Цели урока:
- Восстановить знания о второстепенных членах предложения, их основной функции – распространении предложения.
- Дать понятие об определении, способах его выражения, стилистической функции в тексте.
- Научить выделять согласованные и несогласованные определения.
- Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся.
- Обогащать речь учащихся, с помощью определений делать её красочнее и полнее.
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами контроля знаний.
Метод: исследование.
Формы работы:
- тестирование,
- словарная работа,
- синтаксический разбор предложения,
- редактирование текста,
- мини-проект.
Средства обучения:
- компьютер, интерактивная доска (ИД),
- учебник под ред. С.Г.Бархударова,
- произведения А.С.Пушкина.
Ход урока.
I. Организация внимания.
II. Сообщение темы и целей урока.
На этом уроке мы начинаем изучение второстепенных членов предложения. Первый урок в этом разделе посвящён определениям. Мы вспомним, что такое определение, узнаем, какими они бывают. Мы научимся находить в предложении определения и уместно употреблять их в речи.
III. Актуализация ранее изученного.
На данном этапе закрепляем
- знания о синтаксисе как разделе науки о языке – восстановление опорной схемы на интерактивной доске;
- умение определять способы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание) – распределительный диктант;
- умение пользоваться толковым словарём при определении лексического значения слова;
- развиваем орфографическую зоркость.
Индивидуальные задания (выполняют 3 человека: 2 - у доски, 1 – в тетради).
- восстановить опорную схему на ИД <Приложение 1>
- выполнить упражнение на доске (вставить пропущенные буквы, графически объяснить орфограммы)
Комендан…ский,
красивый каза…кий,
о(б,п)шитый г…лунами,
высокая с…бол…я.
с з…л…тыми к…стями,
его св…ркающие,
каза…кие,
- определить по толковому словарю и словарю устаревших слов значение слов: галуны, кафтан, комендант, старшины.
2. Распределительный диктант (3 человека у доски заполняют таблицу).
Заполните таблицу, распределяя словосочетания по способу связи.
Праздничная иллюминация, иллюстрации лектора, искусство строить, современные аттракционы, аллегории в басне, комиссия построже, талантливые режиссёры, ассистент экзаменатора, территория слева, профессия режиссёра, конгресс сторонников мира.
Обоснуйте свой выбор (учащиеся рассказывают о согласовании, управлении и примыкании).
- Какая орфограмма повторяется в каждом словосочетании? (удвоенная согласная)
3. Проверка индивидуальных заданий. <Приложение 2>
IV. Изучение нового материала.
Наблюдение.
Работа по заполненной в ходе распределительного диктанта таблице.
- В чём сходство всех словосочетаний в таблице? Обратите внимание на смысловую связь в них (во всех словосочетаниях общее грамматическое значение – определительное, зависимые слова отвечают на вопрос какой?).
- Какую синтаксическую роль в предложении будут играть все зависимые слова? Подчеркните их как члены предложения (определения).
- Какими же частями речи могут быть выражены определения?
- прилагательными,
- причастиями,
- местоимениями,
- существительными,
- инфинитивом глагола,
- прилагательным в сравнительной степени,
- словосочетанием,
- наречием
- Какие из данных частей речи согласуются с главным словом в роде, числе и падеже? (1 столбик)
- Какие - не согласуются? (2 и 3 столбики)
Вывод.
Обобщающая беседа и самостоятельное заполнение таблицы (мини-проект) <Приложение 3>
- Что обозначает определение?
- На какие вопросы отвечает?
- К каким частям речи относится?
- Какой частью речи может быть выражено?
- Какие виды определений существуют?
Закрепление.
Выполнение упр. 174 устно (замените согласованные определения несогласованными)
- кожаная куртка – куртка из кожи,
- иллюстрированные журналы – журналы с иллюстрациями,
- автомобильная стоянка – стоянка для автомобилей,
- горные вершины – вершины гор,
- черноглазая девушка – девушка с черными глазами.
Составьте предложения, употребив согласованные и несогласованные определения (по 2 предложения для 5 вариантов).
V. Закрепление изученного. Работа с художественным текстом.
На данном этапе ученики определяют произведение, автора прочитанного текста (ИД), литературного героя, эпизод; объясняют значение устаревших слов; восстанавливают текст, используя определения из индивидуального задания (б) и определяют стилистическую роль определений; выполняют морфемный, синтаксический разборы, выясняют этимологию слова «сверчок».
- Прочитайте отрывок из произведения и определите автора, название произведения, рассказчика, главного героя, эпизод. <Приложение 4>
Он [Пугачёв] сидел в креслах на крыльце дома. На нём был кафтан. Шапка была надвинута на глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Старшины окружали его.
- Определите стиль и тип речи, укажите недочёты в отрывке.
Текст-описание, а определений нет.
- Восстановите текст, используя определения. <Приложение 4>
Комендантский,
красивый казацкий,
обшитый галунами,
высокая соболья.
с золотыми кистями,
его сверкающие,
казацкие,
Пугачёв сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нём был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Казацкие старшины окружали его.
- Выделите определения, назовите согласованные и несогласованные определения, определите стилистическую роль этих определений.
- Что называют определения в тексте?
(Место действия, принадлежность, материал, размеры, цвет, форму, состояние, дают оценку).
- Назовите слова, отражающие эпоху.
Ученики называют устаревшие слова, а ученик, выполнявший индивидуальное задание (в), даёт толкование слов.
- Выполните морфемный разбор слова «сверкающие». Определите, будет ли ему родственным слово «сверчок»? (Да, эти слова родственные).
- Выполните синтаксический разбор 2 предложения, постройте схему.
- Определите стилистическую функцию определений в поэтических произведениях А.С.Пушкина. <Приложение4>
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
VI. Тестирование
Определите вид определения. <Приложение 5>
- Макароны по-флотски
- Кареглазый юноша
- Тёмно-синяя туча
- Желание учиться
- Наш рассказ
- Его рассказ
- Книга поинтереснее
- Закрывшаяся дверь
- Третий ряд
- Некоторые ученики
- Девушка с голубыми глазами
- Дом в три этажа
Ответ: НССНСННСССНН
VII. Итог урока.
- Что называется определением?
- Какими бывают определения?
- Какую роль играют определения в художественном тексте?
В художественном стиле определения чаще всего выполняют функцию изобразительно-выразительного средства. Чаще всего используются оценочные определения – эпитеты. Они создают более полный образ и делают речь более выразительной.
VIII. Домашнее задание.
Упр. 175, п. 17.