Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся с группой слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначающих признаки предметов;
- Развитие умения ставить к ним вопросы;
- воспитывать интерес к родному языку и потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.
Урок состоит из следующих этапов:
- Организационный момент. Он настраивает учащихся на четкую грамотную работу на весь урок.
- Постановка цели урока.
- Минутка чистописания.
- Повторение полученных знаний о существительных.
- Открытие нового.
Учащиеся, называя различные предметы, изображенные на доске, делают вывод о необходимости подобрать к ним признаки, чтобы каждый предмет стал особенным, ярким, красочным. - Физминутка.
- Первичное закрепление:
- работа по учебнику (дети учатся ставить вопросы к словам-признакам);
- самостоятельная творческая работа (учащиеся совершенствуют свою устную и письменную речь, подбирая и записывая в заданный текст нужные слова-признаки и озаглавливая его);
- игра «Найди слово-признак». - Итог урока.
- Домашнее задание.
Форма урока: урок-путешествие.
Дети вместе со сказочным персонажем Лесовичком-Боровичком попадают в лес, на который злая колдунья напустила свои чары, в результате чего пропали приметы (признаки) всех предметов, находящихся в лесу.
По ходу урока ученики, выполняя ряд заданий (отгадывают загадки, восстанавливают деформированное предложение, проговаривают чистоговорку), снимают злые чары и прогоняют колдунью. В результате все предметы в лесу приобретают свои признаки.
Дети учатся называть эти признаки, задавать к ним вопросы, делают вывод о роли слов-признаков в нашей речи.
Урок проводится в игровой форме с учетом возрастных особенностей, с использованием наглядного материала. Учащиеся работают с интересом, очень активно.
Ход урока
I. Организационный момент.
Работаем, быстро, четко. В тетрадях пишем аккуратно и грамотно.
Открыли тетради, записали число.
Сегодня мы продолжим путешествие по стране Речь.
– С какой частью речи мы уже познакомились?
– Какие слова называются именами существительными?
II. Постановка цели:
Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной частью речи и узнаем, какую роль она выполняет в русском языке. А поможет нам в этом один сказочные человечек, к нему в гости мы и отправимся. Куда?
Отгадайте загадку:
Есть у ребят зеленый друг,
Весёлый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
или
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем.(Лес)
Это лес. Итак, в путь.
III. Минуты чистописания.
Давайте нарисуем лес в тетрадь.
ЛмЛм (Л – стройные высокие деревья, м – пышные кустарники)
IV. Повторение изученного.
Чтобы не заблудиться, надо выбрать правильную дорогу. Составьте предложение:
в, извилистая, уводит, тропинка, лес
Ком-ие c места
Извилистая тропинка уводит в лес.
– Назвать в предложении имя существительное.
Посмотрите, как постаралось имя существительное. Сколько предметов в лесу! Назовите их.
– На какой вопрос отвечают эти слова?
– Как они называются? (неодуш. сущ.)
– Всё ли в лесу, как обычно?
V. Открытие нового.
– Береза, какая?
– Дуб, какой?
– Небо, какое?
Трудно признать эти предметы и сказать, какие они. Наверное, что-то случилось в лесу. Вот и Лесовичка-Боровичка не видно. Злая колдунья напустила на лес злые чары и пропали приметы всех предметов, находящихся в лесу. Давайте снимем эти злые чары, прогоним колдунью. Для этого нужно произнести чистоговорку (стоя)
Чистоговорка
Там-там-там – мы бродили по лесам.
Али-али-али – некрасивые стояли.
Оч-оч-оч – захотелось нам помочь.
Он-он-он – тут раздался перезвон.
Тим-тим, трали-вали – мы колдунью прочь прогнали.
Посмотрите, какие чудеса начали происходить в лесу. Каждый предмет cтановится каким-то особенным.
На доске
Берёза (какая?) золотая, белоствольная, красивая, высокая.
В тетради
Дерево (какое?) зеленое, мощное, пышное.
Лес (какой?) красивый, нарядный, осенний.
Слова, которые мы подобрали к каждому предмету, – это их признаки.
Признаки – это те приметы, по которым вы всегда признаете данные предметы.
Послушайте, я назову несколько признаков, а вы отгадайте, о каком предмете идет речь.
Круглый, полосатый, сладкий, красный (Арбуз)
Трудная, долгая, короткая, асфальтированная (Дорога)
– Почему было легко узнать предмет? (много слов-подсказок – указаны приметы или признаки)
– На какие вопросы отвечают слова-признаки? (Слова, которые отвечают на вопросы Какая? Какой? Какое? Какие? и обозначают признаки, называются именами прилагательными.)
– Какие слова называют прилагательными?
Но вот набежала тучка и полил дождик.
VI. Физминутка.
Сверкнула молния,
Ударил гром,
Пошел дождь,
Капля раз, капля два, капля три.
Капля каплю догони.
VII. Первичное закрепление.
Работа по учебнику.
Упражнение № 62 (устно по ? учебника)
А теперь прочитаем стих без выделенных слов.
– Какой тест ярче, выразительнее? Почему? (Выделенные слова “раскрашивают” текст, помогают лучше представаить картину, нарисованную словами).
– Какую важную роль играют имена прилагательные!
Творческая работа
А вот и Лесовичок-Боровичок. Оказывается он бродил пол лесу, осматривал свои владения и написал небольшой рассказ.
Доска
Как красив… лес! Стоят … сосны и ели. Берёзки надели … платья. На рябинах горят …гроздья.
– Хороший текст?
– Что нужно сделать, чтобы текст стал более выразительным, ярче? (дописать имена прилагательные).
Самостоятельно. Озаглавьте текст. Спишите, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные.
Проверка 2 рассказа.
Лесовичку-Боровичку понравились ваши рассказы. И он хочет с вами поиграть.
Игра. Я называю слова, когда вы услышите прилагательное, надо хлопнуть в ладоши.
VIII. Итог.
Проверим, насколько вы были сегодня внимательны.
– На какие вопросы отвечают слова, какие вы подобрали?
– Что они обозначают?
– Как называются?
– Какую роль выполняют имена прилагательные?