Тип урока | изучение нового материала и первичное закрепление знаний | |
Цель урока: | формирование представление о моющих средствах и СМС, изучить свойства, закрепить знания учащихся о зависимости химических свойств и применения веществ от их состава и строения, показать практическое значение знаний о моющих средствах. | |
Задачи урока: |
|
|
Структура урока: | I - Организация начала урока. II - Активизация познавательной деятельности. III - Изучение нового материала. IV - Первичное закрепление знаний. V - Подведение итогов урока. Рефлексия. VI - Информация о домашнем задании |
|
Формы организации познавательной деятельности: | индивидуальная; фронтальная; парная. | |
Методы организации познавательной деятельности: | словесные (беседа, рассказ), наглядные (видеотерминал), практические (лабораторный опыт), контроля (устный опрос, выполнение тестовой работы), аналитические (анализ событий) | |
Химические реактивы и оборудование: | Мультимедийный комплекс, разбавленные растворы мыла и синтетического моющего средства, универсальная индикаторная бумага, шкала для определения рН раствора, образцы мыла и СМС. | |
Раздаточный материал: | Инструктивная карта по выполнению лабораторных опытов |
Урок состоит из теоретической и практической части.
Ход урока
Теоретическая часть. I. Организационный момент. |
Приветствие учащихся. | |
II. Активизация познавательной деятельности. | Сегодня на уроке речь пойдет о
веществах, без которых немыслима жизнь
современного человека. Предлагаю дать название веществам и определить класс орг. соединений. Среди предложенных веществ определите сходные вещества. Какие свойства для них характерны? Какие вещества реагируют между собой? Составьте уравнения реакций. |
Слайд " Формулы органических
соединений" Слайд "Составьте уравнения химических реакций". |
Проверка составления уравнений. Формулировка темы и цели урока. |
О каких веществах пойдёт речь на уроке? -Как вы понимаете афоризм: "Если возможна гигиена тела, то возможна также гигиена ума и характера"? -Чтобы вы хотели узнать на уроке о мылах и моющих средствах? (ответы учащихся) |
Слайд "Уравнения химических реакций". Слайд "Моющие средства". |
III.Изучение нового материала. | Объяснения учителя. Какой вывод можно сделать о получении мыла ? Вывод: мыла получают омылением жиров в щелочной среде. |
Слайд "Омыление жира". Слайд "Получение мыла". Слайд "Гидролиз жиров" |
Практическая часть урока Работа учащихся в группах. 1. Определение сходства и различие сортов мыла. 2. Исследование среды растворов мыла. 3. Исследование моющей способности мыла. 4. Сообщение учащегося "Использование синтетических моющих средств" 5. Сравнение свойств мыла и СМС. 6. Исследование среды раствора СМС. |
Выдаются инструкции к работе. По этикеткам от мыла определите, в чём сходство и различие сортов мыла? Сделайте вывод. При помощи индикаторной бумаги и шкалы рН раствора определите, какую среду и рН раствора имеют данные растворы. Сделайте вывод, для каких целей можно использовать данные мыла? Вывод: моющие средства со щелочной средой раствора лучше использовать для стирки, а с нейтральной - для ухода за своим телом. Исследуйте моющую способность мыла. Затем промойте руки водой и водой с мылом. Сделайте вывод, почему не у всех хорошо отмылись руки? Что происходит с загрязнением, когда мыло встречается с водой? Проверим, правильны ли ваши ответы. Вывод: моющая способность мыла зависит от его строения. Сделайте вывод о моющей способности мыла и СМС. Исследуйте растворы СМС и сделайте вывод для каких целей используются данные виды моющих средств. Вывод: СМС - со щелочной средой для стирки х.б. тканей, с нейтральной -для стирки шелковых и шерстяных изделий. |
1 группа - определяет среду раствора
мыла "Хозяйственное" 2 группа - определяет среду раствора мыла "Dove" 3 группа - определяет среду раствора мыла "Банное" 4 группа - определяет среду раствора мыла "Детское" Слайд "Использование сортов мыла". 1 группа-"пачкает" руки глиной; 2 группа-"пачкает" руки сажей; 3 группа-"пачкает" руки сажей с жиром; 4 группа-"пачкает "руки жиром. Слайд Моющая способность мыла. Слайд "Синтетические моющие средства". В три пробирки влейте по 4-5мл воды содержащей ионы кальция и магния. В первую пробирку при встряхивании добавьте по каплям раствор мыла, во вторую и третью - ранее приготовленные растворы синтетических моющих средств. 1 группа - определяет среду раствора СМС "Ласка" 2 группа - определяет среду раствора СМС "Tide" 3 группа - определяет среду раствора СМС "Dosia" 4 группа - определяет среду раствора СМС "Ариэль" |
IV. Закрепление знаний. | Выполнение теста. Критерии оценки. Взаимопроверка. |
Слайд "Тест" Слайд Правильные ответы. |
V. Рефлексия. | Доволен(а) ли ты тем как прошел урок? Было ли тебе интересно? Сумел(а) ли ты получить новые знания? Как ты понимаешь афоризм к уроку: "Если возможна гигиена тела, то возможна также гигиена ума и характера"? Что больше всего понравилось на уроке? |
|
VI. Подведение итогов. | Вывод по уроку: моющая способность моющих средств зависит от строения молекулы, мыло способно резко снижать поверхностное натяжение воды, вызывает смачивание поверхностей и способствует образованию эмульсий. | |
VII. Информация о домашнем задании. | параграф 29 (учебник "Химия -10" О.С. Габриеляна), упр №7,8 с.111. |