Разработка урока музыки в 6-м классе по теме "Рок-музыка, рок-опера. История и наследие"

Разделы: Музыка


Урок №5

Тема четверти: "Великие современники".

Тема урока: "Алексей Рыбников и Андрей Вознесенский. Юнона и Авось".

Тип урока: Введение в тему. Знакомство с рок-оперой.

Цель:

  1. Научить понимать направления рок-музыки, проникновения рока в классическую музыку.
  2. На основе восприятия содержания формировать осознанное отношение к жизни.
  3. Формирование представления о музыке как о художественном воспроизведении жизни.
  4. Воспитание личностного понимания историко-нравственной сущности музыкального наследия.

Задачи: Научить ребят разбираться в стилевых направлениях. Познакомиться с наследием российских современных композиторов. Воспитывать культуру музыкального вкуса.

Методы:

  • рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание фотографий, афиши, слушание музыки);
  • работа учащихся с наглядными пособиями (анализ учащихся соответствия образу исполнителей, подбор декораций и костюмов);
  • анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы, нахождение и решение проблем;
  • хоровое исполнение романса;

Формы работы: фронтальные (восприятие музыки, музыкальные размышления и обобщения, моделирование художественно-творческого процесса и т.д.), что соответствует его цели.

Материал: магнитофон, аудио запись, таблички, портрет композитора и либреттиста, изображения фрагментов рок-оперы.

Урок №1 (всего по данной теме три урока)

Ход урока

Распевание:

  1. Учитель: "Здравствуйте, ребята", учащиеся: "Здравствуйте".
  2. Закрытым ртом (Соль, фа, ми, ре, до)
  3. На слог "Ми-и-ё" (Соль, фа, ми, ре, до)
  4. "Ми, ме, ма, мо, му" (На одной ноте через октаву)

Эпиграф к уроку (запись на доске и прочтение вслух):

Родилось рано наше поколенье -
Чужда чужбина нам и скучен дом:
Андрей Вознесенский

Учитель: Появление на советской сцене 80-х годов рок-оперы "Юнона и Авось"   было чудом. Но оно произошло. Не исковерканная цензурой, она предстала перед зрителями и мгновенно стала всенародно любимой. И хотя потом её несколько раз запрещали и снимали со сцены, уже ничто не могло помешать успеху этого гениального произведения. И по сей день "Юнона и Авось" остаётся  первой и единственной русской рок-оперой, получившей всемирное признание и славу. Причиной такого успеха было сочетание талантливой музыки Алексея Рыбникова и не менее талантливого либретто поэта Андрея Вознесенского в 1978-1979 годах. И то и другое было прорывом в культуре того времени. Для обоих это стало важным этапом в их творческой биографии. Для Андрея Вознесенского это произведение стало неким итогом его работы за многие годы. Музыкальная линия, его важнейшая составляющая, выстроена из рок-композиций, изумительных лирических романсов и обработок русской православной музыки. Актеры поют неоперными голосами, с предельной экспрессией в сопровождении роковой инструментальной группы и состава классического оркестра.

(Показ портретов и грампластинки, беседа)

См. приложение рис.1, рис.2, рис.3.

Учитель: Сюжет оперы основан на романтической истории любви дочери коменданта испанской североамериканской крепости Сан-Франциско Кончиты Аргуэльо к начальнику первой русской кругосветной экспедиции и второго русского посольства в Японию Николаю Петровичу Резанову. Личность, деятельность и романтическая любовь Н.П. Резанова к дочери испанского коменданта Сан-Франциско Консепсии де Аргуэльо, которая прождала своего жениха, не зная о его смерти, более тридцати лет, вдохновляло творчество таких поэтов и писателей как Г.Р. Державин, русский поэт Александр Алланд и американский писатель, и поэт Френсис Брет-Гарт.

См. приложение рис.4

Учитель: Как вы считаете, почему тема любви актуальна и вечна?

Дети: Потому что сама любовь вечна, чувство любви - высокое чувство.

См. приложение рис.5

Звучит запись - "Пролог"

Учитель: Как иначе можно назвать пролог в опере?

Дети: Увертюра.

Учитель:

В основу либретто легла это поэма "Авось!". Но, создавая  текст для рок-оперы, Андрей Андреевич очень многое в ней изменил. В либретто любовь героев предстаёт возвышенной, почти святой,  оставляет чувство пронзительной грусти, надежды. Но как бы ни были прекрасны персонажи, и как бы ни была сильна их любовь, им не суждено быть вместе и ничего нельзя изменить.

Звучит запись - "Отпевание"

Учитель: Как называется такой номер в опере?

Дети: Монолог.

Учитель: Именно Резанов как историческое лицо совершил первое кругосветное путешествие, а не Крузенштерн и Лисянский, как принято полагать. Темой путешествия графа Резанова поэт интересовался давно и возвращался к ней не раз.  Самый известный  отрывок из рок-оперы был написан ранее в 1976году. В нем появляется тема прощания с любимой и родиной, являющейся главным лейтмотивом всего произведения, поразительно точно передающим настроение и эмоциональную окраску самой рок-оперы:

 Ты меня на рассвете разбудишь,
Проводить необутая выйдешь,
Ты меня никогда не забудешь,
Ты меня никогда не увидишь...

