищами.

Таким образом, замерив, базовый уровень обучающихся, учитель может наблюдать за развитием каждого ребенка, вносить элементы индивидуализации в учебный процесс. Все данные вносятся в диагностическую карту каждого ученика, класса (см. приложение 1)

Моделирующий.

Разрабатывается алгоритм обучающего цикла (т.е чему обучать? и как обучать?) На этом этапе - текущий контроль ( тематические тесты - тренинги). Тематических тестов должно быть оптимально, так как недостаточное количество тематических тестов для текущего контроля знаний учащихся негативно отражается на обучении, препятствуя его индивидуализации в условия массового учебного процесса, и переизбыток тестов ведет снижению эффективности обучения (шаблонность выполнения заданий).

На этом этапе учитель определяет прогресс достигнутого в обучении. Уровень усвоения темы или раздела, выявляются ошибки, допускаемые учащимися и их причины.

(учащиеся получают ИКУ)

Формирующий.

Используется контрольный (итоговый) тест, который можно назвать тестом школьных достижений.

Оценочный.

Проводится анализ полученных результатов тестирования.

Определяется индивидуальный уровень обученности учащихся.

Авторы:

Исследования, посвященные педагогическому тестированию:

В. С. Аванесов; Т. А. Ильина;

А. Н. Майоров; М. Б. Челышникова.

Научная база для создания и применения тестов разработана: В. С. Аванесов;

В. П. Беспалько; К. М. Гуревич;

К. А. Краснянская; А. Н. Майоров;

Д. М. Матрос; В. И. Нардюжев и др.

Литература:

Аванесов В. Композиция тестовых заданий. -М.: Центр тестирования, 3 изд. 2002-239с.

Костюк Г. С. Избранные психологические труды. - М.:1998-73с.

Войтов А. Г. Формы и форма тестовых заданий.// педагогические измерения, №2, 2005г. 25-34с.

Кларин Н. В. Инновации в обучении.-М.: Наука. 1997.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.-М.: Народное образование, 1998.

Этапы:

I. Поисковый

На данном этапе определяется состояние знаний учащихся с применением тестовых измерителей.

Проводиться диагностика знаний, актуализация знаний.

II. Моделирующий

Разрабатывается алгоритм обучающего цикла и концепция тестового контроля. Обучающий цикл должен обеспечивать последовательную ориентацию обучения на намеченные цели. На этом этапе учитель определяет прогресс достигнутого в обучении. Уровень усвоения темы или раздела, выявляются ошибки, допускаемые учащимися и их причины.

III. Формирующий

Тестовые измерители используются для определения уровня обученности и способствуют достижению целей обучения учащихся.

IV. Оценочный

Анализ полученных результатов тестирования.

Ожидаемые результаты применения тестовой технологии:

Повышение эффективности образовательного процесса

Повышение качества знаний и умений обучающихся.

Виды контроля:

Предупредительный.

Текущий.

Итоговый.

Виды теста:

1.Диагностирующий (установочный).

2.Тематический (формирующий).

3.Контрольный (итоговый).

Виды заданий:

С выбором одного правильного ответа.

С выбором более одного ответа.

На установление соответствия.

На установление правильной последовательности.

На дополнения с кратким ответом.

На дополнения с развернутым ответом.

Принцип обучения:

Дифференцированный подход к учащимся на индивидуальном уровне.

 При такой технологии использования тестов решается проблема повышения качества математических знаний и умений учащихся путем объективного непрерывного диагностирования знаний обучающихся, позволяющего проводить своевременную корректировку. На каждом этапе ведется непрерывная диагностика знаний ученика, что позволяет учителю четко видеть недостатки и ошибки обучающихся. Возможность отслеживать и корректировать знания обучающихся.

Успех учебного процесса становиться возможным и реальным, если обучение дифференцированно, а не нацелено, с одной стороны, на не осуществимую пока индивидуализацию, а с другой - на работу с пресловутым "средним учеником"

Так как экзамены по русскому языку и математике являются обязательными для всех выпускников, то результаты ЕГЭ и ГИА можно рассматривать как информационную основу для организации многоуровневого мониторинга. Независимая система оценивания, осуществляемая в рамках ЕГЭ и ГИА, является мощным воспитывающим средством, отсюда воспитывающая функция мониторинга: воспитание потребностей в труде, потребности в приобретении новых знаний и творческой деятельности.

Дифференцированные задания. Алгебра 9 класс

Темы контроля Задания базового уровня Литература Задания повышенного уровня Литература Тематический тест (задания ГИА) Литература
1 Функция. Свойства функции. 1)С-1, №1

2)С-3, №1.2(1а,2а,3абв),3

3)С-4. №1, 3(1а,2ав,3)

[2]

[2]

[2]

1)кусочно-заданные функции:

С-3, №6,8; С-4 №5.

[2] 1) Базовый уровень с.46.

