Пояснительная записка
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку показывает, что большая часть выпускников владеет основными базовыми умениями и навыками по предмету.
Вместе с тем выявлены слабые места знаний по предмету в орфографии, пунктуации, невысока общая лингвистическая подготовка по русскому языку: трудности при выделении грамматической основы предложения, определении части речи, способа словообразования, структуры сложного предложения, отсутствие лингвистической базы при речевых умений. Недостаточно развиты творческие способности учащихся и их самостоятельная деятельность по приобретению знаний.
Главная идея и цель программы: шире использовать работу с текстом, обучать анализу текста, т.е. проводить многоаспектный анализ текста:
- композиционно-содержательный (определение темы, главной мысли текста, выделение микротем);
- стилистический ( обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов);
- типологический (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);
- лингвистический анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор отдельных слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений);
- анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений (орфографический и пунктуационный разбор).
Программа может быть реализована в рамках элективного курса в школе.
Основными формами проведения занятий являются лекции, практикумы, тематическое тестирование, итоговый контроль.
Содержательная сторона программы: проведение диагностических тестов, лекций, подбор упражнений, текстов, тренировочных тестов.
Программа рассчитана на 35 часов.
Состав группы - 20-25 человек.
Формы контроля за достижениями учащихся: текущая аттестация проводится путем оценки деятельности старшеклассников на практических занятиях на основании качества выполнения учебных занятий.
Принципы реализации программы
Данная программа призвана увлечь старшеклассников к подготовке ЕГЭ, успешной сдаче выпускных экзаменов и поступлению в высшие учебные заведения.
Основные принципы:
- самостоятельность;
- деятельность;
- творчество;
- контроль.
Алгоритм реализации программы
- Организация совещания при директоре. Обсуждение актуальности реализации программы в школе, ожидаемые результаты.
- Информация о целях программы. Набор группы через собеседование. Диагностика знаний учащихся на начальном этапе.
- Организация и проведение занятий, практическая деятельность учащихся.
- Диагностика на этапе завершения программы. Отслеживание результатов.
- Итоговое совещание при директоре школы с целью передачи программы педагогам.
Основное содержание курса
1. Общие сведения о русском языке
Современный русский литературный язык как предмет научного изучения. Русский литературный язык - нормированная и обработанная форма общенародного языка.
Язык и культура. Язык и история народа. Основные изменения в русском языке за последние десятилетия. Проблемы экологии языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Русские писатели о богатстве и художественной выразительности русского языка.
Лингвистика как наука о языке. Разделы лингвистики. Выдающиеся ученые-русисты.
Основные лингвистические словари.
2. Система языка
Язык как система. Основные уровни языка. Фонетика. Звук как единица языка. Классификация гласных и согласных звуков. Понятие о фонеме.
Ударение в русском языке. Смыслоразличительная роль словесного ударения.
Изобразительные средства фонетики русского языка.
Интонация. Основные элементы интонации (логическое ударение, пауза, повышение – понижение голоса, тон речи).
Лексика и фразеология. Слово как основная единица языка. Лексическое и грамматическое, прямое и переносное значения слов; однозначные и многозначные слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.
Исторические изменения в словарном составе языка. Архаизмы и историзмы.
Основные источники пополнения лексики. Неологизмы.
Происхождение слов: исконно русские и заимствованные слова. Старославянизмы. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова.
Диалектизмы, профессионализмы, слова – термины.
Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Источники фразеологизмов.
Лексические средства выразительности речи. Лексические словари русского языка.
Морфемика и словообразование. Морфема как единица языка. Чередование гласных и согласных в морфемах. Исторические изменения в структуре слов. Этимология как раздел лингвистики.
Основные способы образования слов в русском языке. Словообразовательные средства выразительности речи.
Морфология. Части речи в русском языке.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль.
Способы образования имен существительных.
Имя прилагательное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Разряды имен прилагательных по значению. Способы образования имен прилагательных.
Имя числительное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Числительные количественные и порядковые. Разряды количественных числительных.
Местоимение. Значение местоимений. Разряды. Склонение местоимений.
Глагол: значение. Постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Способы образования глаголов.
Причастие. Деепричастие.
Наречие. Значение наречий и их разряды. Способы образования наречий.
Практикум.
Служебные части речи. Предлог. Понятие о предлоге. Разряды предлогов. Функции предлогов.
