Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, видеть перед собой проблемы и искать способы их решения. Как успешно учить всех ребят без отсева и отбора, укрепляя в каждом из них чувство собственного достоинства, веру в свои силы и радость от полученных результатов труда? Как пробудить в каждом желание самосовершенствования, самопознания, саморазвития? Вот главные вопросы педагогики, которые волновали, волнуют и всегда будут волновать настоящего учителя. Не обошли эти вопросы стороной и меня. Довольно успешно работая многие годы в рамках традиционной программы, имея высокое качество уровня обучености детей, я постоянно совершенствовала свою систему работы, изучала передовой педагогический опыт, осваивала современные технологии обучения.
Сегодня я работаю по альтернативным учебникам и альтернативным развивающим программам «Школа 2000…» и «Школа 2100», используя в работе технологию проблемно-диалогического обучения. Значимость этой технологии трудно переоценить. Мне импонирует, что она позволяет воспитывать ребенка внутренне свободным, умеющим творчески относиться к делу; представляет собой целостную систему (программы, методические разработки, учебники, систему контроля и мониторинга); является системой непрерывного образования (от дошкольной подготовки до старшей школы); обеспечивает здоровьесбережение школьников, поскольку применима в обстановке полной комфортности ребенка на уроке и не только способствует формированию высокого мотивационного потенциала обучения, но и помогает достижению прочных и глубоких знаний, так как основана на деятельностном подходе. Кроме того, она помогает реализации цели моей педагогической деятельности, которую я формулирую следующим образом:
- развитие нравственно-интеллектуального потенциала личности ребенка, для того, чтобы в каждом из них пробудить желание самосовершенствования, самопознания, саморазвития.
Для достижения указанной цели ставлю следующие задачи:
- способствовать развитию когнитивных процессов, креативности мышления, адекватности самооценки, так как именно эти ценности являются основой познавательного потенциала постижения и освоения мира как внешнего, так и внутреннего;
- содействовать формированию гуманистического мировоззрения;
- помочь приобщению к нравственным нормам и ценностям общества.
Весь методический арсенал указанной технологии опирается на деятельностный подход к обучению, основная особенность заключается в том, что знания не даются детям в готовом виде, а «открываются» ими в процессе деятельности. На проблемном уроке при введении нового материла школьники думают, анализируют, рассуждают. И такая учебная деятельность – деятельность открытия и создания является творческой. На традиционном уроке при введении знаний ребята слушают учителя, следят за его мыслью, на этапе воспроизведения запоминают готовое определение. Такая учебная деятельность – «пришел, увидел, заучил» - является репродуктивной.
Образовательная цель уроков может быть одинаковой, например, обеспечить знание термина. Но на проблемном уроке ученики усваивают новое знание творчески, а на традиционном – репродуктивно. Это, в свою очередь, влияет и на конечный результат. Очевидно, что дети лучше усваивают не то, что получили в готовом виде и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Значит, проблемный урок дает более прочные знания, чем традиционный, что подтверждает мысль кого-то из великих о том, что ничему нельзя научить – можно только научиться.
Однако хорошие знания – не единственное, к чему стремлюсь я на уроке. Мне требуется не только дать детям образование в виде системы знаний – умений – навыков, но также развивать возможности своих учеников, воспитывать их личность. Сопоставляя уроки двух образовательных систем, отмечаю, что дети, обучающиеся по проблемно-диалогической технологии, больше думают, чаще говорят и активнее формируют мышление и речь; действительно, проявляя творческие способности, чаще рискуют, отстаивая свою собственную позицию, проявляют инициативу, то есть вырабатывают бойцовский характер. В конечном счете, проблемный урок обеспечивает тройной эффект: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и воспитание активной личности. Для себя на вопрос: какие способы введения знаний наиболее оптимальны, я даю четкий однозначный ответ – проблемный диалог.
Во-первых, диалогическая постановка проблемы, в отличие от сообщения «голой» темы, мотивирует школьников к усвоению нового материала, включая в работу практически весь класс. Во-вторых, диалогический поиск решения, в отличие от изложения готовых сведений, обеспечивает понимание нового знания каждым учеником (ведь ты сам додумался до истины). Вот и получается, что проблемный диалог гарантирует усвоение нового материала большинством класса.
Проблемный диалог стимулирует интеллектуальное развитие учеников; активно задействует всю познавательную сферу: внимание, память, мышление, и, что особенно хочется подчеркнуть, речь; воспитывает активную личность, потому что для диалога с учителем школьнику нужны и смелость, и решительность.
Традиционный же монолог не борется за детский интерес к учебному материалу. А когда интереса нет, ученик либо отключается вообще, либо прилагает значительные волевые усилия, чтобы заставить себя воспринимать речь учителя. Отсюда быстрое утомление, нервные перегрузки. Проблемный диалог, напротив, сначала озадачивает, чем и вызывает интерес к новому материалу, а затем дарит ребенку радость открытия нового. Для ребят это действительно «учение с увлечением».
Проблемный диалог требует больше времени по сравнению с традиционным монологом при введении нового, но при этом обеспечивает понимание материала. Поэтому закрепление идет и быстрее и легче. Так что в конечном итоге оказывается, что временные затраты на диалогическое введение знаний оборачивается экономией времени и сил на последующих этапах урока.
Очевидно, что при сопоставлении способов введения нового материала по трем самым значимым критериям: результаты, здоровье, время, проблемный диалог выигрывает у традиционного монолога по всем статьям и, следовательно, признается наиболее эффективным.
«Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления и недоумения, с противоречия» Эти слова психолога С.Л. Рубинштейна выражают суть всего процесса обучения и особенно ярко и особенно ярко иллюстрирует первые этапы процесса:
СТРУКТУРА ПРОБЛЕМНОГО УРОКА
Цель урока | Этапы урока | Творческие звенья деятельности учащихся |
знание | введение | Постановка учебной проблемы – формулирование вопроса или темы урока. Поиск решения – субъективное открытие нового знания. |
воспроизведение | Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме. Реализация продукта – представление продукта учителю и классу. |
Постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного мною диалога. Диалогическая форма общения, когда она интенсивно используется, побуждает школьников активно участвовать в рождении новых мыслей. Мобилизуя имеющиеся у них знания, задевая эмоциональную сферу, она учит не только рассуждать, но и находить свои доводы, противопоставлять их аргументам товарищей и педагога.
В работе использую диалог двух типов.
- Подводящий диалог представляет собой логическую цепочку посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока или открытия нового знания.
- Побуждающий диалог более сложен. Но и более эффективен, так как обеспечивает по-настоящему творческую деятельность, формирует и речь учащихся, и логическое мышление.
Побуждающий диалог при постановке учебной проблемы требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
- создания проблемной ситуации (столкновение мнений, выдвижение противоречивых фактов);
- побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации (Что удивило? Почему не смогли выполнить задание?);
- побуждения к формулированию учебной проблемы (Какой возникает вопрос?)
- принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы (Над чем будем работать? Какой будет тема урока?)
Следующий этап – это поиск решения учебной проблемы Суть его в том, что учитель помогает ученикам «открыть» новое знание. На уроке существует две возможности обеспечить такое открытие:
- побуждающий к гипотезам диалог;
- подводящий к знанию диалог.
Побуждающий к гипотезам диалог требует обязательного осуществления четырех педагогических действий:
- побуждение к выдвижению гипотез;
- принятие выдвигаемых учениками гипотез;
- побуждение к проверке гипотез;
- принятие гипотез, предлагаемых учениками.
На практике я применяю два варианта выдвижения гипотез на уроке: последовательный и одновременный. В первом случае сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая – и так до появления решающей гипотезы. Во втором случае все гипотезы (и ошибочные, и решающие) выдвигаются сразу, и лишь затем начинается проверка.
Технология проблемно-диалогического обучения применима на уроке любого предметного содержания. Особо хотелось бы остановиться на уроках литературного чтения, которые дают возможность широко использовать проблемный диалог на любом этапе работы с текстом.
Процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми текста, направленный на формирование грамотного типа читательской деятельности, по моему убеждению, должен быть трехступенчатым: до чтения текста, в период чтения и после чтения текста.
I этап – работа с текстом до чтения. Цель проблемного диалога на этом этапе развитие антиципации, то есть умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов. А вот по окончанию этого этапа работы я ставлю задачу: провести диалог с автором, уточнить свои первоначальные предположения.
II этап. Перед нами Его Величество Текст. И цель диалога на этом этапе – достижение понимания текста на уровне содержания. Что обеспечивают различные виды деятельности: чтение текста про себя; чтение вслух по предложениям или небольшими фрагментами; и по ходу чтения, а не после уточняющие вопросы на понимание; словарная работа, которая, проводится в данный момент становится мотивированной и интересной, ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, и само слово толкуется в контексте, а не вне его; беседа по содержанию текста в целом.
III этап. Цель работы после чтения текста – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк», как мы говорим с детьми). Помогает в этом:
- Проблемный вопрос к тексту в целом на понимание авторского замысла.
- Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям, при котором поясняется смысл заглавия, и не просто прорабатываются детали иллюстрации, но и обсуждается вопрос: «Насколько совпадает видение художника с вашим?»
- Рассказ учителя о писателе, беседа с детьми о его личности после чтения произведения, а не до, дает возможность соотнести полученную информацию с тем представлением о писателе, которое ребенок получил в ходе чтения.
- Выполнение творческих заданий. Это может быть самостоятельное составление рассказа о героях по плану или ключевым словам, самостоятельное составление плана к рассказу о герое, написание сочинения по прочитанному, составление отзыва, обмен впечатлениями.
Эффективность технологии проблемно-диалогического обучения для меня очевидна. Если вернуться к педагогическим задачам, озвученным ранее, то можно утверждать, что они мною успешно решаются, и это подтверждают результаты психолого-педагогических исследований, проводимых в моем классе на протяжении четырех лет. На основании этих исследований могу утверждать, что у обучающихся поддерживается высокий уровень познавательной, учебной мотивации, низок уровень тревожности, высок уровень логического мышления, произвольности внимания, памяти обучающихся.
Основополагающей технологией своей педагогической деятельности я, безусловно, считаю проблемно-диалогическое обучение. Но это не единственная технология, которую я использую в своей работе. Однако я убеждена, что стержнем, основой и гарантом любой педагогической деятельности является Учитель.
Учитель – профессия, которая предъявляет сверхтребования: все чему учит учитель должно жить в нем самом. Ум воспитывается умом, убежденность – убежденностью, нравственность – нравственностью. Ученики, такой народ, которому необходимы и ум, и сердце, и время учителя. И учителя отдают все это детям, иначе в школе делать нечего.
Но взамен учитель получает любовь, уважение, почитание. Дети отзывчивы. На искренность отвечают искренностью, на доброту – добротой, на любовь – любовью. И только так, на основе этих отношений мы можем в сотрудничестве совместно развиваться.