Цели урока:
- Познакомить учащихся с тремя основными состояниями физических тел (1-я линия – развития – уметь объяснять мир).
- Развивать умения использовать свой опыт наблюдения и на этой основе делать выводы.
- Воспитывать чувство любви, благодарности ко всему окружающему, учиться видеть в нем удивительное, интересное, познавательное (2-я линия развития – уметь объяснять свое отношение к миру).
Оборудование: предметы твердые, жидкости, мультимедийный проектор, презентация в программе POWER POI NT.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Учитель показывает деревянный брусок из дерева, демонстрирует воду в бутылке, брызгает туалетной водой.
-Ребята, что вы заметили? Что вы можете сказать об увиденном?
(Предположение детей)
-Нас окружают различные предметы, по-другому их называют физические тела. Как вы думаете, они все одинаковые? Чем они отличаются? (Слайд 1)
Твердые тела Жидкости Газы
-Давайте попробуем вместе выяснить, чем же отличаются тела, которые находятся в различных состояниях: твердом, жидком и газообразном.
-Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?
-Что мы узнаем на уроке?
3. Совместное открытие новых знаний.
Итак, обратите внимание на предметы на столе: бруски из строительного материала, бутылку с водой, блюдце, стакан.
-Возьмите брусок, попробуйте изменить его форму.
Можно сжать его? (Нет. Он не сжимается).
-А придать ему форму круга? (Нет).
-Как вы думаете почему? (Этот предмет твердый, поэтому изменить его форму нельзя.) (Слайд 2).
-Да, ребята. Значит, твердые физические тела всегда сохраняют свою форму.
-А теперь возьмем бутылку с водой. Перельем воду из бутылки в стакан, что мы заметим? (Изменилась форма воды.)
А теперь из стакана перельем воду в блюдце. ( Вода приняла форму блюдца.)
(Слайд 2).
-Что вы заметили? Какой вывод можно сделать? Жидкости меняют свою форму в зависимости от формы посуды, в которой они находятся.
-Ребята, а чем мы дышим? (Воздухом)
-А что представляет собой воздух? Мы его видим? (нет)
-Воздух – это газ. (Учитель брызгает туалетной водой.)
-Что вы почувствовали? (Запах.)
-Как вы думаете, почему вы ощутили запах, ведь у доски распылились только у доски. (Предположение детей.) (Слайд 2).
-Газ имеет свойство заполнить все пространство.
-Как мы догадаемся, что кто-то забыл закрыть кран газовой плиты?
-Почему это опасно? Что нужно сделать?
- Какие еще запахи мы чувствуем? Приведите свои примеры.
Физкультминутка.
4. Первичное закрепление знаний.
-Ребята, знаете, что предметы, окружающие нас, очень любят путешествовать. Оказывается вода – великая путешественница. Об этом мы сейчас с вами прочитаем сказку.
Сказка о путешествие воды. (Слайд 3)
Однажды в теплый день вода в озере отдыхала. Ярко светило солнышко. Вода разнежилась от жары и превратилась в прозрачный пар. Он был таким легким, что быстро унесся в холодную высь и там превратился в белое облачко. Ветер носил облака по небу и собирал их в белое облачко. Ветер носил облака по небу и собирал их в большие тучи. Наконец тучам стало так тесно, что они начали толкаться, грохотать и метать молнии. От обиды у них потекли слезы, которые люди назвали дождем. Дождь падал на землю. Вода собиралась в ручейки и стекала в озеро. Оно снова наполнилось до краев, и в следующий жаркий день история повторилась с самого начала.
- На самом деле такое превращение называется «Круговорот воды в природе».
В какой сказке происходит превращение воды, которое огорчило деда и бабку? («Снегурочка» Дети рассматривают иллюстрацию к сказке и еще раз подтверждают свои предположения о воде.)
-А если воду охладить, поместить, например, в морозильник, что мы заметим? (Вода превратится в лед.)
-Какое это состояние воды? (Твердое).
-Оказывается, обыкновенная вода, которую мы пьем, используем в своих целях – удивительное вещество. Она может быть жидкая, твердая и газообразная.
А теперь выполним задание в тетради №2. Подпишите. Что за свойство газа, жидкости и твердого тела?
- А теперь давайте поиграем в игру « Каждому предмету свое место». Я называю предмет, а вы определяете его место. (Парта, пенал, линейка, чай, молоко, вода, вода, кислород, пар). (Слайд 4)
-Молодцы!
5. Итог урока.
Что нового вы узнали для себя на уроке?
-Ответили ли мы на главный вопрос урока?
-С какими основными состояниями тел мы сегодня с вами познакомились?
Теперь пришла пора проверить ваши знания.
Тест. (Слайд 5-14)
Спасибо за урок!