Древнеримские учителя говорили: «Vitae, non scholae discimus»,что означает: «Учимся для жизни, а не для школы». И в XXI веке эта цель образования остается актуальной. Жизненно необходимое умение – это умение общаться. Именно коммуникативность предполагает формирование навыков общения разного уровня–от способности сопереживания другому лицу (эмпатии) до диалога культур. Речевое развитие учащихся– важнейший аспект языкового, литературного образования и обучения для жизни.
Урок проводится с целью формирования коммуникативной компетенции (способности и реальной готовности к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию) для развития умений и навыков речевого общения, соответствующих коммуникативной ситуации. Коммуникативные умения и навыки – это умения и навыки речевого общения с учетом того, с кем мы говорим, где говорим и с какой целью.
Для этого на уроке используется презентация, диалоговые формы обучения.
Систематизация знаний о стилях речи, развитие умений проводится на 3 уровнях:
- этапе актуализации знаний (работа с упражнением учебника);
- этапе контроля умений применять знания в стандартных условиях (анализ стихотворения М.И. Цветаевой «Родина» с использованием метода «кластер»);
- этапе контроля умений применять знания в нестандартных условиях (лингвистический эксперимент, создание учебного проекта «Взаимосвязь стиля текста и речевой ситуации», на котором обучающиеся учатся составлять тексты различных стилей речи в определенных речевых ситуациях).
Итогом работы является смоделированная ситуация литературной гостиной.
Кроме того, формирование речеведческих знаний и речевых навыков и умений важны и для подготовки выпускников к сдаче экзамена в формате ЕГЭ. Анализ предложенного текста (задания Б8), сочинение по предложенному тексту (часть С) позволяют проверить коммуникативную компетентность учащихся.
Цели урока:
Образовательные: (слайд 2)
- Повторять, обобщать и систематизировать сведения о стилях речи. Выявлять языковые отличительные особенности текстов разных стилей.
- Составлять собственные тексты различных стилей речи на заданную тему в зависимости от речевой ситуации.
Развивающие:
- Развивать логические умения: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал, аргументировать свою точку зрения.
- Работать в группах и самостоятельно, уметь вести деловое обсуждение и анализировать свое поведение во время беседы с партнерами по общению, учитывая коммуникабельность, степень корректности в отношениях с учителями, друзьями.
- Формировать умения принимать решения, основанные на взаимопонимании и взаимодействии.
- Проявлять творческие способности.
- Осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности.
- Совершенствовать навыки монологической и диалогической речи.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру речи, бережное отношение к слову, потребность сохранять чистоту языка.
- Дать обучающимся возможность осмыслить свое отношение к русскому языку, овладевать нормами языка и этикета для использования в речевой практике.
- Способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
Цели учителя:
- Актуализировать личный опыт и знания учеников по изученной ранее теме. Помочь в самоопределении и личном целеполагании учеников по отношению к теме.
- Способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика.
- Развивать ассоциативное, образное мышление, навыки анализа текста.
- Организовать подготовку к ЕГЭ.
Цели ученика:
- Усвоить основные понятия темы «Стили речи».
- Научиться применять стили речи по ситуации, научиться обобщать и систематизировать изученное.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков (создание проекта).
Технология: информационно-коммуникативная (презентация) с элементами проектной технологии, использование диалоговых форм обучения.
Формы организации работы детей: индивидуальная и групповая работа учащихся по заданиям учителя, самостоятельная работа; коллективная; фронтальная, аналитическое чтение.
Формы организации работы учителя: организация контроля усвоения содержания уроков по теме с помощью проблемных, развивающих задач, создание проекта, побуждение учащихся на изучение новой темы.
Оборудование: на доске схема «Стили речи», мультимедиапроектор, раздаточный материал (приложения).
ХОД УРОКА
Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
Г. Гегель
I. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель. Доказать учащимся важность воспитания речевой культуры, о которой много говорят СМИ. Речь наших современников многими воспринимается и оценивается как сниженная, ненормативная. При этом нередко подчеркивается катастрофическое состояние современного русского языка, ведущее к его разрушению и гибели. Наш родной язык, по определению К.Г. Паустовского, явление уникальное, удивительное. Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса: как сделать так, чтобы мы могли найти слова для выражения своих мыслей в любой ситуации, чтобы выбранная лексика соответствовала конкретной ситуации общения.
– Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.
– Для чего нужно знать стили речи?
– Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ?
Учащиеся: – Повторить термины, определять языковые особенности и сферы функционирования стилей; - определять ситуацию общения; - повторить нормы современного литературного языка
Учитель: Полученный опыт работы поможет во время ЕГЭ проанализировать данный текст и написать сочинение - рассуждение по этому тексту. Систематизируем мы знания о стилях речи, создав учебный проект.
II. Актуализация знаний. Задание.
Укажите, признаки каких стилей имеют следующие словосочетания. Выпишите их по группам. Упр. 338, уч. Русский язык. А.И. Власенков. Л.М. Рыбченкова. 10-11 кл. (слайд 3)
III. Контроль умений применять знания в стандартных условиях
Учитель: Основной критерий хорошей речи — коммуникативная целесообразность речи. Коммуникативные качества хорошей речи: точность речи, ясность, чистота речи, выразительность, богатство (разнообразие лексических и грамматических средств), уместность. Проанализируем стихотворение М.И. Цветаевой «Родина» (Приложение 3) (слайды 4-5) (Приложение 2)
Учитель: Сформулируйте основную мысль текста, какие образы помогают раскрыть основную мысль? Мы сможем это сделать, используя метод кластера. (Приложение 4). Выделите ключевые слова. Какое настроение передаёт автор?
Учащийся: Это патриотическая лирика, размышления автора о том, что умещается в слове Родина. Автор выражает трепетную любовь ко всему, что считает своей Родиной, надежду на возвращение, Ключевые слова передают дисгармонию внутреннего состояния с окружающей жизнью, показывают трагичность мироощущения поэта, обречённого на жизнь вдали, которая зовет ее вернуться.
Учитель: Каким изобразительно-выразительным средствам отведена ключевая роль в произведении? (анафора, метафора, гипербола)
– Определите стилистическую интонацию стихотворения ( Родина живёт в сердце героини стихотворения, именно поэтому так страстно звучит её монолог, так много эмоций в него вложено. Восклицательные знаки — свидетельство экспрессивности речи – в конце каждой строфы. В В каждой строфе – тире. Их постановка связана со смысловым выделением слов и словосочетаний, эти знаки связаны с экспрессивностью поэтического монолога)
– В стихотворении много противопоставлений, характерных для поэтики М.И. Цветаевой (чужбина – родина; даль – близь). Укажите термин, которым обозначается этот прием. (антитеза)
– Как вы понимаете смысл заключительной строфы стихотворения?
Словарная работа: патриотизм (слайд 6)
Учитель: Из чего же вырастает огромная человеческая любовь к Родине? Вспомните, что такое проблема текста? Над какими проблемами заставляет нас задуматься автор? (слайд 7) (Построение предложений по речевому клише). (слайд 8)
Учитель: Определите стиль и тип речи
- художественный; рассуждение
- художественный; повествование
- публицистический; рассуждение
- научный; рассуждение-объяснение
IV. Контроль умений применять знания в нестандартных условиях
Учитель: Каждый день мы оказываемся в различных жизненных ситуациях, требующих от нас определенного опыта общения.
Постановка проблемного вопроса:
– Одинаково ли люди общаются, выражают свои мысли, чувства в различных жизненных ситуациях? Почему это происходит? (Учащиеся предлагают версии. Главная мысль: в повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст для комфортного речевого общения)
Учитель: Сейчас мы проведем лингвистический эксперимент и посмотрим, как может измениться текст, если изменится речевая ситуация (Приложение 5). Мы создадим учебный проект «Взаимосвязь стиля текста и речевой ситуации». (слайд 16)
Гипотеза: Если лирический текст оказывается в иной речевой ситуации, то стиль этого текста меняется.
Цель проекта: Доказать, что различные речевые ситуации влияют на выбор стиля речи.
Задачи проекта: (слайд 17)
- Вспомнить основные понятия темы «Стили речи».
- Закрепить знания о стилях речи.
- Изучить структуру понятия «Речевая ситуация».
- Найти взаимосвязь речевой ситуации и стиля речи, создав собственные тексты, используя стихотворение «Родина» и факты биографии М.И. Цветаевой.
Этап 1. Определение основных понятий темы. Обсуждение.
