Цели и задачи:
- продолжить формирование знаний и представлений об атмосфере Земли
- вспомнить уже известные и разобрать новые термины и понятия
- сформировать у учащихся представление о понятии «ветер»
- научить вычерчивать «розу ветров» и определять по ней преобладающие ветры.
- продолжить развивать речевую деятельность, навыки самостоятельной работы, воспитывать любознательность, внимание
Оборудование: мультимедийная доска (приложение 1), анемометр, флюгер, линейка и карандаш (у каждого ученика)
I. Повторение.
Для того, чтобы каждый присутствующий ребенок понимал о чем пойдет речь, необходимо вспомнить что такое атмосферное давление (высокое и низкое).
II. Изучение нового материала.
Ребятам предлагается ответить на вопрос: что такое ветер (ответы: движение воздуха, горизонтальное движение и др.).
Учитель подводит итог: ВЕТЕР – горизонтальное движение воздуха… (дети записывают определение в тетрадь). А чем же вызвано такое перемещение воздуха?
На доске картинка
Учитель предлагает ученикам разобраться:
- почему температура в лесу и в поле разные (ответы: потому что в поле солнце, в лесу тень; эти территории по-разному прогреты)
- почему на этих территориях разное давление (ответы: теплый воздух легче, прохладный - тяжелее)
Дописываем определение: …вызванное неравномерным распределением атмосферного давления и направленное от области высокого давления к области низкого.
Учитель: а как люди используют ветер? (ответы: паруса, мельницы – получение муки, добыча воды, получение электричества, развлечения – воздушный змей, спорт – виндсерфинг и т.п.) Дети могут записать в тетрадь эту информацию в виде рисунков.
Учитель: Ветер характеризуется скоростью и направлением.
Скорость ветра измеряет прибор – АНЕМОМЕТР (дети записывают в тетрадь). Учитель показывает анемометр, рассказывает о принципе его действия.
Скорость выражается в м/с, км/ч или приближенно в баллах по шкале Бофорта.
Шкала Бофорта:
Направление ветра определяют с помощью ФЛЮГЕРА (дети записывают в тетрадь). Учитель показывает флюгер, рассказывает о принципе его действия (или просит рассказать ребят). (На дом можно дать задание понаблюдать, а есть ли флюгеры в вашем городе/поселке/селе, какой они формы. Нарисуйте флюгеры, которые вы видели).
Учитель: При строительстве взлётно-посадочных полос аэродромов, планировке населенных мест (целесообразной ориентации зданий и улиц) и множества других хозяйственных задач (агрономия, лесное и парковое хозяйство, экология и др.) необходимо учитывать розу ветров.
Роза ветров - график, изображающий режим ветра в данном месте; обычно строится по многолетним данным для месяца, сезона, года.
Роза ветров:
Роза ветров позволяет по длине лучей построенного многоугольника выявить направление Господствующего, или Преобладающего ветра, со стороны которого чаще всего приходит воздушный поток в данную местность.
Сейчас мы с вами научимся строить розу ветров. У нас есть следующие данные:
Направление ветра | С | СВ | В | ЮВ | Ю | ЮЗ | З | СЗ | Количество дней без ветра |
Количество дней | 6 | 5 | 1 | 1 | 1 | 5 | 2 | 3 | 6 |
- Начертить линии основных направлений горизонта: С-Ю, З-В, СВ-ЮЗ и др.
- Нанести (начиная от центра) деления через одинаковое расстояние. Например, через 0,5 см.
- Подсчитать, сколько дней в течение месяца ветер дул с севера, юга и т.п.
- На линиях соответствующих направлений отложить от центра число дней с ветрами этого направления.
- Последовательно соединить эти точки.
- В центре (в кружке) записать количество безветренных дней.
III. Закрепление.
- что такое ветер?
- какой прибор определяет силу ветра?
- в чем измеряется скорость ветра?
- стр. 118, географическая задача № 2 – построить розу ветров для Новгорода в январе.
IV. Домашнее задание.
§ 40, записи в тетради, стр. 118, географическая задача № 2 (доделать).