Конспект урока "Танцевальное adagio"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель: создание психолого-педагогических условий, способствующих формированию у студентов проектировочной компетенции средствами танцевального adagio.

Задачи:

  • Способствовать изучению педагогического опыта и использованию его в профессиональной деятельности.
  • Развивать коммуникативные способности студентов.
  • Способствовать формированию субъектности будущего учителя хореографии.
Этапы образовательной деятельности.

Целевые ориентиры и задачи этапа.

Содержание образовательной деятельности. Организационно-методические указания по управлению деятельностью.
Деятельность преподавателя, примерные вопросы. Деятельность студента, примерные ответы
Самоопределение деятельности.

Актуализация нормы образовательной деятельности ("надо").

Создание условий для возникновения потребности включения в деятельность ("хочу").

Выделение содержательной деятельности ("могу").

Выявить и оценить уровень знаний и умений на данный момент, чтобы построить новый способ действий.

Мотивировать студентов к управлению индивидуальной образовательной деятельностью.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Способствовать "открытию" студентами нового знания.

Обеспечивать снятие проблемы и реализацию поставленных задач.

Создать образовательное пространство.

Выявление причин затруднения и постановка цели образовательной деятельности.

Проектирование, планирование образовательной деятельности и организация образовательного пространства.

Формировать готовность к самоорганизации

Самостоятельная работа студентов

- В ГОС СПО определены требования к минимуму знаний, умений и навыков выпускника, где записано, что выпускник должен уметь проводить занятия по классическому танцу. Чтобы провести урок, что прежде всего необходимо знать?

- Какие исполнительские качества развивает урок классического танца?

- За многие десятилетия в педагогической практике сложились строгие формы учебных заданий урока. Какие виды комбинаций существуют и каковы их функции?

- Но мы знаем, что в уроке классического танца существуют комбинированные задания, направленные в большей степени, на развитие танцевальности. Назовите их.

- Развитие танцевальности, выразительности - важно сегодня для развития самодеятельного хореографического творчества, или это устаревшие требования?

Итак, мы можем сделать вывод, что развитие выразительности, музыкальности, осознанности исполнения - это одна из главных задач, стоящих перед педагогом - хореографом сегодня. Каким образом мы можем решать эту задачу средствами классического танца?

- Итак, как мы сегодня сформулируем тему урока?

- Какую цель мы можем перед собой поставить?

- Чтобы достигнуть данной цели, какие задачи мы должны решить?

- Как мы можем спланировать работу на уроке?

Итак, с чего начнем?

Преподаватель организует взаимодействие студентов (выявление ошибок в методике исполнения комбинаций и путей их устранения)

- Комбинацию battement fondu проводит сегодня Вера Малкова.

- С какой комбинации начинается экзерсис на середине класса?

- Каковы его функции?

- Чем рабочее adagio отличается от танцевального?

- Каково место рабочего и танцевального adagio в драматургии урока классического танца?

- Итак, исполняем рабочее adagio.

Преподаватель организует взаимодействие студентов (выявление ошибок в методике исполнения комбинаций и их устранение)

- На 3 курсе на индивидуальных занятиях мы изучали методику составления танцевального adagio. Вспомните, пожалуйста, из каких движений, элементов состоит танцевальное, или как его еще называют, большое adagio?

- В составлении комбинации ведущую роль играет музыка. Какие требования существуют к подбору музыкального материала танцевального adagio?

Создает психолого-педагогические, методические условия, организует ситуации успеха

Преподаватель определяет время работы в малых группах (5 минут)

- Структурные элементы урока и их содержание.

- Методику составления учебных и танцевальных комбинаций урока.

- Методику исполнения и последовательность проучивания движений и элементов урока различных уровней сложности (т.е. по годам обучения).

-Технику исполнения, координацию движений, музыкальность, танцевальность, выразительность исполнения.

- Это учебно- тренировочные комбинации и комбинации, направленные на развития танцевальности и музыкальности исполнения.Но эта классификация условна, т.к. по системе А.Я.Вагановой, в обучении должна прослеживаться идея неразделимости техники и выразительности исполнения.

- Это танцевальное adagio

- Танцевальные комбинации, этюды.

- Анализируя фестивальное движение, можно сделать вывод, что наилучших результатов добиваются те коллективы, которые показывают не только хорошую технику, "чистоту" исполнения, но и осознанность, выразительность, эмоциональность, образность исполнения.

- Порой жаль бывает детей, которые достаточно технично танцуя, очень зажаты, напряжены, не могут раскрыть содержание, настроение, музыкально- хореографический образ, не могут выразить свое отношение к тому, что танцуют.

- К приемам развития танцевальности можно отнести использование в уроках комбинированных заданий учебно-танцевальной направленности. К ним относятся танцевальное adagio, а так же танцевальные комбинации в разделах прыжков и пальцев.

