Урок географии в 6-м классе по теме "Ветер"

Разделы: География


Цели и задачи:

  • продолжить формирование знаний и представлений об атмосфере Земли
  • вспомнить уже известные и разобрать новые термины и понятия
  • сформировать у учащихся представление о понятии «ветер»
  • научить вычерчивать «розу ветров» и определять по ней преобладающие ветры.
  • продолжить развивать речевую деятельность, навыки самостоятельной работы, воспитывать любознательность, внимание

Оборудование: мультимедийная доска (приложение 1), анемометр, флюгер, линейка и карандаш (у каждого ученика)

I. Повторение.

Для того, чтобы каждый присутствующий ребенок понимал о чем пойдет речь, необходимо вспомнить что такое атмосферное давление (высокое и низкое).

II. Изучение нового материала.

Ребятам предлагается ответить на вопрос: что такое ветер (ответы: движение воздуха, горизонтальное движение и др.).

Учитель подводит итог: ВЕТЕР – горизонтальное движение воздуха(дети записывают определение в тетрадь). А чем же вызвано такое перемещение воздуха?

На доске картинка

D:\Documents and Settings\Настя и Женя\Рабочий стол\Новая папка\открытый урок\рис. 1.JPG

Учитель предлагает ученикам разобраться:

  • почему температура в лесу и в поле разные (ответы: потому что в поле солнце, в лесу тень; эти территории по-разному прогреты)
  • почему на этих территориях разное давление (ответы: теплый воздух легче, прохладный - тяжелее)

Дописываем определение: …вызванное неравномерным распределением атмосферного давления и направленное от области высокого давления к области низкого.

Учитель: а как люди используют ветер? (ответы: паруса, мельницы – получение муки, добыча воды, получение электричества, развлечения – воздушный змей, спорт – виндсерфинг и т.п.) Дети могут записать в тетрадь эту информацию в виде рисунков.

D:\Documents and Settings\Настя и Женя\Рабочий стол\Новая папка\открытый урок\рис.2.JPG

Учитель: Ветер характеризуется скоростью и направлением.

Скорость ветра измеряет прибор – АНЕМОМЕТР (дети записывают в тетрадь). Учитель показывает анемометр, рассказывает о принципе его действия.

Скорость выражается в м/с, км/ч или приближенно в баллах по шкале Бофорта.

Шкала Бофорта:

D:\Documents and Settings\Настя и Женя\Мои документы\Настя\педфестиваль\открытый урок\рис. 3.JPG

Направление ветра определяют с помощью ФЛЮГЕРА (дети записывают в тетрадь). Учитель показывает флюгер, рассказывает о принципе его действия (или просит рассказать ребят). (На дом можно дать задание понаблюдать, а есть ли флюгеры в вашем городе/поселке/селе, какой они формы. Нарисуйте флюгеры, которые вы видели).

Учитель: При строительстве взлётно-посадочных полос аэродромов, планировке населенных мест (целесообразной ориентации зданий и улиц) и множества других хозяйственных задач (агрономия, лесное и парковое хозяйство, экология и др.) необходимо учитывать розу ветров.

Роза ветров - график, изображающий режим ветра в данном месте; обычно строится по многолетним данным для месяца, сезона, года.

Роза ветров:

D:\Documents and Settings\Настя и Женя\Мои документы\Настя\педфестиваль\открытый урок\рис.4.jpg

Роза ветров позволяет по длине лучей построенного многоугольника выявить направление Господствующего, или Преобладающего ветра, со стороны которого чаще всего приходит воздушный поток в данную местность.

Сейчас мы с вами научимся строить розу ветров. У нас есть следующие данные:

Направление ветра С СВ В ЮВ Ю ЮЗ З СЗ Количество дней без ветра
Количество дней 6 5 1 1 1 5 2 3 6
  1. Начертить линии основных направлений горизонта: С-Ю, З-В, СВ-ЮЗ и др.
  2. Нанести (начиная от центра) деления через одинаковое расстояние. Например, через 0,5 см.


  1. Подсчитать, сколько дней в течение месяца ветер дул с севера, юга и т.п.
  2. На линиях соответствующих направлений отложить от центра число дней с ветрами этого направления.

  1. Последовательно соединить эти точки.
  2. В центре (в кружке) записать количество безветренных дней.

III. Закрепление.

  • что такое ветер?
  • какой прибор определяет силу ветра?
  • в чем измеряется скорость ветра?
  • стр. 118, географическая задача № 2 – построить розу ветров для Новгорода в январе.

IV. Домашнее задание.

§ 40, записи в тетради, стр. 118, географическая задача № 2 (доделать).