Цели:
- Совершенствовать навыки правильного написания окончаний имен прилагательных единственного числа.
- Повторить правописание непроизносимых согласных в конце слова; разбор по членам предложения.
- Закрепить навыки в определении падежей имен прилагательных;
- Развивать орфографическую зоркость.
- Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
- Воспитывать чувство восхищения прекрасным; любовь и интерес к предмету; любовь к прекрасному.
Тип урока: обобщение изученного материала.
Оборудование: план-карта; схема-плакат об имени прилагательном; задания на карточках (индивидуальные); флажки с буквами з, е, м, л, я; тест «Окончания имен прилагательных»; картинка-корабль; красные, зеленые и желтые маленькие кораблики по количеству учащихся.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Прозвенел звонок. Внимание!
Проверь дружок, готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
– Проверили?
– Ребята, посмотрите внимательно на облачка. (Слайд 1)
– Какое из них вам больше нравится?
Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока оно останется таким же.
2. Минутка чистописания.
– Начинаем урок с минутки чистописания. Откройте тетради, спишите с доски число, месяц, «классная работа». (Дежурный ведет класс.)
(Слайд 2)
ой, ый, ий, ая, яя, ое, ее,
ого, его, ым, им, ом, ем, ыми, ими.
– Что напоминают вам эти буквосочетания?
Мы будем писать эти окончания, (объясняю, пишут). А как вы считаете эти окончания, какой части речи?
3. Сообщение темы урока.
– Значит сегодня на уроке мы будем вести речь об именах прилагательных. А точнее о правописании падежных окончаний имен прилагательных единственного числа.
4. Словарная работа. (Слайд 3)
– Замените эти слова однокоренными из «Словаря». Напишите. Поставьте знаки ударения и подчеркните непроверяемые безударные гласные.
Субботний, капустный, московский, заячий, комнатный, воробьиный, осиновый, геройский, огуречный.
(Суббота, капуста, Москва, заяц, комната, воробей, осина герой, огурец.)
Проверка.
5. Повторение.
– Школа – «наш второй дом» – говорим мы. А еще мы сравниваем ее с большим кораблем, который, каждый год, 1 сентября, отправляется в далекое, увлекательное, таинственное, полное приключений, – плавание за знаниями.
– Помните строчки:
Сейчас наша вахта у школьной доски –
Так значит немного мы все моряки.
Нам жажда открытий знакома –
Дороги у нас далеки.
– Давайте же мы сегодня станем теми моряками и отправимся в путешествие по морю Прилагательных, чтобы проверить и показать уже полученные знания. (Слайд 4)
– Готовы! Так в путь!
– А вот и первый остров в нашем море – Остров Повторения. (Слайд 5) Вдали виден Мыс Ошибок.
– Странный листок выпал из судового журнала. На нем имена прилагательные, но соленая морская вода размыла чернила (свиток-задание, а на нем слова).
Здесь призыв о помощи (читаю). (Слайд 6)
«– SOS! Помогите мне! Запишите слова в два столбика и объясните свой выбор».
Чудесный, доблестный, ужасный, радостный, прелестный, интересный, прекрасный, известный.
(Учащиеся слушают и группируют их по правилам; записывают.)
– Назовите орфограммы, прочитайте слова. Проверяем (один ученик читает слова, выделяя сочетание СН; второй – рассказывает правило о непроизносимых согласных и читает слова из второго столбика). (Слайд 7)
6. Основная часть.
– Путешествуем дальше. Мы в заливе Прилагательных. (Слайд 8)
Ответьте на вопросы:
– Для чего нужны прилагательные?
– Что такое имя прилагательное?
– С какой частью речи связано имя прилагательное?
– Поговорим о безударных окончаниях имен прилагательных. (Слайд 9)
– Составьте словосочетания, согласуя имена в роде, числе и падеже.
– Запишите словосочетания в тетради.
– Каким членом предложения бывает имя прилагательное? (Определением.) Докажите на примере предложения.
– Составьте предложение со словосочетанием синее море.
Мы плывем по синему морю (ср.р., ед.ч., д.п.)
– Запишите это предложение, обратите внимание на согласование в роде, числе и падеже, (гл. слово – море, зависимое – синее, по синему морю (ср.р., ед.ч.; Д.п)
7. Физкультминутка.
Штормы и ветры нам не страшны,
Ждут берега нас далекой страны.
Пусть бури и ветры, с тобой, верный друг,
И в помощь протянут тебе сорок рук.
8. Индивидуальная работа с дифференцированными заданиями.
– Займите места в своих каютах. Смотрите, под парусами вьются флажки на ветру. В каждом из них – задания для вас. Вам нужно их выполнить, (выполняют, объясняют, вешают флажки). (Приложение 1)
– Если правильно развешать флажки, то можно узнать, что увидел вдалеке капитан судна. (Получается слово ЗЕМЛЯ.)
– Правильно! Земля! Это Остров Поэзии. (Слайд 10)
9. Синтаксический разбор предложения.
– Ученик читает выразительно строки. (Слайд 11)
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что кинул он в краю далеком?
Что ищет он в краю родном?
– Кто автор этих замечательных строк? (М.Ю. Лермонтов.)
– Запишите 1-е предложение в тетрадь, разберите по членам предложения и частям речи. (1 ученик рассказывает.)
– Определите падеж имен прилагательных в этих предложениях.
10. Закрепление. Творческая работа.
(На слайде 12 «рваный» текст, вместо прилагательных – юрские волны.)
– Вы знаете, что на корабле ежедневно ведется судовой журнал. Допишите сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения.
(Читаю рассказ без имен прилагательных, дети предлагают варианты устно, каждый записывает свой рассказ.)
Стоял день. Над нами небо. Раскинулось море. Показался остров. На берегу песок. Весь остров покрывала трава. В глубине острова стояла крепость. Мы так радовались путешествию!
– Прочитайте свои рассказы. (2 ученика у доски.)
11. Проверка знаний.
– Вот она крепость! Она поможет мне проверить ваши знания окончаний имен прилагательных с помощью теста. Вы должны закрасить камни башни с правильными ответами (раздаю тесты). (Приложение 2)
– 1-й ряд камней под крышей: выделите окончания имен прилагательных мужского рода (ый, ий, ой).
– 2-й ряд камней: выделите окончания имени прилагательного в словосочетании зимним утром.
– Какой это падеж?
– 3-й ряд камней: выделите окончания имен прилагательных женского рода (ая, яя).
– 4-й ряд камней: выделите окончание имени прилагательного в словосочетании в синей воде.
– Определите падеж.
– 5-й ряд камней: выделите окончания имен прилагательных среднего рода (ое, ее).
Взаимопроверка
12. Итог урока.
– Ребята! Мы побывали с вами в море Прилагательных. Что повторили? Какую работу выполнили?
– Еще много нового впереди, потому что мы с вами еще долго будем путешествовать в Стране Знаний.
13. Рефлексия.
– Я хочу узнать, как вы усвоили правила написания окончаний имен прилагательных единственного числа.
– Если знаете окончания прилагательных – берете красный кораблик.
– Если знаете, но немного сомневаетесь – берете зеленый кораблик.
– Если вы без помощи не сможете написать – желтый кораблик.
– Счастливого пути и попутного ветра!
Урок окончен.
14. Домашнее задание.
Презентацию вы можете получить у автора статьи.