№1-15(В-1(а), В-2(б))

 

2) Повышенный уровень с.71. №1-10(В-1(а), В-2(б))

[1]

 

 

[1]

2. Квадратный трехчлен и его корни. 1)С-5,№1(1), 2(1)

2)С-6, №1(1), 3(1а, 2аб), 4(1)

[2]

[2]

1) с. 54, № 33-39, 46-48,54,60,61,67,70,71 [4]
3. Квадратичная функция и ее свойства. 1)С-7, №3

2)С-8, №3

3)С-9, №2

[2]

[2]

[2]

1)кусочно-заданные функции:

С-7, №4.

2)С-7, №6

3)С-8, №5

4)С-9, №4,5,6

[2]

[2]

[2]

[2]

4. Неравенства с одной переменной (неравенства 2-ой степени) 1)С-16, №2

2)С-17, №1(бг), 2(1в, 2б),

3(1б, 2)

[2]

[2]

1)С-16, №5,7

2)С-17, №5(б)

3)системы неравенств: С-18, №2,4,6

4)с параметром: с 190,

№ 1-56

[2]

[2]

[2]

 

[4]

1) Базовый уровень:с.34. №1-12(В-1(а), В-2(б))

 

 

 

 

2) Повышенный уровень:с.67. №1-10(В-1(а), В-2(б))

[1]

 

 

 

 

[1]

5. Неравенства и системы неравенств. 1)с двумя переменными:С-23, №3; С-24, №2

2) с одной переменной:

Т-11,12(часть 1)

[2]

 

[3]

1)с двумя переменнымиС-23, №4; С-24, №3,4

2) с одной переменной:

Т-11, Т-12 (часть 2)

[2]

[3]

6 Уравнения с одной переменной 1)С-12, №3(1)

2)С-14, №1(1а,2а),№2(а)№3(а)

3)С-15, №3

4)текстовые задачи: с. 159, №1-23

[2]

[2]

[2]

[4]

1) с модулем: с177,№1-58

2)с параметром: С-13,№7, 10

3)текстовые задачи: с.162

№ 24-59.

[4]

[2]

[4]

1) Базовый уровень с.27,

№ 1-15(В-1(а), В-2(б))

2) Повышенный уровень с.61 №1-14

(В-1(а), В-2(б))

 

[1]

 

 

[1]

7 Системы уравнений с двумя переменными 1)графический метод:С-19, №3, С-20, №3,4

2)С-21, №3(1, 2а, 3а)

3)текстовые задачи: С-22, №1,2,3

[2]

[2]

[2]

1)графический метод:

С-19, №4: С-20, №6.

2)С-21, №5, 7.

3)текстовые задачи: С-22, №4,5,6,7

[2]

 

[2]

[2]

8 Арифметическая прогрессия 1)С-25, №2, 3(бгде), 4, 5

2) С-26, №1, 2бг,3б, 4, 5, 6

3) С-27, №2 бг, 4б, 5б, 6

[2]

[2]

[2]

1)С-25, № 7

2)С-26, №7,8, 9

3)С-27, №7, 8, 9, 10

[2]

[2]

[2]

1)Базовый уровень: с.39, №1 - 10(В-1(а), В - 2(б))

2) Повышенный уровень: с.75, № 1 - 10

(В-1(а), В - 2(б))

[1]

[1]

9 Геометрическая прогрессия 1)С-28, №1, 2 бг, 3 бг, 4. 5, 6

2) С-29, №1бг,2бг,3бг, 4, 5

[2]

[2]

1)С-28, № 7, 8, 9

2) С-29, № 6, 7, 8

[2]

[2]

10 Корень n-й степени. Свойства степени с целым показателем 1)Т-5, Т-6, Т-7, Т-14 (часть 1)

2)С-11, № 1-5

[3]

[2]

1) Т-5, Т-6, Т-7, Т-14 (часть 2)

2)С-11, №6-8

[3]

[2]

1)Базовый уровень: с.10, №1 - 14, с.16, №1-20; с21 №1-15(В-1(а), В - 2(б))

2) Повышенный уровень: с.57, № 1 - 12 ,В-1(а), В - 2(б))

[1]

[1]

11 Числа. Преобразования выражений. 1)c.18 № 1-16

2)с.22, №1-34

3)с.51, №1-32

[4]

[4]

[4]

1)с.19, № 17-50

2)с.54, №33-71

[4]

[4]

12 Комбинаторика, элементы теории вероятностей и статистики 1)С-30, № 1-5

2)С-21, №1-4

3)С-22, №1-3

[2]

[2]

[2]

1)С-30, №6-8

2)С-21, №5-7

3)С-32, №4-7

[2]

[2]

[2]

Тест-15 [3]

Литература

  1. Кузнецова Л. В. ГИА 2009. Алгебра: тематические тренировочные задания: 9 класс. - М.: Эксмо, 2009. - 128. - (Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме): 9 класс).
  2. Макарычев Ю. Н. Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс. - М.: Просвещение, 2009. - 96 с.
  3. Глазков Ю. А. Алгебра. 8 класс. Тематические тестовые задания к итоговой аттестации.- М.: издательство "Экзамен", 2010.- 109.(Серия "ЕГЭ. 8 кл. Типовые тестовые задания").
  4. Кочагина М Н. ГИА 2009. Математика: Сборник заданий: 9 класс. - М.: Эксмо, 2009. - 240с. - (Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс.