Программа по русскому языку для старшеклассников, поступающих в высшие учебные заведения

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку показывает, что большая часть выпускников владеет основными базовыми умениями и навыками по предмету.

Вместе с тем выявлены слабые места знаний по предмету в орфографии, пунктуации, невысока общая лингвистическая подготовка по русскому языку: трудности при выделении грамматической основы предложения, определении части речи, способа словообразования, структуры сложного предложения, отсутствие лингвистической базы при речевых умений. Недостаточно развиты творческие способности учащихся и их самостоятельная деятельность по приобретению знаний.

Главная идея и цель программы: шире использовать работу с текстом, обучать анализу текста, т.е. проводить многоаспектный анализ текста:

  • композиционно-содержательный (определение темы, главной мысли текста, выделение микротем);
  • стилистический ( обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов);
  • типологический (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);
  • лингвистический анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор отдельных слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений);
  • анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений (орфографический и пунктуационный разбор).

Программа может быть реализована в рамках элективного курса в школе.

Основными формами проведения занятий являются лекции, практикумы, тематическое тестирование, итоговый контроль.

Содержательная сторона программы: проведение диагностических тестов, лекций, подбор упражнений, текстов, тренировочных тестов.

Программа рассчитана на 35 часов.

Состав группы - 20-25 человек.

Формы контроля за достижениями учащихся: текущая аттестация проводится путем оценки деятельности старшеклассников на практических занятиях на основании качества выполнения учебных занятий.

Принципы реализации программы

Данная программа призвана увлечь старшеклассников к подготовке ЕГЭ, успешной сдаче выпускных экзаменов и поступлению в высшие учебные заведения.

Основные принципы:

  • самостоятельность;
  • деятельность;
  • творчество;
  • контроль.

Алгоритм реализации программы

  1. Организация совещания при директоре. Обсуждение актуальности реализации программы в школе, ожидаемые результаты.
  2. Информация о целях программы. Набор группы через собеседование. Диагностика знаний учащихся на начальном этапе.
  3. Организация и проведение занятий, практическая деятельность учащихся.
  4. Диагностика на этапе завершения программы. Отслеживание результатов.
  5. Итоговое совещание при директоре школы с целью передачи программы педагогам.

Основное содержание курса

1. Общие сведения о русском языке

Современный русский литературный язык как предмет научного изучения. Русский литературный язык - нормированная и обработанная форма общенародного языка.

Язык и культура. Язык и история народа. Основные изменения в русском языке за последние десятилетия. Проблемы экологии языка.

Русский язык в современном мире. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Русские писатели о богатстве и художественной выразительности русского языка.

Лингвистика как наука о языке. Разделы лингвистики. Выдающиеся ученые-русисты.

Основные лингвистические словари.

2. Система языка

Язык как система. Основные уровни языка. Фонетика. Звук как единица языка. Классификация гласных и согласных звуков. Понятие о фонеме.

Ударение в русском языке. Смыслоразличительная роль словесного ударения.

Изобразительные средства фонетики русского языка.

Интонация. Основные элементы интонации (логическое ударение, пауза, повышение – понижение голоса, тон речи).

Лексика и фразеология. Слово как основная единица языка. Лексическое и грамматическое, прямое и переносное значения слов; однозначные и многозначные слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.

Исторические изменения в словарном составе языка. Архаизмы и историзмы.

Основные источники пополнения лексики. Неологизмы.

Происхождение слов: исконно русские и заимствованные слова. Старославянизмы. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова.

Диалектизмы, профессионализмы, слова – термины.

Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Источники фразеологизмов.

Лексические средства выразительности речи. Лексические словари русского языка.

Морфемика и словообразование. Морфема как единица языка. Чередование гласных и согласных в морфемах. Исторические изменения в структуре слов. Этимология как раздел лингвистики.

Основные способы образования слов в русском языке. Словообразовательные средства выразительности речи.

Морфология. Части речи в русском языке.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль.

Способы образования имен существительных.

Имя прилагательное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Разряды имен прилагательных по значению. Способы образования имен прилагательных.

Имя числительное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Числительные количественные и порядковые. Разряды количественных числительных.

Местоимение. Значение местоимений. Разряды. Склонение местоимений.

Глагол: значение. Постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Способы образования глаголов.

Причастие. Деепричастие.

Наречие. Значение наречий и их разряды. Способы образования наречий.

