Цели:
- сформировать представление о значении почв для жизни и деятельности человека;
- познакомить с мероприятиями сохранения свойств почв;
- исследовать влияние хозяйственной деятельности человека на состояние почвы;
- привить бережное отношение к ресурсам нашей Родины.
Тип урока: комбинированный.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, работа по карточкам, исследовательская работа в группах, дискуссионный, метод алгоритма, проектная деятельность.
Оборудование: проектор, карта «Почвы России», индивидуальные карточки, образцы почвы местного пастбища, фотографии растительного покрова и почвенной фауны местного пастбища.
Ход урока
I. Организация на урок.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Проверка домашнего задания:
1) Работа по индивидуальным карточкам.
а) Установить соответствие почв и природных зон:
подзолистые | сухие степи, полупустыни | |
чернозёмные | тайга | |
бурые | лесостепи, степи | |
серые лесные каштановые | полупустыни |
б) В какие группы можно объединить слова:
арктические почвы, песчаная почва, глинистая почва, каштановые почвы, чернозёмы, климат, растительный покров, материнская порода.
в) На фрагменте карты знаком «!» показать ареал распространения чернозёмов, знаком «*» – мерзлотно-таёжных почв, знаком «?» – бурых полупустынных.
г) Работа с классом.
Цифровой диктант. (1 – верное утверждение, 0 – неверное утверждение)
Я утверждаю, что:
- почвы горных районов щебнистые;
- в Сибири преобладают подзолистые почвы;
- с осветлением почв растёт их засоленность;
- наиболее благоприятная для развития сельскохозяйственной растений зернистая или комковатая структура;
- песок и глина являются почвой;
- чернозёмы мощностью 1 метр имеют возраст около 20000 лет;
- солончаки образуются при подъёме воды по капиллярам почвы и и испарении её;
- в торфяно- болотных почвах содержащих гумуса больше , чем в чернозёмах;
- горные породы, на которых образуются почвы, не влияют на её свойства;
- для образования плодородной почвы достаточно 100 лет;
(Ответы: 1, 0, 1, 1, 0, 1, 1, 1, 0, 0.)
Итог по домашнему заданию:
– Назовите основные типы почв нашей страны.
– От чего зависит плодородие почв?
– Назовите «царя» почв.
IV. Изучение нового материала.
1) – Вспомните что такое почвенные ресурсы?
Запись в тетрадь: Почва – источник получения сельскохозяйственного сырья и сельскохозяйственной продукции.
2) Работа с материалом учебника (страница 132)
– Изучите раздел «Значение почвы для жизни человека», в тетрадь в виде пунктов плана записать, в чём заключается значение почвы.
Проверка написанной работы.
3) – Почву необходимо охранять.
Работа с материалом учебника (страница 132)
– Изучите раздел «От чего нужно охранять почву» и составьте схему «Разрушение почвы»
4) – Какой процесс наиболее разрушительный?
5) – Изучите на экране интерактивной доски схему «Причины развития эрозии почв».
– Как вы думаете, какие мероприятия необходимо провести, чтобы предотвратить разрушение почв?
Сообщения учащихся «Мероприятия по охране почв»:
а) водная и ветровая эрозия;
б) мелиорация почв.
– Изучите на экране интерактивной доски рисунок «Воздействие сельскохозяйственной обработки полей на окружающую среду».
– К каким неблагоприятным изменениям почв приводит их использование под пашню?
– Проследите, каким путём удобрения и ядохимикаты, используемые в сельском хозяйстве, попадают в атмосферу, в грунтовые воды, в реки и озёра.
Вывод: Мероприятия по охране почв и повышению её плодородия необходимы, так как своим существованием человек обязан почве (90% пищи человек получает в виде урожаев с обработанной земли и ещё 8% за счёт выпаса скота на лугах и пастбищах).
6) – Изучите карту «Почвы и почвенные ресурсы». Как вы думаете, в каких районах нашей страны преобладает орошение, осушение, химическая мелиорация?
V. Групповая исследовательская работа.
– На экскурсии по местному предприятию – свиноводческому комплексу «Нива Приазовья» – мы узнали много нового и интересного о европейских технологиях выращивания свиней. Несмотря на то, что это предприятие одно из высокотехнологичных в Краснодарском крае, на нём не до конца усовершенствована система навозоудаления. А с территорией комплекса граничит пастбище и пашня.
Ваша задача:
1 группа:
а) определить по образцу почвы её механический состав;
б) по фотографиям растительного покрова пастбища, снятым в 2007 и 2008 годах, определить степень изменения растительного покрова и составить прогноз будущего этой территории.
2 группа:
а) определить по образцу почвы её механический состав;
б) по фотографиям почвенной фауны пастбища, снятым в 2007 и 2008 годах, определить степень изменения количества почвенных животных и составить прогноз будущего этой территории.
Результаты исследования:
1 группа – Растительный покров исчезнет с территории пастбища к 2011 году.
2 группа – Почвенная фауна исчезнет с территории пастбища к 2010 году.
Общий результат исследования: пастбище, прилегающее к свиноводческому комплексу, полностью исчезнет через 200 лет.
VI. Дискуссия по выявившейся проблеме.
– Какие меры вы можете предложить по сохранению пастбища?
Рассмотрите и обсудите несколько вариантов:
а) закрыть свиноводческий комплекс;
б) обратиться в соответствующие службы по охране природы;
в) другие варианты;
Обсуждение данной проблемы и выступление учащихся:
- Закрыть предприятие нельзя – это важное звено АПК Краснодарского края.
- Написать письмо в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю.
- Провести озеленение территории.
- Разработать технологию изготовления из навоза сухих брикетов для топлива.
VII. Закрепление изученного материала:
По алгоритму на интерактивной доске ответить на вопросы таким образом, чтобы из букв в ячейках алгоритма сложился верный ответ на вопрос: «Какие почвы содержат наибольший слой гумуса?»
VIII. Итог урока
Какие почвы распространены в нашей местности? В чём их ценность? Главная задача человечества в обращении с почвой (беречь почвы, повышать их плодородие).
IX. Домашнее задание:
Составить путеводитель по станице Петровской (1 группа – территории с чистыми почвами; 2 группа – территории с загрязнёнными почвами).