Урок-путешествие по русскому языку "Правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного числа"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Совершенствовать навыки правильного написания окончаний имен прилагательных единственного числа.
  2. Повторить правописание непроизносимых согласных в конце слова; разбор по членам предложения.
  3. Закрепить навыки в определении падежей имен прилагательных;
  4. Развивать орфографическую зоркость.
  5. Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
  6. Воспитывать чувство восхищения прекрасным; любовь и интерес к предмету; любовь к прекрасному.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Оборудование: план-карта; схема-плакат об имени прилагательном; задания на карточках (индивидуальные); флажки с буквами з, е, м, л, я; тест «Окончания имен прилагательных»; картинка-корабль; красные, зеленые и желтые маленькие кораблики по количеству учащихся.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Прозвенел звонок. Внимание!
Проверь дружок, готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?

– Проверили?

– Ребята, посмотрите внимательно на облачка. (Слайд 1)

– Какое из них вам больше нравится?

Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока оно останется таким же.

2. Минутка чистописания.

– Начинаем урок с минутки чистописания. Откройте тетради, спишите с доски число, месяц, «классная работа». (Дежурный ведет класс.)

(Слайд 2)

ой, ый, ий, ая, яя, ое, ее,
ого, его, ым, им, ом, ем, ыми, ими.

– Что напоминают вам эти буквосочетания?

Мы будем писать эти окончания, (объясняю, пишут). А как вы считаете эти окончания, какой части речи?

3. Сообщение темы урока.

– Значит сегодня на уроке мы будем вести речь об именах прилагательных. А точнее о правописании падежных окончаний имен прилагательных единственного числа.

4. Словарная работа. (Слайд 3)

– Замените эти слова однокоренными из «Словаря». Напишите. Поставьте знаки ударения и подчеркните непроверяемые безударные гласные.

Субботний, капустный, московский, заячий, комнатный, воробьиный, осиновый, геройский, огуречный.

(Суббота, капуста, Москва, заяц, комната, воробей, осина герой, огурец.)

Проверка.

5. Повторение.

– Школа – «наш второй дом» – говорим мы. А еще мы сравниваем ее с большим кораблем, который, каждый год, 1 сентября, отправляется в далекое, увлекательное, таинственное, полное приключений, – плавание за знаниями.

– Помните строчки:

Сейчас наша вахта у школьной доски –
Так значит немного мы все моряки.
Нам жажда открытий знакома –
Дороги у нас далеки.

– Давайте же мы сегодня станем теми моряками и отправимся в путешествие по морю Прилагательных, чтобы проверить и показать уже полученные знания. (Слайд 4)

– Готовы! Так в путь!

– А вот и первый остров в нашем море – Остров Повторения. (Слайд 5) Вдали виден Мыс Ошибок.

– Странный листок выпал из судового журнала. На нем имена прилагательные, но соленая морская вода размыла чернила (свиток-задание, а на нем слова).

Здесь призыв о помощи (читаю). (Слайд 6)

«– SOS! Помогите мне! Запишите слова в два столбика и объясните свой выбор».

Чудесный, доблестный, ужасный, радостный, прелестный, интересный, прекрасный, известный.

(Учащиеся слушают и группируют их по правилам; записывают.)

– Назовите орфограммы, прочитайте слова. Проверяем (один ученик читает слова, выделяя сочетание СН; второй – рассказывает правило о непроизносимых согласных и читает слова из второго столбика). (Слайд 7)

6. Основная часть.

– Путешествуем дальше. Мы в заливе Прилагательных. (Слайд 8)

Ответьте на вопросы:

– Для чего нужны прилагательные?

– Что такое имя прилагательное?

– С какой частью речи связано имя прилагательное?

– Поговорим о безударных окончаниях имен прилагательных. (Слайд 9)

– Составьте словосочетания, согласуя имена в роде, числе и падеже.

– Запишите словосочетания в тетради.

– Каким членом предложения бывает имя прилагательное? (Определением.) Докажите на примере предложения.

– Составьте предложение со словосочетанием синее море.

Мы плывем по синему морю (ср.р., ед.ч., д.п.)

– Запишите это предложение, обратите внимание на согласование в роде, числе и падеже, (гл. слово – море, зависимое – синее, по синему морю (ср.р., ед.ч.; Д.п)

7. Физкультминутка.

Штормы и ветры нам не страшны,
Ждут берега нас далекой страны.
Пусть бури и ветры, с тобой, верный друг,
И в помощь протянут тебе сорок рук.

8. Индивидуальная работа с дифференцированными заданиями.

– Займите места в своих каютах. Смотрите, под парусами вьются флажки на ветру. В каждом из них – задания для вас. Вам нужно их выполнить, (выполняют, объясняют, вешают флажки). (Приложение 1)

– Если правильно развешать флажки, то можно узнать, что увидел вдалеке капитан судна. (Получается слово ЗЕМЛЯ.)

– Правильно! Земля! Это Остров Поэзии. (Слайд 10)

9. Синтаксический разбор предложения.

– Ученик читает выразительно строки. (Слайд 11)

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что кинул он в краю далеком?
Что ищет он в краю родном?

– Кто автор этих замечательных строк? (М.Ю. Лермонтов.)

– Запишите 1-е предложение в тетрадь, разберите по членам предложения и частям речи. (1 ученик рассказывает.)

– Определите падеж имен прилагательных в этих предложениях.

10. Закрепление. Творческая работа.

(На слайде 12 «рваный» текст, вместо прилагательных – юрские волны.)

– Вы знаете, что на корабле ежедневно ведется судовой журнал. Допишите сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения.

(Читаю рассказ без имен прилагательных, дети предлагают варианты устно, каждый записывает свой рассказ.)

Стоял день. Над нами небо. Раскинулось море. Показался остров. На берегу песок. Весь остров покрывала трава. В глубине острова стояла крепость. Мы так радовались путешествию!

– Прочитайте свои рассказы. (2 ученика у доски.)

11. Проверка знаний.

– Вот она крепость! Она поможет мне проверить ваши знания окончаний имен прилагательных с помощью теста. Вы должны закрасить камни башни с правильными ответами (раздаю тесты). (Приложение 2)

– 1-й ряд камней под крышей: выделите окончания имен прилагательных мужского рода (ый, ий, ой).

– 2-й ряд камней: выделите окончания имени прилагательного в словосочетании зимним утром.

– Какой это падеж?

– 3-й ряд камней: выделите окончания имен прилагательных женского рода (ая, яя).

– 4-й ряд камней: выделите окончание имени прилагательного в словосочетании в синей воде.

– Определите падеж.

– 5-й ряд камней: выделите окончания имен прилагательных среднего рода (ое, ее).

Взаимопроверка

12. Итог урока.

– Ребята! Мы побывали с вами в море Прилагательных. Что повторили? Какую работу выполнили?

– Еще много нового впереди, потому что мы с вами еще долго будем путешествовать в Стране Знаний.

13. Рефлексия.

– Я хочу узнать, как вы усвоили правила написания окончаний имен прилагательных единственного числа.

– Если знаете окончания прилагательных – берете красный кораблик.

– Если знаете, но немного сомневаетесь – берете зеленый кораблик.

– Если вы без помощи не сможете написать – желтый кораблик.

– Счастливого пути и попутного ветра!

Урок окончен.

14. Домашнее задание.

Презентацию вы можете получить у автора статьи.