Программа школьного лагеря "Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности"

Разделы: Общепедагогические технологии


Пояснительная записка

Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Учитель уже не является для наших детей единственным источником информации, всезнающим оракулом.

Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.

Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции.

И, наконец, коммуникативная компетентность становится ценностью современного общества. В связи с этим у педагогов возникает ряд проблем: определить, какие необходимо выработать у учеников умения для ее формирования (продуктивного общения ученика со сверстниками, техникой, с Интернетом, информационным полем и пр.)? В частности, как научить ученика формулировать вопросы для общения и поиска информации? Ведь компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использования.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения. К корректировке целей приводит понимание того, что образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. [3]

С целью развития навыков исследовательской деятельности и интеллектуальных творческих способностей учащихся 2-7 классов на базе МОУ СОШ № 4 организуется осенняя смена лагеря «Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности». Таким образом:

Цели лагеря: Выявление и развитие творческих, исследовательских возможностей, широты кругозора учащихся .

Задачи лагеря:

  • Создание и функционирование системы поиска и диагностики талантливых и творческих детей
  • Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности
  • Профориентация молодежи на наукоемкие профессии
  • Развитие познавательной активности учащихся, исследовательских умений и навыков, ознакомление с методами и приемами научного поиска

Осуществление проектно-исследовательской, творческой деятельности позволит учащимся развить свои навыки работы с различными источниками (историческими документами, периодической печатью и др.).

Следует отметить, что полученные в ходе осуществления проекта знания извлекаются с конкретной целью и являются объектом заинтересованности ученика. Это способствует их глубокому усвоению.

Проектная деятельность учащихся способствует истинному обучению, т.к. она:

  • личностно ориентирована;
  • характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения (самомотивируемо);
  • позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах; позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • позволяет самореализоваться учащимся и приносит им удовлетворение от собственного труда.

Механизм реализации программы

По программе трехдневной осенней смены лагеря «Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности» организовывается один отряд.

Программа представляет собой 7 занятий, на каждом из которых происходит обсуждение одного из понятий исследовательской деятельности. Занятия по продолжительности – 30 минут. А так же интеллектуальные игры.

Обстановка на занятиях должна способствовать диалогу его участников. Мотивация участников станет более стабильной в зависимости от их заинтересованности в ходе достижения индивидуальных и групповых результатов.

Реализация программы

Первый день

Занятие 1

Продолжительность занятия: 30 минут.

Цели занятия:

  1. Развивать у учащихся лингвистические умения: строить связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ.
  2. Учиться слушать других и себя.
  3. Развивать творческие способности учащихся.

Ход занятия

I. На доске в беспорядке написаны слова. Учащимся необходимо распределить эти слова по группам под общим понятием. Найти это общее понятие.

Корова, химия, диван, сентябрь, свекла, ручка, свинья, физика, кровать, июнь, картофель, карандаш, овца, математика, тахта, июль, капуста, тетрадь, лошадь, история, софа, август, морковь, пенал.

Время выполнения задания – 2 минуты.

II. На доске в три столбца написаны слова. Необходимо за 3 минуты рядом со словом написать его антоним (противоположное значение слова).

верх...            прибыль...            центр...
старший...   мелкий...   осуждать,
позже...   предлагать...   защита...
вражда...   повреждение...   вместе...

III. Составление коллективного рассказа по заданной теме. На доске написана тема рассказа. Каждый учащийся называет по одному предложению. Каждое последующее предложение является продолжением рассказа. Задание выполняется быстро, без особых раздумий. Время выполнения – 10 минут.

IV. Для составления рассказа на доске написаны слова девочка, костюм, цветок, ключ, крокодил, корабль, земля, солнце, радость, удовольствие. Каждому учащемуся предлагается составить свой рассказ, использовав предложенные слова. В каждом предложении должно быть использовано по одному слову.

Все рассказы зачитываются и определяются их достоинства и недостатки.

Занятие 2

Продолжительность занятия: 30 минут.

Цели занятия:

  1. Продолжить с учащимися работу по развитию лингвистических умений.
  2. Развивать творческое мышление, наблюдательность, оригинальность мышления, память.
  3. Развивать наблюдательность, оригинальность мышления, ассоциативное мышление.
  4. Способствовать развитию креативности, положительных эмоций.

