Из опыта работы "Роль школьной воспитательной работы в духовно-нравственном развитии личности"

Разделы: Внеклассная работа


Перед российской школой стоят сложные задачи: быть центром обязательного образования, воспитания нравственных ценностей, развития креативных способностей детей, укрепления здоровья ребенка. Интеграция всех институтов воспитания - семьи, школы, общественности, средств массовой информации, партнёров - необходима для успешной социализации каждого ребёнка. Воспитательная система стала ключевым понятием современной педагогики.

Понятие «воспитательная система» впервые было введено в педагогический научный оборот академиком Л.И. Новиковой и её учениками в 1989 г. Под её руководством была создана педагогическая теория воспитательной системы, показаны возможности её практического использования.

Ведущая идея нашей гуманистической воспитательной системы: определяющая роль в духовно-нравственном развитии личности, направленном на «возвышение сердца», на усвоение и присвоение гуманистических и христианских ценностей.

Задачи школьной воспитательной системы:

  • формировать базовую культуру личности;
  • обеспечить условия для духовно-нравственного развития личности;
  • удовлетворять творческие и образовательные потребностей ребенка;
  • развивать ученическое самоуправление в рамках единого воспитательного пространства через развитие соуправления.

Организационно-педагогическая модель реализации ценностного потенциала знаний в школьной воспитательной системе духовно-нравственного развития личности включает в себя идеологию, содержание, технологию, педагогическое управление и соуправление.

Ожидаемые результаты и перспективы: воспитательная система школы, направленная на включение ребенка в различные виды деятельности; выпускник обладает набором определенных нравственных качеств, которые формируют в нем значимые компетенции:

Я знаю: кем быть, как себя вести, как общаться, что хочу.

Я умею: отстаивать свое мнение, делать выбор, делать выводы, принимать нестандартные решения, брать на себя ответственность.

Я могу: продолжить образование, самореализоваться творчески, быть человеком и гражданином, быть самодостаточной личностью.

Критерии качества школьной воспитательной системы

С 2005 года реализуется программа развития «Школа культуры» как высший уровень организации образовательного процесса адекватно поставленным целям.

Системообразующим компонентом программы является духовно-нравственное развитие личности, в процессе которого формируется следующая система ценностей:

  • индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребенка, честь, достоинство);
  • семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, ее традиции);
  • национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);
  • общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и т.д.).

Совместное бытие детей и взрослых, их взаимодействие и сотрудничество – это общешкольный коллектив в коллективных творческих делах. Основная функция совместного бытия - развивающая.

В школе сложившийся, крепкий, творческий, инновационно настроенный коллектив, благоприятный психологический климат.

Главный критерий качества образования: личность свободная, гуманная, духовная, творческая, практическая. Образ выпускника адекватен нашим целям. Несколько примеров определённо убеждают в этом.

Васянкин Владимир, выпускник 2009 года, золотой медалист, золотой призёр Всероссийской олимпиады по биологии на областном этапе, участник всероссийского этапа олимпиады, лучший среди двенадцати выпускников области, показавших высокий результат на ЕГЭ по химии, благородный, скромный, музыкальный, начитанный, гуманный, настоящий православный человек из семьи, традиционно почитающей духовные ценности. Сегодня Владимир - студент Нижегородской медицинской академии.

Макарова Ольга, Железцов Александр - серебряные медалисты, призёры районных спортивных соревнований, музыкальных конкурсов, ответственные, честные, милосердные люди, теперь студенты Нижегородской высшей школы милиции, их семьи отличаются истинной любовью к Богу, к людям.

Поплов Павел-призёр районных конкурсов мультимедийных презентаций «Моё родословие», «Крепка семья - сильна держава», «Боль Афганистана», «175-летию со дня рождения Д.И. Менделеева», интеллигентный, умный, почтительный к старшим, доброжелательный, трудолюбивый, сегодня студент Нижегородского государственного педагогического университета.

За последние три года уровень поступления в вузы и ссузы страны 87-90%.

Критерии наличия школьной воспитательной системы

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определенные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.

