Цели урока:
- Познакомить учащихся со словами, отвечающими на вопрос что делает? (глаголами); их связью с другими частями речи и ролью в предложении, речи; закреплять знания об изученной части речи - имени существительном; тренировать в разборе предложений по членам предложения.
- Развивать логическое мышление (анализ, синтез, сравнение, обобщение); развивать зрительную память, формировать орфографическую зоркость.
- Прививать интерес к родному языку, формировать сознательную дисциплину, умение контролировать свою деятельность на уроке.
Оборудование на уроке:
- Таблица "Страна слов".
- Таблички со словами для игры "Третий лишний" и для упражнения в классификации, делении слов на группы.
- Плакат по окружающему миру "Режим дня школьника".
- "Ключи" - опорные слова для постановки цели урока и закрепления полученных знаний о глаголе.
- Заранее написанное на доске и закрытое от глаз детей предложение для разбора.
I этап. Организация начала урока.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Запись числа.
II этап. Проверка выполнения домашнего задания.
(Рамзаева Т.Г. Русский язык.2 класс (3 часть), стр. 20, упр.253: надо было дома составить 3 предложения по картинке, иллюстрирующей правила перехода улиц). (Дети зачитывают свои предложения).
- Почему необходимо соблюдать правила дорожного движения?
- Что нужно делать, чтобы не спешить при переходе улицы? (Вовремя выходить из дома.)
- Назовите слова-действия, которые мы выполняем, чтобы не нарушать правила перехода улицы? (стоять, смотреть, ждать,:)
- Как назвать эти слова - действия предметов? (часть речи, глагол)
III этап. Подготовка к основному этапу урока. Чистописание.
На доске: г л а гл ла аг ол
-Что записано на доске? (буквы)
-Чем похожи? (обозначают звуки)
-Чем отличаются? ( Здесь написаны буквы и соединения букв; все эти буквы обозначают согласные звуки, кроме а - гласного звука; соединения гласного с согласным дают слог)
-Какое слово можно составить из этих букв, соединений? (глагол)
-Проговорите орфографически слово глагол. (Учитель записывает на доске: глагол).
-Какой частью речи является слово глагол? (именем существительным)
-Что называется именем существительным? (дети дают определение)
-Как изменяется существительное? (по числам)
-В каком числе стоит существительное глагол? (в ед .ч.)
-Поставьте это существительное во множественное число.
(Учитель дописывает: глаго'л - глаго'лы).
-Спишите буквы, соединения букв и пару слов, правильно выполняя начертания.
IV этап. Сообщение темы урока, постановка учебных задач.
- Сегодня мы побываем в гостях у давно знакомого жителя Страны слов.
Эта новая часть речи нам уже знакома, она постоянно помогает нам в общении и учёбе. Эта новая часть речи - глагол.
- Что мы должны узнать о новой части речи?
Слова - "ключики" откроют нам дорогу к новой части речи в Стране слов.
Давайте вспомним, что надо знать о части речи, чтобы оказаться у неё в гостях в Стране слов? (:что это часть речи, что она обозначает, на какие вопросы отвечает и как изменяется)
V этап. Усвоение новых знаний.
1. Беседа - знакомство с глаголом как частью речи.
-Эту часть речи в старину называли "словом из слов", важнейшим словом. Это слово используется в речи почти также часто, как и существительное. О нём поэт написал такое стихотворение:
"Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду -
Всё в действие придет
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт".
- О какой части речи это стихотворение?
-Почему так важен глагол? (Он обозначает действия предмета).
2. Работа с плакатом "Режим дня школьника"
- Рассмотрите плакат, скажите, что делает мальчик? (встаёт, умывается, одевается,:)
-Что обозначают эти слова? (действия)
-На какие вопросы отвечают? (что делает?)
-Как называется часть речи, обозначающая действия предмета и отвечающая на вопрос что делает? (глагол)
-А вы соблюдаете режим дня?
-Значит, вы делаете те же самые действия. Давайте скажем, что вы делаете? (встаём, умываемся, одеваемся,:)
-Что произошло с глаголами? (у них изменилось число)
-Как же изменяются глаголы? (по числам)
3. Выяснение роли глагола в предложении. Индивидуальный опрос.
а) Запись предложения с объяснением на доске. Выделение орфограмм. Синтаксический разбор предложения.
Лети?т раке?та. (повеств., невосклиц., нераспростр.)
б) Самостоятельная работа с последующей проверкой на доске (1 ученик выполняет задание на индивидуальной доске).Запись под диктовку.
Цвету?т сады? вишнёвые. (повеств., невосклиц., распр.)
VI этап. Первичное закрепление пройденного.
