Цель: создание психолого-педагогических условий, способствующих формированию у студентов проектировочной компетенции средствами танцевального adagio.
Задачи:
- Способствовать изучению педагогического опыта и использованию его в профессиональной деятельности.
- Развивать коммуникативные способности студентов.
- Способствовать формированию субъектности будущего учителя хореографии.
Этапы
образовательной деятельности. Целевые ориентиры и задачи этапа. |
Содержание образовательной деятельности. | Организационно-методические указания по управлению деятельностью. | |
Деятельность преподавателя, примерные вопросы. | Деятельность студента, примерные ответы | ||
Самоопределение деятельности. Актуализация нормы образовательной деятельности ("надо"). Создание условий для возникновения потребности включения в деятельность ("хочу"). Выделение содержательной деятельности ("могу"). Выявить и оценить уровень знаний и умений на данный момент, чтобы построить новый способ действий. Мотивировать студентов к управлению индивидуальной образовательной деятельностью. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности. Способствовать "открытию" студентами нового знания. Обеспечивать снятие проблемы и реализацию поставленных задач. Создать образовательное пространство. Выявление причин затруднения и постановка цели образовательной деятельности. Проектирование, планирование образовательной деятельности и организация образовательного пространства. Формировать готовность к самоорганизации Самостоятельная работа студентов |
- В ГОС СПО определены требования
к минимуму знаний, умений и навыков выпускника,
где записано, что выпускник должен уметь
проводить занятия по классическому танцу. Чтобы
провести урок, что прежде всего необходимо знать? - Какие исполнительские качества развивает урок классического танца? - За многие десятилетия в педагогической практике сложились строгие формы учебных заданий урока. Какие виды комбинаций существуют и каковы их функции? - Но мы знаем, что в уроке классического танца существуют комбинированные задания, направленные в большей степени, на развитие танцевальности. Назовите их. - Развитие танцевальности, выразительности - важно сегодня для развития самодеятельного хореографического творчества, или это устаревшие требования? Итак, мы можем сделать вывод, что развитие выразительности, музыкальности, осознанности исполнения - это одна из главных задач, стоящих перед педагогом - хореографом сегодня. Каким образом мы можем решать эту задачу средствами классического танца? - Итак, как мы сегодня сформулируем тему урока? - Какую цель мы можем перед собой поставить? - Чтобы достигнуть данной цели, какие задачи мы должны решить? - Как мы можем спланировать работу на уроке? Итак, с чего начнем? Преподаватель организует взаимодействие студентов (выявление ошибок в методике исполнения комбинаций и путей их устранения) - Комбинацию battement fondu проводит сегодня Вера Малкова. - С какой комбинации начинается экзерсис на середине класса? - Каковы его функции? - Чем рабочее adagio отличается от танцевального? - Каково место рабочего и танцевального adagio в драматургии урока классического танца? - Итак, исполняем рабочее adagio. Преподаватель организует взаимодействие студентов (выявление ошибок в методике исполнения комбинаций и их устранение) - На 3 курсе на индивидуальных занятиях мы изучали методику составления танцевального adagio. Вспомните, пожалуйста, из каких движений, элементов состоит танцевальное, или как его еще называют, большое adagio? - В составлении комбинации ведущую роль играет музыка. Какие требования существуют к подбору музыкального материала танцевального adagio? Создает психолого-педагогические, методические условия, организует ситуации успеха Преподаватель определяет время работы в малых группах (5 минут) |
- Структурные элементы урока и их
содержание. - Методику составления учебных и танцевальных комбинаций урока. - Методику исполнения и последовательность проучивания движений и элементов урока различных уровней сложности (т.е. по годам обучения). -Технику исполнения, координацию движений, музыкальность, танцевальность, выразительность исполнения. - Это учебно- тренировочные комбинации и комбинации, направленные на развития танцевальности и музыкальности исполнения.Но эта классификация условна, т.к. по системе А.Я.Вагановой, в обучении должна прослеживаться идея неразделимости техники и выразительности исполнения. - Это танцевальное adagio - Танцевальные комбинации, этюды. - Анализируя фестивальное движение, можно сделать вывод, что наилучших результатов добиваются те коллективы, которые показывают не только хорошую технику, "чистоту" исполнения, но и осознанность, выразительность, эмоциональность, образность исполнения. - Порой жаль бывает детей, которые достаточно технично танцуя, очень зажаты, напряжены, не могут раскрыть содержание, настроение, музыкально- хореографический образ, не могут выразить свое отношение к тому, что танцуют. - К приемам развития танцевальности можно отнести использование в уроках комбинированных заданий учебно-танцевальной направленности. К ним относятся танцевальное adagio, а так же танцевальные комбинации в разделах прыжков и пальцев. - "Танцевальное adagio". -Создание психолого- педагогических условий, способствующих формированию у студентов навыков составления танцевального adagio. -Использовать изученный педагогический опыт в процессе сочинения adagio. -Развить коммуникативные способности. -Способствовать формированию субъектности будущего учителя хореографической деятельности. -Чтобы подготовить суставно-мышечный аппарат к исполнению элементов, которые войдут в танцевальное adagio, необходимо выполнить учебно-тренировочные комбинации экзерсиса у станка и на середине класса. Студенты объявляют названия движенй экзерсиса у станка, пользуясь французской терминологией, и исполняют учебные комбинации (plie,battement tendu, rond de jambe par terr, battement fondu. (при проведении комбинации, студентка исправляет ошибки в методике исполнения, дает рекомендации по предупреждению ошибок), rond de jambe en l air, adagio, grand battement jete - С рабочего adagiо, которое сразу переходит в battement tendu - Рабочее adagiо является формой проучивания программного материала определенного уровня обучения (имеется в виду элементы adagiо), формирует устойчивость на всей стопе и на полупальцах, "чувство позы", "чувство формы" -Объемом, структурными особенностями и несколько иным учебным содержанием - Драматургия урока должна выстраиваться в направлении его разделов: танцевальное adagio и allegro. Комбинации экзерсисов у станка и на середине составляются в соответствии с учебными задачами adagio и allegro. В свою очередь, adagio является методической основой для исполнения заданий allegro Студенты исполняют комбинации экзерсиса на середине класса, начиная с рабочего adagio и, заканчивая, grand battement jete. Комбинацию battement fondu проводит Польшакова Евгения. - В танцевальное adagio входят элементы adagiо определенного уровня обучения. Если брать четвертый год обучения, то это: grand rond de jambe на 90гр., быстрое developpe, tours с окончанием в большие позы классического танца. - Чтобы комбинация приобрела форму, приближенную к сценической, где язык классического танца воспринимается не как набор отдельных учебных движений и поз, а как единый хореографический текст, необходимо включить в его состав сценические движения, различные preparation, позы, позировки , а также, связующие движения (виды pas de bourre, повороты sautenu, pas de basque par terr, переходы через 4 позицию на demi plie, pas baliance, pas glissade и т. д. - В танцевальное adagio можно включать прыжки, но в единичном количестве. Они выполняют функцию вспомогательных движений, усиливающих динамическое развитие его отдельных частей. К вспомогательным движениям можно также отнести различные вращения на месте и в продвижении. - Подбираются произведения музыкальной классики. Музыка эмоционально - образная, танцевально- действенная, оптимистического начала с ясно выраженной и завершенной мелодией. В этом случае хореография adagio зависит от содержания и формы, заданных музыкой. Определившись в выборе музыки, составляют танцевальное adagio в микрогруппах. |
Учебно-методический комплекс. Организуется педагогическая ситуация, помогающая студентам выявить противоречия между "знаю" и "не знаю", "умею" и "не умею", "могу" и "не могу" и др.
Предлагается алгоритм, понятие, схема и др.
Обзор теоретического материала.
Прослушивания музыкального материала Концертмейстер предоставляет два музыкальных произведения на выбор. Заранее организуется рабочее пространство, формируются рабочие группы. Методика самостоятельной работы в малых группах. |
Включение "нового" в систему
знаний студента и повторение. Способствовать включению нового знания в систему знаний студента. Рефлексия образовательной деятельности. Организовать самооценку (взаимооценку) образовательной деятельности в форме анализа результатов, анализа процесса, анализа самоизменений субъектов деятельности с позиции эффективности (эффективность = результаты/затраты). |
- Организует само и
взаимопрезентацию проектов образовательной
деятельности студентов. - Подводит итоги совместной образовательной деятельности. - Оценивает деятельность каждой рабочей группы и отдельных студентов. - Намечает совместно со студентами цели последующей деятельности. - Способствует определению домашнего задания. |
- Присваивает новое знание,
включает в систему знаний. - Готовит и осуществляет презентацию проекта. - Определяет практическую применимость продукта образовательной деятельности в условиях социального партнерства. - Фиксирует степень соответствия поставленной цели и результатов образовательной деятельности. - Определяет качество полученных результатов, качество образовательного процесса, качество самоизменений как открытие нового в себе, в других, в процессе и результате. |
Презентация проектов,
результатов, способов и др. - В перспективе привлекать к разработке алгоритма студентов как субъектов образовательного взаимодействия. - Приготовить алгоритм вопросов для рефлексии и обсудить их со студентами. |