"Глагол" в 5-м классе (Повторение изученного материала в начальной школе)

Разделы: Русский язык


ЦЕЛИ:

  1. Повторить с учащимися, известные уже сведения о глаголе.
  2. Познакомить уч-ся с морфологическими признаками глагола; показать, какую синтаксическую роль выполняет глагол в тексте.
  3. Воспитывать у учащихся интерес к родному языку, чувство дружбы, взаимопомощи, любовь к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: Саундтрек к кинофильму «Мэри Поппинс, до свиданья», П.И. Чайковский «Подснежник»; презентация о глаголе, раздаточный материал к уроку; стихи о глаголе; книги П. Трэверс.

ЭПИГРАФ:

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады
И хлеб в полях растет.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Повторение и закрепление полученных сведений о глаголе.

Играет музыка из кинофильма «Мэри Поппинс, до свиданья». Входит учитель, в костюме Мэри Поппинс (в одной руке саквояж, в другой зонтик, а на голове – шляпа). Она идет по классу, здоровается с ребятами, садится на стул, надевает очки, открывает книгу, что-то пишет в тетради, встает и спрашивает:

– Ребята, вы меня узнали?

– Из какого произведения этот персонаж и кто его автор?

– Какие я сейчас выполнила действия?

– А какая часть речи обозначает действие?

– Да, правильно, глагол.

– Тема нашего сегодняшнего урока «Глагол».

Учитель читает эпиграф к уроку, ребята его записывают в тетради.

– Сегодня вместе с Мэри Поппинс мы отправимся в путешествие. Цель нашей поездки – повторить известные сведения о глаголе и узнать новое о нем.

Учитель читает текст.

Путешествуя, Мэри Поппинс очутилась около неведомой страны высоких деревьев и густых трав. В просвете между зелеными кронами виднелся кусочек моря и что-то похожее на едва различимые вдали старинные ворота.

(Ворота с надписью «МОРФОЛОГИЯ». От ворот идут дороги к замкам «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол.) (слайд 2)

– Куда же мы пойдем? Существительные и прилагательные мы уже изучили, а теперь будем говорить о глаголе.

«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие.»
А. Югов

– Какие же действия выражает глагол?

  • Трудовые процессы (показ картинок, ученики приводят примеры – работать, копать, гладить и т. д.;
  • Цвет (желтеть, белеть, голубеть, чернеть, зеленеть, синеть);
  • Состояние (болеть, сидеть, седеть, дремать, спать, вечереть).

Ученики приводят примеры.

– Мы вспомнили, какие действия выражает глагол. А как в тексте мы находим глаголы? Обратимся к содержанию произведения знаменитой писательницы Трэверс. (слайд 3)

Мэри Поппинс искала дом номер 17 на Вишневой улице. Джейн и Майкл тем временем сидели в Детской, глазели в окно, представляли, кто к ним придет. На улице гудел Восточный ветер, голые ветки вишен трепетали. Дети увидели, что в ворота вошла женщина. Одной рукой она придерживала шляпку, а в другой несла саквояж. Вдруг ветер подхватил ее, поднял в воздух и понес от ворот прямо к парадной двери дома.

– Ребята, как вы думаете, почему автор написал слова «Детская» и «Восточный ветер» с большой буквы?

Выборочный диктант.

– Найдите из текста глаголы.

– На какие вопросы они отвечают?

– Самостоятельно выпишите в одну колонку глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, в другую – что сделать?

Что делать? Что сделать?
искала
сидели
глядели
представляли
гудел
трепетали
придерживала
несла
привет
увидели
вошла
подхватил
поднял
понес

Ребята, в вопросе содержится подсказка – те глаголы, которые отвечают на вопрос что делать? – несовершенного вида, а те, которые отвечают на вопрос что сделать? – совершенного вида.

– Скажите, в какой колонке глаголы совершенного вида, а в какой – несовершенного?

– Вспомните, по каким трем признакам мы характеризуем самостоятельные части речи?

– Как вы думаете, к какому признаку относится вид глагола?

– Приведите примеры глаголов совершенного и несовершенного вида.

– Мы побывали в гостях у вида глагола, а теперь отправимся дальше (слайд 4).

Чтение текста:

Свеж утренний воздух над Глаголией, под крышей Дворца времен на Фасаде* большого здания на шелковом полотнище из-за зарослей виднеется надпись: «Мы обозначаем действие». Здесь глаголы изменяются по временам.

Словарно-орфографическая работа:

ФАСАД – передняя сторона здания

– Придумайте с этим словом предложение или словосочетание.

– Ребята, что вы знаете о времени глагола?

– Как изменяются глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени?

Чтение стихотворения учеником.