- Продолжи фразу «Стиль – это…». (слайд 9)
- Почему стили в лингвистике называют функциональными? Разговорный (слайд 14), научный (слайд 13), художественный (Слайд 10), официально-деловой, (слайд 12) публицистический. (слайд11)
- Что такое стилистический жанр?
- Как соотносятся понятия «функциональный стиль и «стилистический жанр»?
- Какая классификация функциональных стилей существует?
- Почему не все исследователи включают в эту классификацию стиль художественной литературы?
- От чего зависит выбор того или иного стиля речи?
Этап 2. Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Внесите в схему названия стилей речи в зависимости от цели общения (общение с кем-нибудь, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь).(ПАМЯТКА кластер)
(Учащиеся рассказывают об основных характеристиках стилей речи. Раздаточный материал Приложение 1)
Этап 3. Задание: (по группам) Выбор стиля учащиеся производят самостоятельно.
Учитель: Сегодня на уроке мы на основе стихотворения «Родина» и фактов биографии М.И.Цветаевой будем создавать тексты различных стилей в определенных речевых ситуациях. Форма работы: групповая. Вы должны в зависимости от заданной ситуации создать свой текст, чтобы он соответствовал обстановке, адресату и задачам речевой ситуации. Как говорила М.И. Цветаева: «Чтение – это прежде всего сотворчество». Цель данного этапа урока: подвигнуть детей на решение проблемы многообразия стилей, используемых в речи, уместное употребление их в разных ситуациях. (слайд 16)
Учитель: В. Солоухин говорил: «Если угодно, язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи». (слайд 15)
Темы:
- Научный стиль речи. Написать статью «Выразительно-изобразительные средства стихотворения «Родина», передающие авторское отношение к родному краю»
- Официально-деловой стиль речи. 12 июня 1939 года Марина Ивановна вернулась в Россию, но багаж, прибывший из Франции, она вызволяла целый год. Напишите заявление от лица М.И. Цветаевой на имя начальника железнодорожного вокзала с просьбой найти ее багаж.
- Публицистический стиль речи. В 1936 году Марина Ивановна написала статью «Поэт и время». Попробуйте рассказать о назначении поэта и поэзии с точки зрения поэтессы.
- Разговорный стиль речи. Диалог подруг о смерти поэтессы.
Этап 4. Защита представляет собой единый сюжет. Учащиеся объясняют выбор стиля созданного текста. (слайд 18)
«Замечательное событие произошло в нашей школе - вечер поэзии, посвященный творчеству М.И. Цветаевой. Журналисты и фоторепортеры не дремлют. Прочитав множество стихотворений поэтессы, изучив трагедию ее судьбы, они написали статью «Поэт и время» в школьную газету (чтение статьи).
Как ни любила Марина Ивановна Россию, как ни стремилась воссоединиться с ней, но Родина приняла ее недружелюбно. Целый год она искала свой багаж. Ей пришлось писать заявления в различные инстанции (чтение).
Группа теоретиков-лингвистов проанализировала творчество поэтессы и написала научную статью «Выразительно-изобразительные средства стихотворения «Родина», передающие авторское отношение к родине-чужбине » (чтение).
В перерыве ребята услышали диалог старшеклассниц о последних днях жизни поэта, о ее трагическом ощущении ненужности. Девочки, обвиняя эпоху и время, с болью говорили о несправедливости жизни, о том, что Россия не может достойно оценить своих детей при жизни.
Этап 5. Взаимоэкспертиза. Соответствуют ли жанры услышанных текстов функциям и языковым нормам определенных стилей (пользоваться раздаточным материалом, приложение 1)
Этап 6. Вывод. Учащиеся. Гипотеза о том, что стили текста и речевая ситуация взаимосвязаны, подтвердилась.
V. Рефлексия учебной деятельности
Учитель: Сопоставьте свое поведение в учебной ситуации и свое личностное развитие. Поразмышляйте о том, что думали, чувствовали или делали в определенной ситуации, как часто появлялось что-то новое, проанализируйте, как вы воспринимали ситуацию в группе: вам было комфортно? В каких заданиях вы испытывали трудность? Используя приобретённые на уроке умения и навыки, вы сможете применить полученные знания в разных сферах жизнедеятельности, на экзамене.
Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию.
Я.А. Коменский (слайд 20)
Домашнее задание (по группам): Составить буклеты: «Публицистический стиль речи», «Научный стиль речи», «Официально-деловой стиль речи», «Разговорный стиль речи».