Ход занятия

I. На доске прикреплены листы бумаги с написанным на них текстом.

Про ворона и павлина
В парке дворца на ветку апельсинового дерева села черная ворона. По ухоженному газону гордо расхаживал павлин. Ворона прокаркала: «Кто мог позволить такой нелепой птице появиться в нашем парке? С каким самомнением она выступает, будто это султан собственной персоной. Взгляните только, какие у нее безобразные ноги. А ее оперение – что за отвратительный синий цвет? Такой цвет я бы никогда не носила. Свой хвост тащит за собой будто лисица». Ворона замолкла, выжидая. Павлин помолчал какое-то время, а потом ответил, грустно улыбаясь: «Думаю, что в твоих словах нет правды. То плохое, что ты обо мне говоришь, объясняется недоразумением. Ты говоришь, что я – гордячка, потому что я хожу с высоко поднятой головой, от этого перья у меня на плечах поднимаются дыбом, а двойной подбородок портит мне шею. На самом деле я – все что угодно, только не гордячка. Я прекрасно знаю все, что уродливо во мне, знаю, что мои ноги пожилые и в морщинах. Как раз это больше всего и огорчает меня, поэтому-то я и поднимаю так высоко голову, чтобы не видеть своих безобразных ног. Ты видишь только то, что у меня некрасиво, и закрываешь глаза на мои достоинства и мою красоту. Разве тебе это не пришло в голову? То, что ты называешь безобразием, как раз больше всего и нравится во мне людям».

Учащиеся должны списать текст в тетрадь. Для этого нужно встать и подойти к любому из листочков, посмотреть в текст, вернуться на место и записать то, что удалось запомнить с первого раза. Подходить к тексту можно столько, сколько нужно. Пометок делать нельзя. Время выполнения задания – 15 минут. За это время необходимо полностью переписать текст в свою тетрадь.

II. Когда ребята выполнят задание, им необходимо задать следующие вопросы:

  1. Интересно ли было выполнять задание?
  2. Было ли задание трудным? Если да, то почему?
  3. Каким словом можно назвать качество человека, которое иллюстрирует данная притча?

III.

  1. Расшифровать предложение, написанное на доске. И ответить на вопрос: «Так это или нет?». ВСЕЛЮдибольшиеималенькиеЗлыеинеоченьНАЧАльникииПОДчиненныеЛюбятСКазки.
  2. Ответить на вопросы.
    • Какие сказки Вы любите и почему?
    • Пробовали Вы писать сказки или нет?
    • Что из этого получалось?

Второй день

Занятие 3

Продолжительность занятия: 30 минут.

Цели занятия:

  1. Развивать умения размышлять и анализировать, делать собственные оригинальные выводы.
  2. Сформировать представление о проблеме исследования

Ход занятия

I. Проблема исследования

Материал рабочей тетради – Савенков А.И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. Учебник-тетрадь для учащихся среденй школы. – М.: Генезис, 2005.

II. Подумай, какие проблемы тебя интересуют, и запиши их.

III. Индивидуально ребята задают вопросы персонажам сказки «Красная шапочка». Они могут быть такими:

  1. Почему мама отпустила девочку одну в лес?
  2. Почему мама так редко встречается с бабушкой, что даже не знает о ее болезни?
  3. Почему мама не пошла, навещать бабушку вместе с девочкой?
  4. Почему девочка вступает в разговор с волком?
  5. Почему девочка, зная, что у нее больная бабушка, теряет время, собирая в лесу цветы и ягоды?

IV. На доске прикреплен лист ватмана. У детей в руках цветы. С помощью этих цветов предлагается ответить на вопрос: продолжить или прекратить занятия. На ватман каждый прикрепляет свой цвет: зеленый цветок – занятия продолжить, красный – уменьшить нагрузку, черный – занятия прекратить.

Занятие 4

Продолжительность занятия: 30 минут

Цели занятия:

  • Развивать у учащихся лингвистические умения: строить связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ.
  • Учиться слушать других и себя.
  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Научить определять цели исследования.

Ход занятия

I. Вопросы в помощь при выборе темы

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы:

  • Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, биологией или психологией и др.)?
  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
  • Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
  • Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Запиши выбранную тему исследования.

II. Цели исследования

Материал рабочей тетради – Савенков А.И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. Учебник-тетрадь для учащихся среденй школы. – М.: Генезис, 2005.

Занятие 5 

Продолжительность занятия: 30 минут.

Цели занятия:

  1. Развивать у учащихся лингвистические умения: строить связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ.
  2. Учиться слушать других и себя.
  3. Развивать творческие способности учащихся.
  4. Научить определять задачи исследования.

Ход занятия

I. Задачи исследования

II. Гипотеза исследования

Материал рабочей тетради – Савенков А.И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. Учебник-тетрадь для учащихся среденй школы. – М.: Генезис, 2005.

Третий день 

Занятия 6-7

Ход занятия

I. Организация и методика исследования

II. Подумать самому

Материал рабочей тетради – Савенков А.И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. Учебник-тетрадь для учащихся среденй школы. – М.: Генезис, 2005.

III. Игра «Глухой телефон»

IV. Подведение итогов.

Литература:

  1. Андреева Т.А., учитель начальных классов. Интеллектуальная игра по предметам. urok.1sept.ru/index.php?numb_artic=416420
  2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001. С.23-28.
  3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. С. 3-6.
  4. Савенков А.И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. Учебник-тетрадь для учащихся среденй школы. – М.: Генезис, 2005.
  5. Фришман И. Учебно-образовательная программа «Достижении-Я». //Школьное планирование. - № 2. – 2007. – С. 50-74.