- "Танцевальное adagio".

-Создание психолого- педагогических условий, способствующих формированию у студентов навыков составления танцевального adagio.

-Использовать изученный педагогический опыт в процессе сочинения adagio.

-Развить коммуникативные способности.

-Способствовать формированию субъектности будущего учителя хореографической деятельности.

-Чтобы подготовить суставно-мышечный аппарат к исполнению элементов, которые войдут в танцевальное adagio, необходимо выполнить учебно-тренировочные комбинации экзерсиса у станка и на середине класса.

Студенты объявляют названия движенй экзерсиса у станка, пользуясь французской терминологией, и исполняют учебные комбинации (plie,battement tendu, rond de jambe par terr, battement fondu.

(при проведении комбинации, студентка исправляет ошибки в методике исполнения, дает рекомендации по предупреждению ошибок), rond de jambe en l air, adagio, grand battement jete

- С рабочего adagiо, которое сразу переходит в battement tendu

- Рабочее adagiо является формой проучивания программного материала определенного уровня обучения (имеется в виду элементы adagiо), формирует устойчивость на всей стопе и на полупальцах, "чувство позы", "чувство формы"

-Объемом, структурными особенностями и несколько иным учебным содержанием

- Драматургия урока должна выстраиваться в направлении его разделов: танцевальное adagio и allegro. Комбинации экзерсисов у станка и на середине составляются в соответствии с учебными задачами adagio и allegro. В свою очередь, adagio является методической основой для исполнения заданий allegro

Студенты исполняют комбинации экзерсиса на середине класса, начиная с рабочего adagio и, заканчивая, grand battement jete.

Комбинацию battement fondu проводит Польшакова Евгения.

- В танцевальное adagio входят элементы adagiо определенного уровня обучения. Если брать четвертый год обучения, то это: grand rond de jambe на 90гр., быстрое developpe, tours с окончанием в большие позы классического танца.

- Чтобы комбинация приобрела форму, приближенную к сценической, где язык классического танца воспринимается не как набор отдельных учебных движений и поз, а как единый хореографический текст, необходимо включить в его состав сценические движения, различные preparation, позы, позировки , а также, связующие движения (виды pas de bourre, повороты sautenu, pas de basque par terr, переходы через 4 позицию на demi plie, pas baliance, pas glissade и т. д.

- В танцевальное adagio можно включать прыжки, но в единичном количестве. Они выполняют функцию вспомогательных движений, усиливающих динамическое развитие его отдельных частей.

К вспомогательным движениям можно также отнести различные вращения на месте и в продвижении.

- Подбираются произведения музыкальной классики. Музыка эмоционально - образная, танцевально- действенная, оптимистического начала с ясно выраженной и завершенной мелодией. В этом случае хореография adagio зависит от содержания и формы, заданных музыкой.

Определившись в выборе музыки, составляют танцевальное adagio в микрогруппах.

Учебно-методический комплекс.

Организуется педагогическая ситуация, помогающая студентам выявить противоречия между "знаю" и "не знаю", "умею" и "не умею", "могу" и "не могу" и др.

 

 

 

Предлагается алгоритм, понятие, схема и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обзор теоретического материала.

 

 

Прослушивания музыкального материала Концертмейстер предоставляет два музыкальных произведения на выбор.

Заранее организуется рабочее пространство, формируются рабочие группы.

Методика самостоятельной работы в малых группах.

Включение "нового" в систему знаний студента и повторение.

Способствовать включению нового знания в систему знаний студента.

Рефлексия образовательной деятельности.

Организовать самооценку (взаимооценку) образовательной деятельности в форме анализа результатов, анализа процесса, анализа самоизменений субъектов деятельности с позиции эффективности (эффективность = результаты/затраты).

- Организует само и взаимопрезентацию проектов образовательной деятельности студентов.

- Подводит итоги совместной образовательной деятельности.

- Оценивает деятельность каждой рабочей группы и отдельных студентов.

- Намечает совместно со студентами цели последующей деятельности.

- Способствует определению домашнего задания.

- Присваивает новое знание, включает в систему знаний.

- Готовит и осуществляет презентацию проекта.

- Определяет практическую применимость продукта образовательной деятельности в условиях социального партнерства.

- Фиксирует степень соответствия поставленной цели и результатов образовательной деятельности.

- Определяет качество полученных результатов, качество образовательного процесса, качество самоизменений как открытие нового в себе, в других, в процессе и результате.

Презентация проектов, результатов, способов и др.

- В перспективе привлекать к разработке алгоритма студентов как субъектов образовательного взаимодействия.

- Приготовить алгоритм вопросов для рефлексии и обсудить их со студентами.