Урок русского языка в 8-м классе с применением компьютерных технологий по теме "Второстепенные члены предложения. Определение"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Восстановить знания о второстепенных членах предложения, их основной функции – распространении предложения.
  2. Дать понятие об определении, способах его выражения, стилистической функции в тексте.
  3. Научить выделять согласованные и несогласованные определения.
  4. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся.
  5. Обогащать речь учащихся, с помощью определений делать её красочнее и полнее.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами контроля знаний.

Метод: исследование.

Формы работы:

  1. тестирование,
  2. словарная работа,
  3. синтаксический разбор предложения,
  4. редактирование текста,
  5. мини-проект.

Средства обучения:

  • компьютер, интерактивная доска (ИД),
  • учебник под ред. С.Г.Бархударова,
  • произведения А.С.Пушкина.

Ход урока.

I. Организация внимания.

II. Сообщение темы и целей урока.

На этом уроке мы начинаем изучение второстепенных членов предложения. Первый урок в этом разделе посвящён определениям. Мы вспомним, что такое определение, узнаем, какими они бывают. Мы научимся находить в предложении определения и уместно употреблять их в речи.

III. Актуализация ранее изученного.

На данном этапе закрепляем

  1. знания о синтаксисе как разделе науки о языке – восстановление опорной схемы на интерактивной доске;
  2. умение определять способы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание) – распределительный диктант;
  3. умение пользоваться толковым словарём при определении лексического значения слова;
  4. развиваем орфографическую зоркость.

Индивидуальные задания (выполняют 3 человека: 2 - у доски, 1 – в тетради).

  1. восстановить опорную схему на ИД <Приложение 1>
  2. выполнить упражнение на доске (вставить пропущенные буквы, графически объяснить орфограммы)
    Комендан…ский,
    красивый каза…кий,
    о(б,п)шитый г…лунами,
    высокая с…бол…я.

    с з…л…тыми к…стями,
    его св…ркающие,
    каза…кие,

  3. определить по толковому словарю и словарю устаревших слов значение слов: галуны, кафтан, комендант, старшины.

2. Распределительный диктант (3 человека у доски заполняют таблицу).

Заполните таблицу, распределяя словосочетания по способу связи.

Праздничная иллюминация, иллюстрации лектора, искусство строить, современные аттракционы, аллегории в басне, комиссия построже, талантливые режиссёры, ассистент экзаменатора, территория слева, профессия режиссёра, конгресс сторонников мира.

Обоснуйте свой выбор (учащиеся рассказывают о согласовании, управлении и примыкании).

- Какая орфограмма повторяется в каждом словосочетании? (удвоенная согласная)

3. Проверка индивидуальных заданий. <Приложение 2>

IV. Изучение нового материала.

Наблюдение.

Работа по заполненной в ходе распределительного диктанта таблице.

  1. В чём сходство всех словосочетаний в таблице? Обратите внимание на смысловую связь в них (во всех словосочетаниях общее грамматическое значение – определительное, зависимые слова отвечают на вопрос какой?).
  2. Какую синтаксическую роль в предложении будут играть все зависимые слова? Подчеркните их как члены предложения (определения).
  3. Какими же частями речи могут быть выражены определения?
    • прилагательными,
    • причастиями,
    • местоимениями,
    • существительными,
    • инфинитивом глагола,
    • прилагательным в сравнительной степени,
    • словосочетанием,
    • наречием
  4. Какие из данных частей речи согласуются с главным словом в роде, числе и падеже? (1 столбик)
  5. Какие - не согласуются? (2 и 3 столбики)

Вывод.

Обобщающая беседа и самостоятельное заполнение таблицы (мини-проект) <Приложение 3>

    1. Что обозначает определение?
    2. На какие вопросы отвечает?
    3. К каким частям речи относится?
    4. Какой частью речи может быть выражено?
    5. Какие виды определений существуют?

Закрепление.

Выполнение упр. 174 устно (замените согласованные определения несогласованными)

  1. кожаная куртка – куртка из кожи,
  2. иллюстрированные журналы – журналы с иллюстрациями,
  3. автомобильная стоянка – стоянка для автомобилей,
  4. горные вершины – вершины гор,
  5. черноглазая девушка – девушка с черными глазами.

Составьте предложения, употребив согласованные и несогласованные определения (по 2 предложения для 5 вариантов).

V. Закрепление изученного. Работа с художественным текстом.

На данном этапе ученики определяют произведение, автора прочитанного текста (ИД), литературного героя, эпизод; объясняют значение устаревших слов; восстанавливают текст, используя определения из индивидуального задания (б) и определяют стилистическую роль определений; выполняют морфемный, синтаксический разборы, выясняют этимологию слова «сверчок».

  • Прочитайте отрывок из произведения и определите автора, название произведения, рассказчика, главного героя, эпизод. <Приложение 4>

Он [Пугачёв] сидел в креслах на крыльце дома. На нём был кафтан. Шапка была надвинута на глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Старшины окружали его.

  • Определите стиль и тип речи, укажите недочёты в отрывке.

Текст-описание, а определений нет.

Комендантский,
красивый казацкий,
обшитый галунами,
высокая соболья.

с золотыми кистями,
его сверкающие,
казацкие,

Пугачёв сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нём был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Казацкие старшины окружали его.

  • Выделите определения, назовите согласованные и несогласованные определения, определите стилистическую роль этих определений.

- Что называют определения в тексте?

(Место действия, принадлежность, материал, размеры, цвет, форму, состояние, дают оценку).

  • Назовите слова, отражающие эпоху.

Ученики называют устаревшие слова, а ученик, выполнявший индивидуальное задание (в), даёт толкование слов.

  • Выполните морфемный разбор слова «сверкающие». Определите, будет ли ему родственным слово «сверчок»? (Да, эти слова родственные).
  • Выполните синтаксический разбор 2 предложения, постройте схему.
  • Определите стилистическую функцию определений в поэтических произведениях А.С.Пушкина. <Приложение4>

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

VI. Тестирование

Определите вид определения. <Приложение 5>

    1. Макароны по-флотски
    2. Кареглазый юноша
    3. Тёмно-синяя туча
    4. Желание учиться
    5. Наш рассказ
    6. Его рассказ
    7. Книга поинтереснее
    8. Закрывшаяся дверь
    9. Третий ряд
    10. Некоторые ученики
    11. Девушка с голубыми глазами
    12. Дом в три этажа

Ответ: НССНСННСССНН

VII. Итог урока.

- Что называется определением?

- Какими бывают определения?

- Какую роль играют определения в художественном тексте?

В художественном стиле определения чаще всего выполняют функцию изобразительно-выразительного средства. Чаще всего используются оценочные определения – эпитеты. Они создают более полный образ и делают речь более выразительной.

VIII. Домашнее задание.

Упр. 175, п. 17.