Информатизация образования: новые возможности использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе МОУ "Кингисеппская гимназия"

Разделы: Информатика


Информатизация образования требует смещения акцентов в провозглашенных ныне целях образования, побуждает изменить объем и состав подлежащего изучению материала. На передний план выходит задача развития навыков и освоения новых средств телекоммуникации (обмена результатами информационной работы). Естественно ожидать, что эти изменения должны найти отражение в характере и содержании учебной работы школьников.

Теоретически, образованный член информационного общества должен:

  1. знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться;
  2. уметь понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных в вербальной, графической и числовой формах;
  3. уметь оценивать достоверность и практическую полезность имеющихся данных с различных точек зрения, использовать их для решения конкретных практических задач.

Однако далеко не все создаваемые учебные программы отвечают этим требованиям. Система классического образования молчаливо предполагала, что существует хорошо известный набор базовых источников информации, которые содержат весь необходимый современному человеку культурный багаж, достаточный для образования. В современной образовательной практике предполагается совместное создание информационных блоков учителем и учеником.

Умение находить и собирать информацию, проверять ее достоверность - первый шаг на пути к самостоятельной работе с информационными источниками, к самостоятельному продуцированию личностно значимой информации.

Сегодня в распоряжении все большего числа учащихся имеются такие мощные инструменты фиксации наблюдений, как цифровое фото, видео, аудио, персональные компьютеры. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника. Это может быть использовано учителями, что собственно и происходит в гимназии. Учащиеся получают поисковые задания для подготовки уроков.

Поэтому важно не само по себе использование ИКТ, так как соответствующие технологии могут быть недоступны или ограниченно доступны в школе. Важно, чтобы на уроке присутствовали необходимые элементы содержания (целенаправленное обучение наблюдению и сбору данных). И как показывает практика, соответствующие средства ИКТ по мере роста их доступности быстро и легко становятся естественной частью уроков наших учителей.

Очень часто упускается из виду, что и сами средства коммуникации быстро эволюционируют. Так, сегодня существенно выросло значение письменной речи: многие школьники переписываются в чатах не меньше, чем пишут на уроках в школе. Этот навык можно использовать и на уроках учителей-предметников и как вариант дистанционного обучения, например, консультаций. Быстро растет значение «графической грамотности», а рисование и техническое черчение ждут такие же изменения в содержании и методах обучения, с какими сегодня сталкивается родной язык и литература в связи с появлением текстовых редакторов со встроенными словарями синонимов и омонимов, средствами проверки правописания. Использование компьютерных словарей на уроках русского языка и литературы повышает плотность урока, что эффективно при подготовке к ЕГЭ.

Главным признаком того, что данная работа стремится решить задачи обучения школьников телекоммуникационным навыкам, может служить тот факт, что ее содержание и структура предоставляют необходимое пространство для коммуникации. Дополнительно к традиционному ответу на уроках такая работа должна предусматривать проведение ученических конференций. В школе ежегодно проходит Малая Академия Гимназии. Конференции проходят на базе лекционного зала, который оснащен мультимедийным комплексом и имеет выход в интернет, что позволяет использовать возможности групповой работы с соответствующими обязательными сообщениями о ходе ее выполнения и полученных результатах. Проверенным временем инструментом для такой работы является регулярный выпуск школьной газеты «Гимназия» (на сегодня нами создано 116 изданий), верстка которой производится на компьютере, затем в электронном виде газета сдается в типографию, потом уже готовая появляется в гимназии и размещается в электронном виде на сайте гимназии. Еще одна интересная задумка – это работа видеостудии. Это, во-первых, видеосъемка практически всех мероприятий в школе и компьютерный монтаж полноценных видеофильмов. Студией созданы видеофильмы о школе и некоторых классах; видеоролик, посвященный 60-летию Победы с выступлениями наших учащихся; видеофильм студии «Кластер» «Это наша с тобою Земля» об экологической экспедиции в Котельский заказник, учебный фильм по физике «Реактивное движение». Хочется заметить, что вся техническая поддержка (съемка, компьютерный монтаж, озвучивание) сделана учащимися гимназии. Если такое коммуникационное пространство существует и эффективно используется, то оно естественным образом «втягивает» в себя вновь появляющиеся средства ИКТ. Например, мультимедиа-проектор делает средства презентационной графики обязательным инструментом при подготовке выступлений учителей и учащихся. С помощью проектора наши педсоветы, семинары, уроки, а также проектные работы учащихся стали более наглядными. Новые информационные технологии помогают найти естественный путь превращения школьников в активных участников учебного процесса. Однако сами по себе ИКТ не решают этой задачи. Соответствующие нововведения должны быть заложены в соответствующих учебных курсах. Если этого нет, то вряд ли стоит ожидать, что ИКТ окажутся действительно полезным образовательным инструментом.

