Конспект урока русского языка "Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с группой слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначающих признаки предметов;
  2. Развитие умения ставить к ним вопросы;
  3. воспитывать интерес к родному языку и потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.

Урок состоит из следующих этапов:

  1. Организационный момент. Он настраивает учащихся на четкую грамотную работу на весь урок.
  2. Постановка цели урока.
  3. Минутка чистописания.
  4. Повторение полученных знаний о существительных.
  5. Открытие нового.
    Учащиеся, называя различные предметы, изображенные на доске, делают вывод о необходимости подобрать к ним признаки, чтобы каждый предмет стал особенным, ярким, красочным.
  6. Физминутка.
  7. Первичное закрепление:
    - работа по учебнику (дети учатся ставить вопросы к словам-признакам);
    - самостоятельная творческая работа (учащиеся совершенствуют свою устную и письменную речь, подбирая и записывая в заданный текст нужные слова-признаки и озаглавливая его);
    - игра «Найди слово-признак».
  8. Итог урока.
  9. Домашнее задание.

Форма урока: урок-путешествие.

Дети вместе со сказочным персонажем Лесовичком-Боровичком попадают в лес, на который злая колдунья напустила свои чары, в результате чего пропали приметы (признаки) всех предметов, находящихся в лесу.

По ходу урока ученики, выполняя ряд заданий (отгадывают загадки, восстанавливают деформированное предложение, проговаривают чистоговорку), снимают злые чары и прогоняют колдунью. В результате все предметы в лесу приобретают свои признаки.

Дети учатся называть эти признаки, задавать к ним вопросы, делают вывод о роли слов-признаков в нашей речи.

Урок проводится в игровой форме с учетом возрастных особенностей, с использованием наглядного материала. Учащиеся работают с интересом, очень активно.

Ход урока

I. Организационный момент.

Работаем, быстро, четко. В тетрадях пишем аккуратно и грамотно.

Открыли тетради, записали число.

Сегодня мы продолжим путешествие по стране Речь.

– С какой частью речи мы уже познакомились?

– Какие слова называются именами существительными?

II. Постановка цели:

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной частью речи и узнаем, какую роль она выполняет в русском языке. А поможет нам в этом один сказочные человечек, к нему в гости мы и отправимся. Куда?

Отгадайте загадку:

Есть у ребят зеленый друг,
Весёлый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
или
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем.(Лес)

Это лес. Итак, в путь.

III. Минуты чистописания.

Давайте нарисуем лес в тетрадь.

ЛмЛм (Л – стройные высокие деревья, м – пышные кустарники)

IV. Повторение изученного. 

Чтобы не заблудиться, надо выбрать правильную дорогу. Составьте предложение:

в, извилистая, уводит, тропинка, лес

Ком-ие c места

Извилистая тропинка уводит в лес.

Назвать в предложении имя существительное.

Посмотрите, как постаралось имя существительное. Сколько предметов в лесу! Назовите их.

– На какой вопрос отвечают эти слова?

– Как они называются? (неодуш. сущ.)

– Всё ли в лесу, как обычно?

V. Открытие нового.

Береза, какая?

– Дуб, какой?

– Небо, какое?

Трудно признать эти предметы и сказать, какие они. Наверное, что-то случилось в лесу. Вот и Лесовичка-Боровичка не видно. Злая колдунья напустила на лес злые чары и пропали приметы всех предметов, находящихся в лесу. Давайте снимем эти злые чары, прогоним колдунью. Для этого нужно произнести чистоговорку (стоя)

Чистоговорка 

Там-там-там – мы бродили по лесам.
Али-али-али – некрасивые стояли.
Оч-оч-оч – захотелось нам помочь.
Он-он-он – тут раздался перезвон.
Тим-тим, трали-вали – мы колдунью прочь прогнали.

Посмотрите, какие чудеса начали происходить в лесу. Каждый предмет cтановится каким-то особенным.

На доске

Берёза (какая?) золотая, белоствольная, красивая, высокая.

В тетради

Дерево (какое?) зеленое, мощное, пышное.
Лес (какой?) красивый, нарядный, осенний.

Слова, которые мы подобрали к каждому предмету, – это их признаки.

Признаки – это те приметы, по которым вы всегда признаете данные предметы.

Послушайте, я назову несколько признаков, а вы отгадайте, о каком предмете идет речь.

Круглый, полосатый, сладкий, красный (Арбуз)
Трудная, долгая, короткая, асфальтированная (Дорога)

– Почему было легко узнать предмет? (много слов-подсказок – указаны приметы или признаки)

– На какие вопросы отвечают слова-признаки? (Слова, которые отвечают на вопросы Какая? Какой? Какое? Какие? и обозначают признаки, называются именами прилагательными.)

– Какие слова называют прилагательными?

Но вот набежала тучка и полил дождик.

VI. Физминутка.

Сверкнула молния,
Ударил гром,
Пошел дождь,
Капля раз, капля два, капля три.
Капля каплю догони.

VII. Первичное закрепление.

Работа по учебнику.

Упражнение № 62 (устно по ? учебника)

А теперь прочитаем стих без выделенных слов.

– Какой тест ярче, выразительнее? Почему? (Выделенные слова “раскрашивают” текст, помогают лучше представаить картину, нарисованную словами).

– Какую важную роль играют имена прилагательные!

Творческая работа 

А вот и Лесовичок-Боровичок. Оказывается он бродил пол лесу, осматривал свои владения и написал небольшой рассказ.

Доска

Как красив… лес! Стоят … сосны и ели. Берёзки надели … платья. На рябинах горят …гроздья.

– Хороший текст?

– Что нужно сделать, чтобы текст стал более выразительным, ярче? (дописать имена прилагательные).

Самостоятельно. Озаглавьте текст. Спишите, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные.

Проверка 2 рассказа.

Лесовичку-Боровичку понравились ваши рассказы. И он хочет с вами поиграть.

Игра. Я называю слова, когда вы услышите прилагательное, надо хлопнуть в ладоши.

VIII. Итог. 

Проверим, насколько вы были сегодня внимательны.

– На какие вопросы отвечают слова, какие вы подобрали?

– Что они обозначают?

– Как называются?

– Какую роль выполняют имена прилагательные?