Игровые технологии как средство профессиональной подготовки медицинских сестер из числа инвалидов по зрению I и II группы

Разделы: Биология


В современной профессиональной педагогике игра трактуется как вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Педагогический потенциал игровой деятельности (как средства образования, развития и социализации индивида) определяется целями и содержанием игровой деятельности, наличием условий для самореализации личностью своих природных задатков и способностей, смысла и перспектив собственного бытия, апробации способов познания окружающего мира, его преобразования в соответствии с социально одобряемыми нормами и представлениями.

В последнее время игровые формы организации учебной деятельности привлекают все больше внимания как стимул к развитию. Механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, самореализации. Поэтому среди образовательных технологий игра сегодня занимает значительное место не только в обучении школьников, но и в профессиональной подготовке.

Ульяновский фармацевтический колледж на протяжении 10 лет занимается подготовкой специалистов медицинского профиля из числа инвалидов по зрению по специальности "Сестринское дело". Следует отметить, что при профессиональном обучении и социально-трудовой адаптации будущим работникам здравоохранения из числа инвалидов по зрению приходится преодолевать большие трудности, связанные не столько со спецификой избранной профессии, сколько со сложностями технического, морально-этического, экономического, социально-психологического и т.п. порядка. Из опыта следует, что эти сложности носят не принципиальный характер и легко могут быть устранены при наличии необходимых средств, знаний и навыков в организации учебы, правильной социально-психологической установки в поведении, то есть при соблюдении условий, выполнение которых обеспечивает эффективное профессиональное обучение и хорошую социально-трудовую адаптацию. Главными из этих условий для студента-инвалида, на наш взгляд, являются умение наладить хорошие деловые и товарищеские отношения с членами коллектива, в котором он обучается, и наличие возможностей для самостоятельной оперативной работы с информацией.

В стремлении помочь сегодняшнему студенту смелее, увереннее освоить избранное дело, получить достойный уровень теоретической и практической подготовки в области избранной профессиональной деятельности педагоги, работающие в Ульяновском фармацевтическом колледже, обращаются к активным методам обучения, осваивают новые технологии, в том числе игровые.

Игры и игровые приемы используют в своей повседневной практике многие педагоги, ведь игра позволяет заинтересовать студентов изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и "ненавязчивой" форме. Одной из ведущих функций игры в условиях обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению является функция социализации, которая позволяет студентам осознавать себя частью социума, интегрировать собственный социокультурный опыт и осваивать новые способы конструктивного общения.

В образовательной практике колледжа в основном используются интеллектуальные, ролевые и деловые обучающие игры. Примером успешного использования игр в практике преподавания естественно-медицинских дисциплин является интеллектуальная игра "анатомическая викторина" с элементами КВН. Викторина как форма игры основана на знаниях обучающихся. В викторине реализуется умение студента мыслить, проявлять остроту ума, тренируется память, расширяется кругозор. В учебном процессе викторина используется как часть итогового занятия для повторения и закрепления, обобщения изученного материала со студентами одной учебной группы или как внеклассное мероприятие со студентами параллельных групп. Викторина, как игровая форма является комплексной (состоит из разделов и тем, изученных за семестр).

Использование современных информационно-коммуникационных технологий позволяет создать равные условия для студентов-инвалидов разной степени потери зрения. Вопросы зачитываются один-два раза. Дается время на обдумывание. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Правильный ответ отмечается жетоном, который вручается студенту. При неправильном ответе право отвечать передается следующему, кто первым среагировал на ошибку отвечавшего. По окончании первого тура игры студенты демонстрируют "домашнее задание", в котором представляют театрализованную миниатюру на одну из тем викторины.

По окончании викторины подсчитывается, кто, сколько успел набрать жетонов, принимается решение о победителе, который получает заслуженную оценку "отлично".

В викторину по учебному материалу включены основные разделы дисциплины, по 9 вопросов в каждом. К вопросам, выносимым на викторину, предъявляются следующие требования:

  • нельзя, чтобы вопрос требовал обширного, развернутого ответа;
  • недопустимо, чтобы вопрос требовал углубленных знаний сверх образовательной программы;
  • нельзя включать вопросы, требующие ответа-перечисления;
  • нельзя задавать двойственные или тройственные вопросы (например, "Кто, когда и как открыл в мозге нейроны - детекторы?");
  • не стоит включать в викторину слишком легкие вопросы.

Сложность викторины в том, что необходимо продумать формулировку и логику вопросов. Важно, чтобы за игровой формой проведения занятия не отошло на задний план решение учебных задач, не пострадала систематизация знаний.

Вопросы, выносимые на викторину, должны охватывать все узловые аспекты темы или раздела, обеспечивать их системное повторение. Наряду с этим задания, составленные для викторины, должны включать элементы занимательности и игровое оформление, иначе это будет обычное обобщающее занятие.

Практика показывает, что использование данной игровой формы способствует снятию эмоционального напряжения, активизирует творческие способности обучающихся, формирует учебную мотивацию, позволяет студентам-инвалидам по зрению интегрироваться в студенческую среду и избежать комплекса интеллектуальных и, психологических перегрузок в процессе контроля знаний.

Литература.

  • Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-на-Дону: Изд-во "Учитель", 2001.
  • Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. - М.: Педагогика, 1981.
  • Подласый И.П. Педагогика Учебник М., 2006 - 324c.

Приложение