Занятие для детей подготовительной группы: "Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Углублять представления о свойствах, качествах и признаках предметов. Продолжать учить сравнивать предметы, вычленяя признаки сходства и различия. Учить рассказывать в ходе обследования предмета.
  • Обогащать словарь: размалывать, крупа, пшеничная, пшенная, овсяная, рисовая, гречневая. Расширять представления детей о знакомых предметах, развивая познавательные способности.
  • Воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения.

Предварительная работа.

Напомнить содержание сказки "Колосок". Во время приема пищи обращать внимание детей на продукты, из которых сделано то или иное блюдо. Читать детям рассказы о хлебе, об урожае. Приготовить розетки с разными зернами: пшеница, рис, гречка, пшено, горох. Попросить повара приготовить разные каши. Сделать шапочки мышат и петуха для игры - драматизации. Повторить стихи, пословицы.

Ход занятия

1. Введение в тему занятия.

Воспитатель.

- Ребята, у нас в гостях сегодня будет герой многих сказок. Отгадайте кто это.

а) Загадка.

Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встает,
Голосисто поет. (Петух)

Петушок. (Звучит музыка. Мальчик одевает шапочку петушка. Представляет себя)

- У меня в мешочке зернышки разные все вместе лежат. Помогите их разобрать.

б) Игровое упражнение.

Воспитатель.

- Поможем Петушку?

- Видишь, Петушок, зерна все уже разобраны.

2. Основная часть.

а) Рассматривание предметов.

- Ребята, давайте расскажем Петушку о каждом зерне, его цвете, форме и подскажем, что из них можно приготовить.

Рис. Он белого цвета, зернышки вытянутые гладкие. Из риса можно приготовить рисовую кашу, рисовую запеканку.

Гречиха. Зернышки коричневого цвета, похожи на маленькую пирамидку. Из гречки варят гречневую кашу.

Пшено. Зерна мелкие, желтого цвета, круглые. Готовят пшенную кашу.

Перловка. Это зерна ячменя. Зернышки овальные с полоской по серединке, серого цвета. Готовят перловую кашу.

Пшеница. Зернышки овальные, золотистого цвета. Готовят пшеничную кашу.

Воспитатель.

- А это овсяные хлопья - это не зерна, это продукт из овса. Из овсяных хлопьев варят овсяную кашу.

Воспитатель.

- Покажите нам с Петушком горох. Кто расскажет о нем: какие у него цвет, форма, и что из него можно приготовить?

- Давайте сравним зерна риса и пшеницы. Гречки и пшена.

(Рис белый, а пшеница золотая. У риса зерно более вытянутое, чем у пшеницы. Гречка с уголками, а пшено круглое, гречка коричневая, а пшено желтое).

Воспитатель.

- Ребята, посмотрите внимательно на розетки ( плошки) и скажите, что не называют злаковым растением.

б) Загадка.

Воспитатель.

- Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят.

Что это? - Колос!

в) Чтение наизусть стихотворения.

Воспитатель.

- Послушайте отрывок из стихотворения Нуратдина Юсупова (дагестанского поэта) "Голубь и пшеничное зерно".

Прочитает его____________.

Рано утром голубок прилетел на бугорок,
Видит - стебель не простой:
Длинный, длинный золотой.
На верху усатый колос.
Слышит голубь звонкий голос:
Поскорей меня в гнездо свое возьми!
Поскорей голодных деток накорми!
Детки зернышки клюют, клюют, клюют,
Дети песенку веселую поют:
Слава тучке, что вспоила росток!
Слава солнцу, что согрело стебелек!
Слава полю, где созрел колосок!

Воспитатель:

- Что можно приготовить из зерна? - Разные каши.

г) Игра "Подбери слово"

Воспитатель.

- Поиграем в игру. Я буду называть зерна, а вы будете говорить, какая каша из них получается. (Бросаю мячик, дети стоят по кругу.)

Рис - рисовая; пшено - пшенная; гречка - гречневая; овес - овсяная; горох - гороховая.

д) Работа с пословицами.

- Дети, когда люди научились выращивать зерна, первым блюдом у разных народов и у русского стала каша. "Каша - матушка наша", - говорили в народе.

Вспомните пословицы о еде.

Дети.

Хлеб да каша - еда наша.

Хлеба к обеду в меру бери - хлеб драгоценность, им не сори.

Худ обед, коли хлеба нет.

Кашу маслом не испортишь.

Мельница живёт водою, а человек едою. (Как понимаете эту пословицу?)

На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.

Ешь каши больше - проживешь дольше.

Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

д) Чтение наизусть стихотворения.

Воспитатель.

-Тимоша, расскажи стихотворение 3ои Александровой "Вкусная каша".

Каша из гречки, где варилась? - в печке.

Сварилась, упрела, чтоб Оленька ела.

Кашу хвалила, на всех разделила...

- Ребята, наш повар Наталья Александровна, сварила вам разные каши.

Интересно, узнаете вы кашу по вкусу? Узнайте и расскажите, какую кашу ели и из какого зерна.

Вызываю по очереди детей, завязываю им глаза, даю пробовать кашу. Дети говорят, какую кашу они едят и из какого она зерна. Остальные ребята проверяют по внешнему виду.

е) Рассматривание предметов.

А если размолоть зерно, что получится? - Мука.

Что можно сделать из муки? (пироги, хлеб, бублики, булки)

А еще пекут каравай - большой круглый хлеб.

Показываю два каравая - простой и праздничный. Рассмотрите караваи. Чем они похожи? А чем отличаются? Правильно, вот этот пекут на праздник, он украшен колосками, листочками, цветами. А другой каждый день у нас на столе.

Петушок, теперь ты знаешь, что делать из зерна. Можешь кашу варить, а можешь каравай да пироги печь.

ж) Инсценировка по сказке "Колосок".

Петушок уходит и возвращается с пирогами. Выбегают мышата. Разыгрывается конец сказки "Колосок". Мышата уходят недовольные.

- Почему же так заканчивается сказка?

- Мышата работать не хотели, а только веселились.

- А мы с вами хорошо потрудились, можно и поиграть.

3. Выход из занятия.

а) Подвижная игра "Петушок и курочки"

- Петушок у нас есть, а вы - курочки. Петушок сыплет зернышки. А курочки ходят по кругу, говорят закличку и ждут угощенье. Как только закончатся слова, надо взять зернышко. Кому не достанется - проиграл. Садится на стульчик.

Дети играют, повторяя ее 2, 3 раза.

Ходит Петя по двору,
Сыплет курам зерна.
Поспеши скорей к нему,
Даст тебе он корма.

Молодцы!!!!!!!!!