Звучит запись - "Ты меня на рассвете разбудишь"

См. приложение рис.6

Учитель: Если бы мы услышали этот номер как отдельное произведение, то, как бы он назывался?

Дети: Романс - камерно-вокальное произведение.

Учитель: Следующий номер "Сцена в церкви, молитва", где Резанов просит благословения и помощи у пресвятой девы Марии.

Звучит запись - "Сцена в церкви, молитва"

Учитель: Каков характер музыки?

Дети: Музыка напряженная.

Учитель: Музыкальная форма?

Дети: Строится на контрастах.

Учитель: Фактура?

Дети: Многоплановая (традиции классики и русского церковного песнопения).

Учитель: Одним из образов-символов, проходящих через всю оперу, является образ Родины-России.  В либретто она единственная, с кем он прощается перед отплытием и ради которой обязан вернуться:

Там храм Матери Чудотворной.
От стены наклонились в пруд
Белоснежные контрфорсы,
Будто лошади воду пьют.

Учитель: В жизни Резанова было три возлюбленных: Богоматерь, Кончита и Россия. В более поздней лирике Вознесенский, видя окружающую действительность, может только жалеть Россию. Но любовь к ней не только не убывает, а возможно, становится еще сильней:

Я тебя сравненьем не унижу,
Нищая любимая страна.

Он надеется, что в такой стране, как наша, все будет хорошо, но только позже, не в годы жизни поэта:

Жаль, что я, Россия, не увижу
Твои золотые времена...

Богоматерь предстаёт перед нами обычной земной женщиной, она приравнивается к образу Кончиты. В либретто Богоматерь полюбила Резанова и выбрала его для исполнения своего замысла - объединения России Америки.

Звучит запись - "Ария пресвятой девы Марии"

См. приложение рис.7

Учитель: Такой голос называется колоратурное сопрано, это самый высокий женский певческий голос. Почему Рыбников выбрал именно такой голос?

Дети: Потому что образ девы Марии возвышенный, недосягаемый, божественный.

Учитель: Очень интересна история стихотворения "Матросы", написанного в 1977 году. Вознесенский переносит в "Юнону и Авось" лишь часть этого произведения, тем самым умышленно меняя его смысл. В либретто надежда на "авось" - единственная возможность доплыть до Америки:

Наша вера вернее расчёта
Нас вывозит "Авось!"...

Часть, которая не вошла в либретто, является самой важной в "Матросах".  В ней говорится о том, что судьба человека, надеявшегося только на авось, предопределена: таким людям не выжить в современном мире и все их старания безнадёжны. Потрясающий  эффект производит в стихотворении сравнение судьбы с предметом быта - авоськой:

Но от нашей надежды свойской
Сетям пустых судеб,
Через век назовут авоськой
Сумку, где носят хлеб...

Звучит запись - "Песня моряков"

См. приложение рис.8

Учитель: Но почему же Андрей Андреевич не включил в либретто эти, самые главные,  на наш взгляд, слова?

Дети: "Песня Моряков" звучит в середине рок-оперы, когда у слушателей ещё есть надежда на то, что всё получится, что всё будет хорошо. И если бы Вознесенский вставил в либретто данное произведение полностью, то тем самым сразу бы сказал, что бесполезно, не нужно и глупо надеяться на возможность достижения какой-либо цели в жизни.

Учитель: Как встречают Резанова в Америке?

Дети: Без неприязни.

Учитель: Встретив Кончиту, Резанов увидел в ней земное воплощение своего идеала и перенёс на неё до этого мучавшее его чувство. Тем самым он, можно сказать, предпочёл живую женщину духу Божьей Матери, предав Богоматерь. И с этого момента удача покидает его.: В жизни Резанова было три возлюбленных: Богоматерь, Кончита и Россия. И время от времени ему приходилось выбирать между ними. Но в итоге Господь забирает у него их всех.

Звучит запись - "Сцена на балу"

Учитель: Что же может заставить Бога отвернуться от людей? Кого считал Резанов своим идеалом? Что говорится в главной христианской заповеди? Можно ли сопоставить любовь к земной женщине с любовью к образу Божьей Матери? Над этими вопросами я предлагаю вам подумать дома и в письменном виде изложить в тетрадях.

Вокальная работа. Разучивание романса "Ты меня на рассвете разбудишь"

Вокально-хоровая работа строится по фразам. По нотам исполняется по фразам (обращать внимание на чистоту интонирования малых интервалов, выдерживать звуки в конце фраз, привести к эмоциональной и звуковой кульминации к третьему куплету).

Учитель: О том, как сложилась судьба героев рок-оперы мы узнаем на следующем уроке. Благодарю всех за работу. На этом урок окончен. 

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Программа по музыке 1-8 класс. М., Просвещение,2006г.
  2. Музыка в 4-7 классах: Метод. Пособие для учителя (Т. А. Бейдер и др).; Под редакцией Э.Б. Абдулина; Научн. рук. Д.Б. Кабалевский.- М.: Просвещение, 1986.- 239с.: нот.
  3. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке, М.: Молодая гвардия, 1979.
  4. А. Вознесенский "Сборник стихов"; "Поэма "Авось"