Прошедшее время –
То, что прошло:
«Вчера мы писали»,
«Солнце ушло».
Настоящее время
Приходит теперь:
«Мы пишем имя»,
«Бегает зверь».
Будущее время
Еще не пришло:
«После уроков
Пойдем мы в кино».

– Скажите, по какому признаку вы определили время глагола?

Распределительный диктант

Выпишите и распределите глаголы в три колонки: в первую – наст. вр.; во вторую – буд. вр.; в третью – прошедшего вр., определите лицо, число, род. (слайд 5)

Ребята выполняют работу под музыку П.И. Чайковского «Подснежник»

Любимым временем года Мэри Поппинс была весна – апрель. Она отправилась в лес. Солнце обливает весенний лес светом. Его ласковые лучи согревают землю. Тают на солнышке длинные сосульки. С пригорка зажурчал говорливый ручей. Скоро зазеленеют гибкие веточки берез и потянут к солнцу нежные листочки . Слышна чудесная трель птиц. Высоко взлетают голосистые певцы и поют в чистой лазури. Весело поглядывают по сторонам первые цветы. Выглянул и голубенький подснежник, нежный глазок, которого согрел душу Поппинс лаской и любовью.

– Какое чувство произвел на вас текст и музыка замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского?

– Дети, жизнь наша будет прекраснее, если мы будем любить, беречь и сохранять эту земную красоту.

– Давайте проверим, что у нас получилось. (Слайд 6)

Настоящее время Будущее время Прошедшее время
обливает (3л. Ед. ч.)
согревают (3л. Мн. ч.)
тают (3л. мн. ч.)
взлетают (3л. Мн. ч.)
поют (3л. Мн. ч.)
поглядывают (3л. Мн. ч.)
зазеленеют (3л. Мн. ч.)
потянут (3л. Мн. ч.)
была (ж.р. Ед. ч.)
отправилась (ж.р. Ед. ч.)
зажурчал (м.р. Ед. ч.)
выглянул (м.р. Ед. ч.)

– Ребята, а какие глаголы не имеют лица, числа и времени?

– Неопределенную форму еще называют инфинитивом.

– О каких двух признаках глагола мы уже сказали?

– Какой признак мы ещё не назвали?

– Запишем текст. (Слайд 7)

Мэри Поппинс знала много интересного. Играть с детьми было ее любимым занятием. Ребята часто просили ее рассказать о чем-нибудь. Желание научиться овладевало ими.

– Давайте найдем в этом тексте глаголы и посмотрим, какими членами предложения они являются.

– Итак, ребята, мы повторили все признаки глагола, а теперь откроем Волшебную книгу (Учебник русского языка) и прочитаем определение глагола.

– Итак, ребята, дайте определение глагола.

Употребление глаголов в речи.

– Ребята, мы продолжаем путешествовать с Мэри Поппинс.

Мэри Поппинс, отправляясь гулять в парк,

  • Одевала КОГО?
  • Надевала ЧТО?

Чтение стихотворения.

ОДЕТЬ ИЛИ НAДЕТЬ?
Два эти слова
Мы часто путаем
Так бестолково!
Морозный выдался рассвет.
Оделся в шубу старый дед.
Выходит так, что дед одет,
А шуба, стало быть, надета.
Одеть, надеть,
Давай глядеть,
Кого одеть и что надеть?

На доске таблица: (Слайд 8)

ОДЕТЬ
(кого-нибудь)
НАДЕТЬ
(что-нибудь)
ребенка
девочку
больного
куклу
бабушку
дедушку
форму
пальто
туфли
шапку
платье
костюм

– Составьте со словами одеть, надеть предложения и запишите их в тетрадь.

III. Домашнее задание

Каждый второй четверг с часу до шести Мэри Поппинс брала выходной. Отправляясь отдыхать, она давала поручения Майклу и Джейн: сделать уборку и приготовить ужин.

– Как вы думаете, кому из детей она поручила сделать уборку, а кому приготовить ужин?

– Напишите небольшое сочинение, в котором вы должны употребить как можно больше глаголов. Это и будет вашим письменным домашним заданием. А устно выучите определение глагола и его признаки. Только учите не так, как незадачливый ученик из стихотворения «Я учу глаголы»

Я пришел из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» – кричу
«Вертеть» – верчу,
«Двигать» – двигаю,
«Прыгать» – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!..
Открываю: наш сосед…
Он живет под нами
Не причесан, не одет –
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
– Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришел из школы,
Я учу глаголы…

IV. Итог урока.

Наше путешествие с Мэри Поппинс закончено, давайте подведем итоги.

– Что мы сегодня повторили, а что узнали нового о глаголе?

V. Выставление оценок.

В конце звучит саундтрек из кинофильма «Мэри Поппинс, до свиданья».