1. Беседа (по "ключам").
-Что же такое глагол? (слово, часть речи)
-Что обозначает? (действие предмета)
-На какие вопросы отвечает? (что делать? что сделать?)
-С какой частью речи связан в предложении? (с существительным)
-Как изменяется? (по числам)
2. Работа с учебником. (стр.19, упр.№257)
(Составление предложений по картинкам; наблюдение за изменением глаголов по числам в прямой зависимости от существительного. Выяснение: на какой вопрос отвечает глагол в ед. числе, а на какой вопрос - во мн. числе).
- Запишите своё предложение, в котором глагол стоит во множественном числе. Сделайте разбор предложения, указав орфограммы, члены предложения и части речи.
Проверка фронтальная.
VII этап. Закрепление знаний о глаголе.
1. Упражнение в классификации слов.
(На доске: учитель, думают, учит, ученица, учатся, читают, объясняет, школьники, директор, помогает).
-Прочитайте слова. Что общего? (Общая тема - школа.)
-На какие 2 группы можно разделить все слова? (существительные и глаголы)
-Назовите существительные. (Дети называют, а учитель переставляет карточки со словами в отдельный столбик.)
-Докажите, что это существительные.
-Какие слова остались во втором столбике? (глаголы)
-Докажите, что это глаголы.
(Учитель снимает с доски все существительные.)
-На какие 2 группы можно разделить все эти глаголы? (на глаголы в ед. числе и во мн. числе)
-На какие вопросы отвечают глаголы в единственном числе, что они обозначают? А во множественном числе?
-Самостоятельно запишите эти глаголы в 2 столбика:
1 столбик | 2 столбик |
ед. ч. | мн. ч. |
1. Самостоятельная работа. Взаимная проверка.
2. Фронтальный опрос по выполненному заданию:
-назовите глаголы в ед. числе? (Учит, объясняет, помогает.)
-чьи действия обозначают эти глаголы? (учителя, а может и товарища по работе)
-для чего это делает учитель? (чтобы научить)
-прочитайте глаголы во множественном числе. (Учатся, читают, думают)
-а это чьи действия? (учеников)
-какие ещё глаголы можете назвать, обозначающие действия школьников, без которых нельзя научиться?
-а почему не только дети, но и взрослые постоянно учатся?
3. Письмо по памяти после разбора орфограмм.
Посадила бабка в печь пироги с капустой печь.
Взаимная проверка.
Фронтальный опрос.
-Найдите слова в предложение, которые пишутся и произносятся одинаково? (печь)
-Объясните, что они обозначают?
-Определите, какой частью речи являются?(1.что? - печь -сущ.;
2. Что делать? - печь - глагол)
- Что обязательно нужно делать, чтобы правильно определить часть речи? (правильно определить, что обозначает и на какой вопрос отвечает это слово)
VIII этап. Обобщение и систематизация знаний, полученных на уроке.
А. Беседа.
-В начале урока мы с вами поставили цель с помощью опорных "ключиков" открыть в Стране слов дорогу к глаголу.
Проверим, открыли ли мы всё, что должны были узнать о глаголе?
(Дети (по "ключикам") сообщают всё, что узнали о глаголе: глагол - это часть речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы что делает? что сделает? Глагол изменяется по числам. В предложении глагол является сказуемым.)
-Давайте на нашей карте Страны слов найдём глагол. Как изображён в Стране слов глагол?
- Почему, как вы думаете? (движется = действие)
-Подберите глаголы к существительному автобус? (едет, мчится, стоит, поворачивает,:)
Б. Игра "Третий лишний".
(В каждой группе слов учащиеся находят лишнее слово и объясняют его отличия).
- стенка, бегать, дворник (бегать - глагол)
- будили, умывали, надевал (надевал - глагол в ед.числе)
- поёт, кричит, молчат (молчат - глагол во мн.числе)
- существительное, глагол, сказуемое (сказуемое - член предложения, а остальные слова - части речи)
IХ этап. Подведение итогов урока.
Х этап. Рефлексия.
-Что было не понятно на уроке? Что не получилось? Что нужно сделать для того, чтобы всё получалось на уроке и было понятным в дальнейшем?
-Подумайте над этим ещё раз, когда будете делать домашнее задание. Оно даётся для того, чтобы закрепить приобретённые знания, сделать учёбу на следующих уроках ещё успешнее! Желаю вам успехов в выполнении домашнего задания!
ХI этап. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
Стр.23, повторить правило, разобранное на уроке, выполнить упр.258 (разбор задания).
Литература:
- Волина В.В. Учимся играя.- М.: Новая школа, 1994.