Урок географии в 8-м классе "Человек и почва. Почвенные ресурсы России"

Разделы: География


Цели:

  • сформировать представление о значении почв для жизни и деятельности человека;
  • познакомить с мероприятиями сохранения свойств почв;
  • исследовать влияние хозяйственной деятельности человека на состояние почвы;
  • привить бережное отношение к ресурсам нашей Родины.

Тип урока: комбинированный.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, работа по карточкам, исследовательская работа в группах, дискуссионный, метод алгоритма, проектная деятельность.

Оборудование: проектор, карта «Почвы России», индивидуальные карточки, образцы почвы местного пастбища, фотографии растительного покрова и почвенной фауны местного пастбища.

Ход урока

I. Организация на урок.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Проверка домашнего задания:

1) Работа по индивидуальным карточкам.

а) Установить соответствие почв и природных зон:

подзолистые           сухие степи, полупустыни
чернозёмные   тайга
бурые   лесостепи, степи
серые лесные каштановые   полупустыни

б) В какие группы можно объединить слова:

арктические почвы, песчаная почва, глинистая почва, каштановые почвы, чернозёмы, климат, растительный покров, материнская порода.

в) На фрагменте карты знаком «!» показать ареал распространения чернозёмов, знаком «*» – мерзлотно-таёжных почв, знаком «?» – бурых полупустынных.

г) Работа с классом.

Цифровой диктант. (1 – верное утверждение, 0 – неверное утверждение)

Я утверждаю, что:

  • почвы горных районов щебнистые;
  • в Сибири преобладают подзолистые почвы;
  • с осветлением почв растёт их засоленность;
  • наиболее благоприятная для развития сельскохозяйственной растений зернистая или комковатая структура;
  • песок и глина являются почвой;
  • чернозёмы мощностью 1 метр имеют возраст около 20000 лет;
  • солончаки образуются при подъёме воды по капиллярам почвы и и испарении её;
  • в торфяно- болотных почвах содержащих гумуса больше , чем в чернозёмах;
  • горные породы, на которых образуются почвы, не влияют на её свойства;
  • для образования плодородной почвы достаточно 100 лет;

(Ответы: 1, 0, 1, 1, 0, 1, 1, 1, 0, 0.)

Итог по домашнему заданию:

– Назовите основные типы почв нашей страны.

– От чего зависит плодородие почв?

– Назовите «царя» почв.

IV. Изучение нового материала.

1) – Вспомните что такое почвенные ресурсы?

Запись в тетрадь: Почва – источник получения сельскохозяйственного сырья и сельскохозяйственной продукции.

2) Работа с материалом учебника (страница 132)

– Изучите раздел «Значение почвы для жизни человека», в тетрадь в виде пунктов плана записать, в чём заключается значение почвы.

Проверка написанной работы.

3) – Почву необходимо охранять.

Работа с материалом учебника (страница 132)

– Изучите раздел «От чего нужно охранять почву» и составьте схему «Разрушение почвы»

4) – Какой процесс наиболее разрушительный?

5) – Изучите на экране интерактивной доски схему «Причины развития эрозии почв».

– Как вы думаете, какие мероприятия необходимо провести, чтобы предотвратить разрушение почв?

Сообщения учащихся «Мероприятия по охране почв»:

а) водная и ветровая эрозия;
б) мелиорация почв.

– Изучите на экране интерактивной доски рисунок «Воздействие сельскохозяйственной обработки полей на окружающую среду».

– К каким неблагоприятным изменениям почв приводит их использование под пашню?

– Проследите, каким путём удобрения и ядохимикаты, используемые в сельском хозяйстве, попадают в атмосферу, в грунтовые воды, в реки и озёра.

Вывод: Мероприятия по охране почв и повышению её плодородия необходимы, так как своим существованием человек обязан почве (90% пищи человек получает в виде урожаев с обработанной земли и ещё 8% за счёт выпаса скота на лугах и пастбищах).

6) – Изучите карту «Почвы и почвенные ресурсы». Как вы думаете, в каких районах нашей страны преобладает орошение, осушение, химическая мелиорация?

V. Групповая исследовательская работа.

– На экскурсии по местному предприятию – свиноводческому комплексу «Нива Приазовья» – мы узнали много нового и интересного о европейских технологиях выращивания свиней. Несмотря на то, что это предприятие одно из высокотехнологичных в Краснодарском крае, на нём не до конца усовершенствована система навозоудаления. А с территорией комплекса граничит пастбище и пашня.

Ваша задача:

1 группа:

а) определить по образцу почвы её механический состав;
б) по фотографиям растительного покрова пастбища, снятым в 2007 и 2008 годах, определить степень изменения растительного покрова и составить прогноз будущего этой территории.

2 группа:

а) определить по образцу почвы её механический состав;
б) по фотографиям почвенной фауны пастбища, снятым в 2007 и 2008 годах, определить степень изменения количества почвенных животных и составить прогноз будущего этой территории.

Результаты исследования:

1 группа – Растительный покров исчезнет с территории пастбища к 2011 году.
2 группа – Почвенная фауна исчезнет с территории пастбища к 2010 году.

Общий результат исследования: пастбище, прилегающее к свиноводческому комплексу, полностью исчезнет через 200 лет.

VI. Дискуссия по выявившейся проблеме.

– Какие меры вы можете предложить по сохранению пастбища?

Рассмотрите и обсудите несколько вариантов:

а) закрыть свиноводческий комплекс;
б) обратиться в соответствующие службы по охране природы;
в) другие варианты;

Обсуждение данной проблемы и выступление учащихся:

  1. Закрыть предприятие нельзя – это важное звено АПК Краснодарского края.
  2. Написать письмо в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю.
  3. Провести озеленение территории.
  4. Разработать технологию изготовления из навоза сухих брикетов для топлива.

VII. Закрепление изученного материала:

По алгоритму на интерактивной доске ответить на вопросы таким образом, чтобы из букв в ячейках алгоритма сложился верный ответ на вопрос: «Какие почвы содержат наибольший слой гумуса?»

VIII. Итог урока

Какие почвы распространены в нашей местности? В чём их ценность? Главная задача человечества в обращении с почвой (беречь почвы, повышать их плодородие).

IX. Домашнее задание:

Составить путеводитель по станице Петровской (1 группа – территории с чистыми почвами; 2 группа – территории с загрязнёнными почвами).

Презентация.