Союз. Понятие о союзе. Разряды союзов по значению.
Частица. Понятие о частице. Разряды частиц по значению.
Междометие. Значение междометий. Морфологические средства выразительности речи.
Синтаксис. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи в словосочетаниях.
Простое предложение. Грамматическая основа. Виды простого предложения по цели высказывания, по интонации. Односоставные двусоставные предложения. Виды односоставных предложений.
Члены предложения: главные и второстепенные члены; способы выражения членов предложения. Распространенные нераспространенные предложения; полные и неполные предложения.
Однородные члены предложения.
Обособленные члены предложения.
Обращение. Вводные слова и вводные предложения.
Сложное предложение. Типы сложного предложения.
Союзные бессоюзные сложные предложения.
Союзные сложные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Сложносочиненные предложения с различными видами сочинительных союзов.
Сложноподчиненные предложения с различными средствами связи. Виды сложноподчиненных предложений.
Бессоюзные сложные предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
Предложения с прямой и косвенной речью.
Синонимия синтаксических конструкций. Изобразительные средства синтаксиса.
3. Культура речи.
Культура речи, ее предмет и задачи. Основное понятие культуры речи на уровне правильной речи- нормы литературного языка. Нормы орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Вариативность нормы.
Орфография и пунктуация.
Орфография как система правил Разделы русской орфографии и принципы написания. Правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем - ведущий принцип русского правописания.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания.
Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов.
Пунктуация как система правил постановки знаков препинания. Принципы русской пунктуации. Пунктуация как способ отражения на письме смысловой стороны речи, ее синтаксического строя и пунктуационных особенностей. Знаки препинания отдельные и выделительные. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них:
- знаки препинания в конце предложений;
- знаки препинания внутри простого предложения;
- знаки препинания между частями сложного предложения;
- знаки препинания при передаче чужой речи;
- знаки препинания в связном тексте.
Практикум.
4. Текст
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста.
Типы текстов по функционально- смысловым особенностям и по стилям речи.
Способы и средства связи предложений в тексте.
Практикум по стилистике русского языка.
Календарно- тематическое планирование программы по русскому языку для старшеклассников, поступающих в высшие учебные заведения в 2008 -2009 учебном году
№ урока | Содержание | Количество часов | Дата |
1. | Современный русский литературный язык как предмет научного изучения | 1 | |
2. | Русский язык и история народа | 1 | |
3. | Русский язык как система. Основные уровни языка. Фонетика. | 1 | |
4. | Изобразительные средства фонетики русского языка | 1 | |
5. | Интонация. Основные элементы интонации. | 1 | |
6. | Лексика и фразеология. | 1 | |
7. | Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы | 1 | |
8. | Морфемика и словообразование | 1 | |
9. | Практикум | 1 | |
10-13. | Морфология. Части речи. | 4 | |
14. | Практикум. | 1 | |
15. | Синтаксис. Словосочетание и предложение. | 1 | |
16. | Простое предложение. Члены предложения. | 1 | |
17. | Однородные члены предложения. | 1 | |
18. | Обособленные члены предложения | 1 | |
19. | Сложное предложение. Типы сложного предложения. | 1 | |
20. | Союзные и бессоюзные сложные предложения. | 1 | |
21-22. | Сложносочиненные предложения с различными видами сочинительных союзов. | 2 | |
23-25. | Сложноподчиненные предложения с различными видами связи. | 3 | |
26. | Бессоюзные сложные предложения. | 1 | |
27. | Предложения с прямой и косвенной речью | 1 | |
28. | Практикум | 1 | |
29. | Культура речи. Нормы орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. | 1 | |
30-31. | Орфография и пунктуация. | 2 | |
32. | Текст. Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте. | 1 | |
33-34. | Практикум по стилистике русского языка. | 2 | |
35. | Итоговое занятие по курсу. | 1 |
Литература
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. «Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи», М., «Просвещение», 2005г.
- «Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по русскому языку», М., « Дрофа», 2007г.
- «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Конспекты уроков для учителя русского языка 10-11 классов» под редакцией Угроватова П.И., Калининград, КОИПК и ПРО, 2006 г.
- «Учебно - тренировочные тесты и другие материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку» под редакцией Угроватова П.И., Калининград, Калининградский областной институт образования, 2008 г.
- Шустрова Л.В. « Практическая стилистика русского языка», Москва, 2007г.