Использование программы Microsoft Excel для аналитической деятельности директора по УВР

Разделы: Администрирование школы


Компьютерная программа делает то, что вы приказали ей сделать, а не то, что вы хотели, чтобы она сделала.
Третий закон Грира

Уже ни для кого не новость и не секрет, что компьютер – это не роскошь, а лишь средство упрощения нашей жизни. Во всем: дома, на работе. Может, поначалу кому-то и кажется, что, наоборот, усложнение. Но потом, поработав за компьютером, отказываются от этих мыслей.

Итак, вы работаете заместителем директора по учебно-воспитательной работе. В настоящее время внедрение компьютерной техники в образовательный процесс и управление образованием в ОУ стало не только необходимостью, но и реальностью. Потребность человека в информации возрастает с каждым днем. Мы должны уметь быстро её получать, отбирать, хранить. К сожалению, головной мозг человека не может уже самостоятельно справиться с возросшим потоком информации. На помощь человеку приходит современный компьютер, способный производить многие манипуляции с информацией. Не используя такие возможности на практике, человек не может избавиться от ручного труда, который отнимает много времени и сил.

Современный уровень информатизации общества требуют автоматизации ведения документооборота и в школе. Особенно это актуально при сборе отчетности и расчетах основных показателей об успеваемости. Как же решить эту проблему? Самый «простой»  способ  - приобретение дорогостоящие систем ведения документооборота. Но у каждой школы хватит на это средств? И работа с данными системами имеет смысл в масштабе всего образовательного учреждения.

Возможности компьютера, используемые в работе завуча:

  • набор, редактирование и форматирование текста;
  • перемещение, копирование и удаление информации;
  • классификация и структурирование;
  • маркировка и нумерация;
  • графика и дизайн;
  • создание новых документов на основе имеющихся;
  • создание и заполнение различных таблиц;
  • математические расчеты;
  • аналитическая обработка информации, построение диаграмм, графиков;
  • создание баз данных, банков информации;
  • хранение информации в папках и файлах;
  • обмен информацией через локальную сеть, дискеты, диски, электронную почту, Интернет;
  • сканирование;
  • распечатка.

Направления работы с использованием ПК:

  • создание банка нормативных документов;
  • планирование; 
  • инспектирование;
  • мониторинг качества знаний;
  • создание отчетов и делопроизводство;
  • эксперимент;
  • методическая работа.

Содержание работы с ПК:

  • создание банка нормативных документов всех уровней;
  • заложение сквозных первичных основ для оперативного создания текущих документов на основе имеющихся в делопроизводстве завуча;
  • создание перспективных, годовых и оперативных планов и их последующая корректировка (включение оперативных мероприятий, изменение повестки форм руководства и т. д.);
  • координация мероприятий руководства;
  • создание банка контрольно-измерительных материалов (тестов, текстов контрольных работ и аналитических таблиц ) для мониторинга;
  • получение отчетности в текстовой и табличной форме с участников УВП, владеющих ПК;
  • создание справок, отчетов, документов информационного характера;
  • математические расчеты, обработка результатов УВП;
  • протоколирование и архив;
  • поиск необходимой информации через виртуальное пространство;
  • консультирование научно-методических разработок;
  • создание презентаций, распространение наработок (копирование и рассылка).

Конечно, заинтересованность во внедрении профессиональных автоматизированных систем для школы велика, но сразу возникает много вопросов:

  • поставляется ли программный продукт бесплатно (в школе нет средств, чтобы купить);
  • соизмерима ли стоимость продукта с возможностями школьного бюджета;
  • есть ли у школы возможности пользоваться автоматизированной системой (наличие компьютерной базы, сети, обслуживающего персонала, подготовленных пользователей и штатных единиц);
  • испытывает ли школа острую необходимость в системе автоматизации или ей пока достаточно иметь менее громоздкие, более простые в использовании и обслуживании программы для оперативной работы.

Заместителю директора во УВР приходится работать с очень большим объёмом информации: списочным составом классов, преподавателей, отчетами успеваемости, посещаемости занятий учащимися, отчетами за четверть (год) преподавателей и т.д. Хочу поделиться опытом создания таблиц в программе Excel.

Я представляю таблицы, написанные мною для мониторинга итогов учебной деятельности по четвертям, анализа работы учителя по предмету, анализа контрольных работ.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3