Учащимся интересно выполнять задания учителя-предметника, используя для этого какие-либо программы обработки информации. Примерами таких работ являются разработанные тесты по окружающему миру и обучающая программа по литературе по творчеству Булгакова, в которую ученик гимназии включил информационный, иллюстративный и проверочный материал.

Мультимедиа не только обеспечивает множественные каналы подачи информации, но и создает условия, когда различные среды дополняют друг друга. Перед учениками открываются огромные возможности в творческом использовании каждой индивидуальной среды, обладающей своим языком.

Использование мультимедиа позволяет учащимся научиться переносить исследовательские навыки на реализацию творческих проектов. Проекты позволяют глубже понять, как применить полученные знания на практике, выработать такие необходимые в жизни качества, как инициативность, самостоятельность, собранность.

Примерами таких проектов является сайт школы, выполненный учеником 11 класса, видеофильм - проект о блокаде, подготовленный учащимися 10 классов, сайт, посвященный кингисеппцам – ветеранам афганской войны.

В школе осуществляется разносторонняя проектная деятельность. Как пример – один из самых интересных и сложных в организации и проведении - урок биологии «Исследовательский экологический проект "Глобальные проблемы цивилизации"» с использованием средств телекоммуникаций, моделирующий проведение телеконференции, когда во время диспута учащиеся посещают и общаются в реальном времени с работниками «Музея Гигиены» (созданным в удаленной аудитории школы). Телеконференция проводилась при помощи двух цифровых видеокамер, компьютеров, локальной сети и программы NetMeeting. Разработчиками проекта и непосредственными исполнителями технической части были ребята школьного кабинета информационных технологий (КИТ) - ученики 9-11 классов.

Ежегодно в гимназии проходит «Фестиваль проектных работ», где ребята представляют свои проектные работы с использованием всех интерактивных средств.

Традиционным стало проведение 30 сентября «Дня Интернет». В этот день проходят уроки с использованием ИКТ. Все мероприятия проходят в лекционном зале, Internet-кабинете, а также в компьютерном классе с использованием интерактивной доски. Учащиеся не только активно принимают участие в урок-ролевых играx "Суд над Интернет" и "Суд над информационными технологиями", на котором учащиеся 11-x классов (социально-правовой профиль) попытаются определить положительные и отрицательные стороны развития информационных технологий и в частности сети Интернет; на уроках "Поиск информации в глобальной сети", учащиеся 9 – 10х классов знакомятся с различными поисковыми ресурсами сети Интернет, методами поиска информации; учатся выбирать оптимальные средства поиска информации в зависимости от поставленной задачи, но также в этот день можно посетить виртуальную экскурсию в «Музей Интернет». Учащиеся 7 – 8 классов участвуют в увлекательной игре «Наперегонки по Интернету», где ребята, получив задания от педагога должны найти образовательную информацию.

Информационные технологии, используемые в Кингисеппской гимназии, постоянно эволюционируют. Учителя и учащиеся постоянно учатся применять новые информационные средства и системы. Для этого в гимназии создано единое информационно-образовательное пространство, включающие в себя Internet-кабинет, 2 кабинета информатики, лекционный зал, кабинет проектной методики, школьный ЦИТ, актовый зал и административные кабинеты, объединенные комбинированной локальной сетью. 60% рабочих мест имеет доступ в Интернет. Работа сети регламентируется через сервер гимназии с помощью программного комплекса Traffic Inspector.

Цифровая информационная среда помогает изменить практику распространения информации в школе, что в свою очередь, приводит к перераспределению ответственности за результаты учебной работы, дает учителю новый уровень свободы в принятии решений об изменении организации и методов обучения и принципиально меняет его работу.

Компьютер – это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым, простым, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными. Использование технологии мультимедиа базируется на подходах, в основе которых лежат естественное любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства.

Таким образом, мультимедиа начинает выступать как средство для построения учебного процесса, а компьютер превращается в обычный рабочий инструмент ученика, каким сегодня является книга и карандаш, и побуждает учителя переходить от простого обучения к сотрудничеству с учеником.