Окружающий мир в 1-м классе "Твердые тела, жидкости и газы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с тремя основными состояниями физических тел (1-я линия – развития – уметь объяснять мир).
  2. Развивать умения использовать свой опыт наблюдения и на этой основе делать выводы.
  3. Воспитывать чувство любви, благодарности ко всему окружающему, учиться видеть в нем удивительное, интересное, познавательное (2-я линия развития – уметь объяснять свое отношение к миру).

Оборудование: предметы твердые, жидкости, мультимедийный проектор, презентация в программе POWER POI NT.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.  

Учитель показывает деревянный брусок из дерева, демонстрирует воду в бутылке, брызгает туалетной водой.

-Ребята, что вы заметили? Что вы можете сказать об увиденном?

(Предположение детей)

-Нас окружают различные предметы, по-другому их называют физические тела. Как вы думаете, они все одинаковые? Чем они отличаются? (Слайд 1)

Твердые тела Жидкости Газы

-Давайте попробуем вместе выяснить, чем же отличаются тела, которые находятся в различных состояниях: твердом, жидком и газообразном.

-Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?

-Что мы узнаем на уроке?

3. Совместное открытие новых знаний.

Итак, обратите внимание на предметы на столе: бруски из строительного материала, бутылку с водой, блюдце, стакан.

-Возьмите брусок, попробуйте изменить его форму.

Можно сжать его? (Нет. Он не сжимается).

-А придать ему форму круга? (Нет).

-Как вы думаете почему? (Этот предмет твердый, поэтому изменить его форму нельзя.) (Слайд 2).

-Да, ребята. Значит, твердые физические тела всегда сохраняют свою форму.

-А теперь возьмем бутылку с водой. Перельем воду из бутылки в стакан, что мы заметим? (Изменилась форма воды.)

А теперь из стакана перельем воду в блюдце. ( Вода приняла форму блюдца.)

(Слайд 2).

-Что вы заметили? Какой вывод можно сделать? Жидкости меняют свою форму в зависимости от формы посуды, в которой они находятся.

-Ребята, а чем мы дышим? (Воздухом)

-А что представляет собой воздух? Мы его видим? (нет)

-Воздух – это газ. (Учитель брызгает туалетной водой.)

-Что вы почувствовали? (Запах.)

-Как вы думаете, почему вы ощутили запах, ведь у доски распылились только у доски. (Предположение детей.) (Слайд 2).

-Газ имеет свойство заполнить все пространство.

-Как мы догадаемся, что кто-то забыл закрыть кран газовой плиты?

-Почему это опасно? Что нужно сделать?

- Какие еще запахи мы чувствуем? Приведите свои примеры.

Физкультминутка.

4. Первичное закрепление знаний.

-Ребята, знаете, что предметы, окружающие нас, очень любят путешествовать. Оказывается вода – великая путешественница. Об этом мы сейчас с вами прочитаем сказку.

Сказка о путешествие воды. (Слайд 3)

Однажды в теплый день вода в озере отдыхала. Ярко светило солнышко. Вода разнежилась от жары и превратилась в прозрачный пар. Он был таким легким, что быстро унесся в холодную высь и там превратился в белое облачко. Ветер носил облака по небу и собирал их в белое облачко. Ветер носил облака по небу и собирал их в большие тучи. Наконец тучам стало так тесно, что они начали толкаться, грохотать и метать молнии. От обиды у них потекли слезы, которые люди назвали дождем. Дождь падал на землю. Вода собиралась в ручейки и стекала в озеро. Оно снова наполнилось до краев, и в следующий жаркий день история повторилась с самого начала.

- На самом деле такое превращение называется «Круговорот воды в природе».

В какой сказке происходит превращение воды, которое огорчило деда и бабку? («Снегурочка» Дети рассматривают иллюстрацию к сказке и еще раз подтверждают свои предположения о воде.)

-А если воду охладить, поместить, например, в морозильник, что мы заметим? (Вода превратится в лед.)

-Какое это состояние воды? (Твердое).

-Оказывается, обыкновенная вода, которую мы пьем, используем в своих целях – удивительное вещество. Она может быть жидкая, твердая и газообразная.

А теперь выполним задание в тетради №2. Подпишите. Что за свойство газа, жидкости и твердого тела?

- А теперь давайте поиграем в игру « Каждому предмету свое место». Я называю предмет, а вы определяете его место. (Парта, пенал, линейка, чай, молоко, вода, вода, кислород, пар). (Слайд 4)

-Молодцы!

5. Итог урока.

Что нового вы узнали для себя на уроке?

-Ответили ли мы на главный вопрос урока?

-С какими основными состояниями тел мы сегодня с вами познакомились?

Теперь пришла пора проверить ваши знания.

Тест. (Слайд 5-14)

Спасибо за урок!

Презентация