Жизнедеятельность общешкольного коллектива упорядочена циклом традиционных дел, где много точек пересечения взрослых и детских надежд: галерея «Моя родословная», акция «Моё здоровье», вернисаж творческих работ «Родина моя - Гремячево», творческая мастерская «Сотворю птицу счастья», психологический тренинг «Я и моё настроение», месячник культуры «Я и культура», школа душевной гимнастики (разрешение нравственных ситуаций), литературная гостиная, краеведческий музей «Родная старина», встречи с ветеранами, старожилами, операции «Забота», «Добрый сюрприз», «Память», циклы тематических классных часов «Стать самим собой», «Познаю себя», «Воспитаю себя», игра-путешествие в мир своего «Я», мастерская самопроектирования, портфель личных достижений, кружок «Основы православной культуры», учебный предмет «Религии России» и др. Активно участвуют наши школьники в районных, областных, всероссийских и международных конкурсах и проектах, развивая творческие способности, реализуя свои таланты.

Первым звеном в цепочке последовательно проводимых воспитательных дел является дело, которое символизирует старт комплексной формы: школьная ассамблея, вводное занятие, дискуссия, мастерская, где разъясняются замыслы коллективного дела, совместно планируются действия, разрабатываются правила, развиваются инициативы, у ребёнка появляется желание участвовать в общем деле. Заключительный аккорд любого дела - рефлексия.

Существуют зоны свободного взаимодействия детей: кружки и секции, которые ведут учащиеся: оригами, танцевальный, бокс, волейбол, хоккей, поездки на занятия в физкультурно-оздоровительный комплекс и др.

Полнота духовно-нравственного воспитания, развития личности гражданина России достигается во взаимодействии школы с церковью, воскресной школой, с семьёй, школой искусств, библиотекой, дворовым клубом. В пределах школы и ее ближайшего социального окружения организовано благоприятное воспитательное пространство.

Интеграция воспитательного воздействия осуществляется в комплексе. Ярким свидетельством этому является зональный праздник «Дорога к Храму». В этом году состоялась юбилейная встреча талантливых, духовно-нравственных детей и взрослых в честь пятилетия доброй традиции.

17 января 2010 года в школе прошёл праздник, посвящённый пятнадцатилетию воскресной школы. Событие в духовно-нравственном развитии личности знаменательное: реализованы интеллектуальный, нравственный, коммуникативный, эстетический, физический потенциалы, содействующие формированию сознания, эмоционально-чувственной и поведенческо-деятельностной сфер. Более ста пятидесяти жителей Гремячева - дедушки и бабушки, мамы и папы – стали участниками события.

Действуют сильные механизмы воспроизведения: традиции, социальное наследование. Через 25 лет встречаются выпускники и с благоговением говорят: «Моя любимая первая учительница Клавдия Васильевна…Наш удивительный классный руководитель Василий Васильевич…» Первую учительницу приглашают на свадьбу, классному руководителю доверяют крестить ребёнка, стараются отправить сына или дочь учиться к своей первой учительнице. Дедушка перед Рождеством с внуком составляют маршрут, определяющий, к кому отправятся славить Христа. Утром они едут на встречу с родственниками. Большую радость испытывают ветераны, состарившиеся добрые люди, дарят ребёнку гостинцы, благодарят за поздравление с праздником, за память. Это и есть верный путь к Истине, Добру, Красоте.

Вера без дел мертва. Какие же дела милосердия доступны школьникам? Те же, что и любому человеку. Если не идти с детьми к тем, кто нуждается в их помощи, мы не сможем воспитать в детях любовь, отзывчивость, правдивый взгляд на жизнь. А сколько людей нуждается в нашем участии!

«От одной свечи зажигается другая свеча» - гласит народная мудрость. В нашей школе проводятся акции милосердия: мы собираем подарки для детей-инвалидов, детей, живущих в школе-интернате, готовим концерты для малышей, поздравляем с днём рождения одноклассников, учителей, проводим театрализованные праздники и приглашаем на них ветеранов войны и труда, дедушек и бабушек, организуем выставки творческих работ. Традиционными стали поездки в Ардатовскую колонию строгого режима для подростков. Ребята слушают рассказы наказанных сверстников, видят слезы в их глазах, сочувствуют им и делают для себя жизненные выводы: никогда не попадать в такие ситуации, не делать зла себе и людям.

19 декабря 2009 года, в престольный праздник, посвящённый памяти Святителя Николая, Чудотворца, на школьной ассамблее говорили о празднике, о чудесах, сотворённых святым. О благородных поступках многих наших школьников вспоминали учителя и дети, познакомились с акцией «Подари ребёнку сказку!», организованной для того, чтобы дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, почувствовали заботу и тепло окружающих людей и поверили в то, что в новогодние и рождественские дни действительно сбываются мечты. День был полон улыбок, полезных знаний, приятных встреч, неожиданных добрых дел.