Практикум.

Служебные части речи. Предлог. Понятие о предлоге. Разряды предлогов. Функции предлогов.

Союз. Понятие о союзе. Разряды союзов по значению.

Частица. Понятие о частице. Разряды частиц по значению.

Междометие. Значение междометий. Морфологические средства выразительности речи.

Синтаксис. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи в словосочетаниях.

Простое предложение. Грамматическая основа. Виды простого предложения по цели высказывания, по интонации. Односоставные двусоставные предложения. Виды односоставных предложений.

Члены предложения: главные и второстепенные члены; способы выражения членов предложения. Распространенные нераспространенные предложения; полные и неполные предложения.

Однородные члены предложения.

Обособленные члены предложения.

Обращение. Вводные слова и вводные предложения.

Сложное предложение. Типы сложного предложения.

Союзные бессоюзные сложные предложения.

Союзные сложные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Сложносочиненные предложения с различными видами сочинительных союзов.

Сложноподчиненные предложения с различными средствами связи. Виды сложноподчиненных предложений.

Бессоюзные сложные предложения. Сложные предложения с различными видами связи.

Предложения с прямой и косвенной речью.

Синонимия синтаксических конструкций. Изобразительные средства синтаксиса.

3. Культура речи.

Культура речи, ее предмет и задачи. Основное понятие культуры речи на уровне правильной речи- нормы литературного языка. Нормы орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Вариативность нормы.

Орфография и пунктуация.

Орфография как система правил Разделы русской орфографии и принципы написания. Правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем - ведущий принцип русского правописания.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания.

Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов.

Пунктуация как система правил постановки знаков препинания. Принципы русской пунктуации. Пунктуация как способ отражения на письме смысловой стороны речи, ее синтаксического строя и пунктуационных особенностей. Знаки препинания отдельные и выделительные. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них:

  1. знаки препинания в конце предложений;
  2. знаки препинания внутри простого предложения;
  3. знаки препинания между частями сложного предложения;
  4. знаки препинания при передаче чужой речи;
  5. знаки препинания в связном тексте.

Практикум.

4. Текст

Текст как речевое произведение. Основные признаки текста.

Типы текстов по функционально- смысловым особенностям и по стилям речи.

Способы и средства связи предложений в тексте.

Практикум по стилистике русского языка.

Календарно- тематическое планирование программы по русскому языку для старшеклассников, поступающих в высшие учебные заведения в 2008 -2009 учебном году

№ урока Содержание Количество часов Дата
1. Современный русский литературный язык как предмет научного изучения 1  
2. Русский язык и история народа 1  
3. Русский язык как система. Основные уровни языка. Фонетика. 1  
4. Изобразительные средства фонетики русского языка 1  
5. Интонация. Основные элементы интонации. 1  
6. Лексика и фразеология. 1  
7. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы 1  
8. Морфемика и словообразование 1  
9. Практикум 1  
10-13. Морфология. Части речи. 4  
14. Практикум. 1  
15. Синтаксис. Словосочетание и предложение. 1  
16. Простое предложение. Члены предложения. 1  
17. Однородные члены предложения. 1  
18. Обособленные члены предложения 1  
19. Сложное предложение. Типы сложного предложения. 1  
20. Союзные и бессоюзные сложные предложения. 1  
21-22. Сложносочиненные предложения с различными видами сочинительных союзов. 2  
23-25. Сложноподчиненные предложения с различными видами связи. 3  
26. Бессоюзные сложные предложения. 1  
27. Предложения с прямой и косвенной речью 1  
28. Практикум 1  
29. Культура речи. Нормы орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. 1  
30-31. Орфография и пунктуация. 2  
32. Текст. Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте. 1  
33-34. Практикум по стилистике русского языка. 2  
35. Итоговое занятие по курсу. 1  

Литература

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. «Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи», М., «Просвещение», 2005г.
  2. «Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по русскому языку», М., « Дрофа», 2007г.
  3. «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Конспекты уроков для учителя русского языка 10-11 классов» под редакцией Угроватова П.И., Калининград, КОИПК и ПРО, 2006 г.
  4. «Учебно - тренировочные тесты и другие материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку» под редакцией Угроватова П.И., Калининград, Калининградский областной институт образования, 2008 г.
  5. Шустрова Л.В. « Практическая стилистика русского языка», Москва, 2007г.