Методическая разработка урока химии в 10-м классе по теме "Моющие средства"

Разделы: Химия


Тип урока изучение нового материала и первичное закрепление знаний
Цель урока: формирование представление о моющих средствах и СМС, изучить свойства, закрепить знания учащихся о зависимости химических свойств и применения веществ от их состава и строения, показать практическое значение знаний о моющих средствах.
Задачи урока:
  • сформировать знания о строении, свойствах, номенклатуре органических соединений, познакомить учащихся с получением, составом моющих средств, с моющей способностью мыла и синтетических моющих средств и их применением;
  • развивать коммуникативные умения в ходе групповой работы;
  • привить убеждение о необходимости использования новых информационных технологий для привлечения химии к пониманию и описанию процессов происходящих в окружающей среде;
  • воспитывать настойчивость, упорство в достижении цели, воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи и взаимоподдержки;
  • развивать умения самостоятельно обрабатывать, систематизировать и анализировать теоретические и экспериментальные данные;
  • продолжить развитие практических умений и навыков, наблюдать, выделять главное, сравнивать, обобщать, продолжить развитие химического языка, умений на практике применять полученные знания;
  • продолжить развитие интереса к предмету и кругозора учащихся.
Структура урока: I - Организация начала урока.

II - Активизация познавательной деятельности.

III - Изучение нового материала.

IV - Первичное закрепление знаний.

V - Подведение итогов урока. Рефлексия.

VI - Информация о домашнем задании

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная; фронтальная; парная.
Методы организации познавательной деятельности: словесные (беседа, рассказ), наглядные (видеотерминал), практические (лабораторный опыт), контроля (устный опрос, выполнение тестовой работы), аналитические (анализ событий)
Химические реактивы и оборудование: Мультимедийный комплекс, разбавленные растворы мыла и синтетического моющего средства, универсальная индикаторная бумага, шкала для определения рН раствора, образцы мыла и СМС.
Раздаточный материал: Инструктивная карта по выполнению лабораторных опытов

Урок состоит из теоретической и практической части.

Ход урока

Теоретическая часть.

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся.  
II. Активизация познавательной деятельности. Сегодня на уроке речь пойдет о веществах, без которых немыслима жизнь современного человека.

Предлагаю дать название веществам и определить класс орг. соединений. Среди предложенных веществ определите сходные вещества.

Какие свойства для них характерны?

Какие вещества реагируют между собой? Составьте уравнения реакций.

Слайд " Формулы органических соединений"

Слайд "Составьте уравнения химических реакций".

Проверка составления уравнений.

Формулировка темы и цели урока.

О каких веществах пойдёт речь на уроке?

-Как вы понимаете афоризм: "Если возможна гигиена тела, то возможна также гигиена ума и характера"?

-Чтобы вы хотели узнать на уроке о мылах и моющих средствах? (ответы учащихся)

Слайд "Уравнения химических реакций".

Слайд "Моющие средства".

III.Изучение нового материала. Объяснения учителя.

Какой вывод можно сделать о получении мыла ?

Вывод: мыла получают омылением жиров в щелочной среде.

Слайд "Омыление жира".

Слайд "Получение мыла".

Слайд "Гидролиз жиров"

Практическая часть урока

Работа учащихся в группах.

1. Определение сходства и различие сортов мыла.

2. Исследование среды растворов мыла.

3. Исследование моющей способности мыла.

4. Сообщение учащегося "Использование синтетических моющих средств"

5. Сравнение свойств мыла и СМС.

6. Исследование среды раствора СМС.

Выдаются инструкции к работе.

По этикеткам от мыла определите, в чём сходство и различие сортов мыла?

Сделайте вывод.

При помощи индикаторной бумаги и шкалы рН раствора определите, какую среду и рН раствора имеют данные растворы.

Сделайте вывод, для каких целей можно использовать данные мыла?

Вывод: моющие средства со щелочной средой раствора лучше использовать для стирки, а с нейтральной - для ухода за своим телом.

Исследуйте моющую способность мыла.

Затем промойте руки водой и водой с мылом. Сделайте вывод, почему не у всех хорошо отмылись руки? Что происходит с загрязнением, когда мыло встречается с водой?

Проверим, правильны ли ваши ответы.

Вывод: моющая способность мыла зависит от его строения.

Сделайте вывод о моющей способности мыла и СМС.

Исследуйте растворы СМС и сделайте вывод для каких целей используются данные виды моющих средств.

Вывод: СМС - со щелочной средой для стирки х.б. тканей, с нейтральной -для стирки шелковых и шерстяных изделий.

1 группа - определяет среду раствора мыла "Хозяйственное"

2 группа - определяет среду раствора мыла "Dove"

3 группа - определяет среду раствора мыла "Банное"

4 группа - определяет среду раствора мыла "Детское"

Слайд "Использование сортов мыла".

1 группа-"пачкает" руки глиной;

2 группа-"пачкает" руки сажей;

3 группа-"пачкает" руки сажей с жиром;

4 группа-"пачкает "руки жиром.

Слайд Моющая способность мыла.

Слайд "Синтетические моющие средства".

В три пробирки влейте по 4-5мл воды содержащей ионы кальция и магния. В первую пробирку при встряхивании добавьте по каплям раствор мыла, во вторую и третью - ранее приготовленные растворы синтетических моющих средств.

1 группа - определяет среду раствора СМС "Ласка"

2 группа - определяет среду раствора СМС "Tide"

3 группа - определяет среду раствора СМС "Dosia"

4 группа - определяет среду раствора СМС "Ариэль"

IV. Закрепление знаний. Выполнение теста. Критерии оценки.

Взаимопроверка.

Слайд "Тест"

Слайд Правильные ответы.

V. Рефлексия. Доволен(а) ли ты тем как прошел урок?

Было ли тебе интересно?

Сумел(а) ли ты получить новые знания?

Как ты понимаешь афоризм к уроку: "Если возможна гигиена тела, то возможна также гигиена ума и характера"?

Что больше всего понравилось на уроке?

 
VI. Подведение итогов. Вывод по уроку: моющая способность моющих средств зависит от строения молекулы, мыло способно резко снижать поверхностное натяжение воды, вызывает смачивание поверхностей и способствует образованию эмульсий.  
VII. Информация о домашнем задании. параграф 29 (учебник "Химия -10" О.С. Габриеляна), упр №7,8 с.111.  

Приложение 1, приложение 2.