Созданный более пятнадцати лет семейный клуб «Радуга» сегодня имеет актив заинтересованных родителей, которые охотно приходят на встречи для обсуждения книг, посвященных насущным психолого-педагогическим проблемам, проводят интересные праздники, цель которых - создание условий для развития личности каждого участника, для формирования дружного коллектива детей и взрослых, привлечение к работе со школьниками и к деловому сотрудничеству с педагогами благополучных, дружных семей, которые в современной ситуации разрушения традиционных семейных ценностей являют пример счастья, верности и любви.

Воспитательная система нуждается в информационном обеспечении. Создан банк по духовно-нравственному развитию личности: разработки мероприятий, рекомендации по проведению классных часов и мероприятий («Животворящий русский язык», «Пасха Красная», «Рождественские встречи», «Под звон колоколов затягивались раны» и др., по проведению родительских собраний («Человеком быть или казаться?», «Духовно-нравственное воспитание в семье», «Как составить родословную?»), программы индивидуальной работы с ребёнком. Систематически информируются родители на общешкольных и классных родительских собраниях о проблемах и состоянии воспитательной системы, существует школьный сайт, электронная почта, учащимися издается ежемесячная газета «Школьные новости», есть публикации в газете «Кулебакский металлист», в газете НИРО «Школа», журналах «Педагогическое обозрение», «Проблемы школьного воспитания», в сборниках Нижегородских областных Рождественских чтений, на сайте «Первое сентября».

Кадровое обеспечение соответствует поставленным целям. Из 43 педагогов 40 прошли квалификационные курсы (в прошедшем учебном году 16 человек повысили свою квалификацию на базе НИРО), учителя, преподающие курс «Основы православной культуры» и «Религии России», имеют высшее образование и специальную курсовую подготовку. Четыре педагога участвовали в конкурсе «Лучшие учителя России» в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (есть победитель на областном и всероссийском уровнях).

Школа имеет особый статус: опытно-экспериментальная площадка НИРО «Гуманистические воспитательные системы в образовательном пространстве Нижегородской области» (научный руководитель Фадеева С.А.), опытно-экспериментальная площадка управления образования «Апробация учебно-методического комплекса «Планета знаний».

Методическое сопровождение воспитательной системы обеспечивает современное качество компетентности педагогов школы в вопросах духовно-нравственного развития личности, совершенствуется работа по освоению и использованию современных технологий воспитания.

Существующее в нашем коллективе оптимистическое отношение к изменяющимся требованиям помогает преодолевать трудности, искать новое, лучшее, в каждом человеке находить росток доброго.

Показателями нового уровня опытно-экспериментальной работы стали:

  • эмоциональная отзывчивость детей на широкий круг явлений действительности и сферы искусства, на проявление творчества, на духовно-нравственные и нравственно-эстетические ценности;
  • способность к пониманию и уважению, потребность в сопереживании по отношению к чувствам других людей;
  • стремление разделить свое эмоциональное состояние с другими, умение адекватно выразить свои чувства.

Контрольный срез уровня сформированности духовно-нравственных ценностей у подростков показал эффективность воспитательной системы: количество детей с высоким и средним уровнем возросло от 15,9% до 49,2%.

У подростков отмечается возрастание интереса к общечеловеческим и национальным ценностям, к истории и культуре, а также учебным предметам гуманитарного цикла (76%), расширение кругозора, формирование устойчивого уважения к традициям.

Ожидают своего решения такие проблемы: соотношение духовного и нравственного в педагогике, креативные механизмы повышения мотивации ребёнка в духовно-нравственной деятельности.

Эффективность духовно-нравственного развития личности в условиях школьной воспитательной системы при опоре на гуманистический аспект образования зависит как от социокультурной, так и от духовно-правовой ситуации в обществе, в микросреде, система постоянно развивается, дополняется новыми идеями учащихся, родителей, педагогов. Цели и ценности значимы для личности, и ради них ребёнок или взрослый готовы проявлять активность, соблюдать принятые в обществе нормы и правила, вносить свой вклад в работу по достижению целевых ориентиров.

Приложение.